АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Онтология как философское учение о бытии

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. II. получение наслаждения
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  5. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  6. V3: Тепловое излучение
  7. А) Первичное обучение
  8. Аристократическое учение о государстве и праве Ф. Ницше.
  9. Атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
  10. Атомистическое учение Демокрита
  11. Атомно-молекулярное учение
  12. Б) Обучение на рабочем месте.

Понятие онтологии (греч. ontos - сущее, logos - учение) впер­вые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Фило­софский лексикон» в значении метафизики. Но в качестве терми­на, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в фило­софский язык его ввел Х. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730 г.), определив онтологию как науку о бытии во­обще. Наряду с онтологией в метафизику Х. Вольфа включались рациональная теология («откровенное» знание о Боге, доказа­тельство Его бытия и бессмертия души), рациональная космоло­гия как знание о происхождении мира, рациональная психология (изучение «метафизической природы» души). «Отцами» онтоло­гии считают Гераклита, Парменида, Платона.

В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный ана­лиз сущностных оснований, всеобщих принципов и законов орга­низации реальности как таковой во всех формах ее бытия - при­родной, духовной, социальной, человеческой и др. Соответствен­но, специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявле­ние ее истинной природы, не обращаясь к ней непосредственно. Подобное знание позволяет осуществить рефлексивный переход от описания естественной (физической) реальности с ее эмпири­ческими объектами к идеальным объектам мышления, работа с которыми позволяет ответить на ряд предельно общих вопросов: что есть реальность? в чем смысл ее бытия? и др.

В различных исторических типах онтологии эти задачи реша­лись по-разному: в античности онтология формировалась как учение о всеобщих, неподвижных основах «истинного бытия», представляя собой логико-онтологическую картину реальности; в Новое время приоритет приобретает гносеология, и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, его бытийных основаниях, соотношении с объективной действительностью и т. п.; c XIX-XX вв. предметом онтологии предстает бытие человеческой субъективности, но не в сфере веч­ного, а становящегося бытия.

В античности онтология начала формироваться с разработ­кой базовой категории бытия и производными от нее понятиями сущего и сущности. В результате бытие рассматривается в качес­тве предмета философской рефлексии и является категорией, ко­торая означает то, что есть. Трансцендентальное познание направлено не на самое сущее, а на исследование условий возможности доопытного (априорного) знания об этом сущем (объекте).

В 20-30-е гг. ХХ в. возрождается интерес к проблемам онто­логии, о чем свидетельствуют работы Н. Гартмана, Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера. В результате наметился переход от классической онтологии к современной: понимание бытия осу­ществляется не только в онтологической, но и в других парадиг­мах философствования: культурологической, эпистемологичес­кой, экзистенциальной.

Поэтому современная онтология сосредоточивает свое внима­ние на бытии человека в универсуме и исходит из следующих по­ложений:

• человеческое бытие как человеческая субъективность и соз­нание не выводимы в своей специфичности из законов мира и не могут быть поняты как часть мира, объясняемая этим же миром;

• само сознание рассматривается как особый регион бытия, отличный от других объектов универсума, ибо оно не просто есть, а существует как проект и открывает самого себя в мире;

• понимание человеческого бытия есть одно из его конституи­рующих моментов: человек, говорит М. Шелер, всегда стремится прорвать пределы своего здесь-и-теперь-так-бытия, в том числе и наличную действительность собственного Я.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)