АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Многообразие философских интерпретаций социума. Основные теоретические модели общества

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. Can-Am-2015: новые модели квадроциклов Outlander L и возвращение Outlander 800R Xmr
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  4. I. Понятие общества.
  5. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. Основные задачи и функции
  8. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  9. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  10. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  11. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  12. V. Идеология и практика модели «общенародного государства»

В различной литературе приводятся разнообразные определения общества.

Многообразие этих интерпретаций обуслов­ливается сложным характером системной организации общества, в которой в качестве образующих ее элементов могут быть выделены различные феномены - индивиды, социальные группы, институты и учреждения со своими социальными действиями, функциональными особенностями, специфическими отношениями и т. д.

В различных ин­терпретациях акценты расставляются в зависимости от того, что претендует на роль ведущего.

 

Существует три основные теоретические модели общества.

 

1. Общество как реляционная система («система обществен­ных отношений») по К. Марксу. Исходным для ее понимания явля­ется сформулированное К. Марксом материалистическое понима­ние истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бы­тие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества, прежде всего спо­соб производства и те экономические отношения, которые склады­ваются между людьми в процессе производства, распределения, об­мена и потребления материальных благ, определяют духовную жизнь общества - всю совокупность общественных взглядов, жела­ний и настроений людей. Прекрасно понимая роль субъективной стороны социальной реальности, о чем свидетельствует его замеча­ние, что «история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые К. Маркс называет также материальными и базисными.

 

2. Общество как структурно-функциональная система по Т. Парсонсу. Основатель школы структурного функционализма в американской социологии XX в. Т. Парсонс так же, как и К. Маркс, интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. В своей первой работе он исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством ко­торых выбираются цели и средства, является системообразую­щим элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых вы­полняет определенные социальные роли, положенные ему в соот­ветствии с тем статусом, который он имеет в обществе.

 

3. Общество как результат рационализации социального дей­ствия по М. Веберу. Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX - начала XX в., основатель «понимающей со­циологии» М. Вебер также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании современного общества выступа­ет характер социальных действий индивидов. Системообразующим элементом в теоре­тической модели общества М. Вебера, таким образом, становится социальное действие, которое в отличие от обычных действий чело­века обладает двумя обязательными признаками - «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориента­цией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)