АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  8. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  9. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  10. II. Принципы средневековой философии.
  11. II. Проблема возникновения науки
  12. II. Проблема источника и метода познания.

Изменение статуса философии в контексте развития науки и техники. В XVI в. начина­ется бурное развитие мануфактурного производства, националь­ного рынка, происходит становление гражданского общества и новых форм публичной власти. Европейские державы превращаются из феодальных княжеств в централизованные бур­жуазные государства. Стремясь к экономическому и военному могуществу, они начинают все больше уделять внимания разви­тию науки и техники.

Развитие научных знаний осуществлялось преимуществен­но по двум основным направлениям. Во-первых, разрабатыва­лись принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел (Г. Галилей, И. Ньютон). Во-вторых, неуклонно совершенствовались методы математи­ческого обоснования физических опытов. Постепенно были соз­даны алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление (Р. Декарт, К. Гаусс, Г. Лейбниц). К концу XVII в. европейская наука окончательно приобрела вид эксперимен­тально-математического естествознания, а механика стала об­разцом рационального объяснения универсума, включая общес­тво и человека.

Знаменитые ученые и философы XVI-XVII вв. - Ф. Бэ­кон, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, П. Гассенди, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Лейбниц - заложили основы нового по­нимания предмета философии, ее статуса и роли в системе наук. Были сформулированы принципы классического философского мышления, разработана новая рационалистическая методология.

Мыслители Нового времени поставили перед философией светские, практические задачи. Она должна была способствовать росту научных знаний, открытию новых истин. Со­зерцательному идеалу философского познания была противопос­тавлена идея практической эффективности знания.

Предмет философии по-прежнему делили на три части: Бог, природа, человек. Но в его трактовке обозначились новые акценты. Если для средневековых мыслителей смыслообразующей осью фи­лософских рассуждений был Бог как творец и Вседержитель мира, для античности и философии Ренессанса - космос, определяющий строение общества и место в нем человека, то для философов Ново­го времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разум­ный субъект - творец техники, культуры и государственности. Та­ким образом, основной задачей новоевропейской философии было создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы действенным основанием практической философии, усиливали бы власть человека над при­родой, способствуя учреждению подлинного царства человека.

Таким образом, в новоевропейском рационализме научное познание уподоблялось конструированию гигантского механиз­ма, состоящего из простейших элементов - ясных и отчетливых идей, которые интеллектуальная интуиция усматривает в челове­ческом разуме. Инструмент такого конструирования - рациона­листический метод. Именно он должен вывести науку за узкие рамки кустарного промысла и превратить в организованное, пла­номерное производство новых знаний, столь необходимых моло­дой капиталистической промышленности.

Основные гносеологические программы в философии Нового времени и проблема метода научного познания. Новое понимание философии поставило перед европейскими мыслителями вопрос: каков должен быть метод объективного познания природы? Решение проблемы привело к формированию трех основных методов, определивших векторы развития европейской науки XVI-XVII вв.: опытно-ин­дуктивный метод Ф. Бэкона, математический метод Г. Галилея и рационалистический метод Р. Декарта.

Самым главным в своем методе Ф. Бэкон считал правиль­ный способ анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в сущность исследуемых явлений - индукция. Основой индуктивной методологии выступает воспроизводимый научный эксперимент. Объяснение наблюдаемых в опыте явлений должно удовлетворять условиям проверяемости и выводить на новое знание. Все рассуждения ученого должны строиться по законам и правилам логики.

Г. Галилей также рассматривал научный опыт как ключевое звено исследования природы. Он считал, что гипотеза предваряет экспери­мент и лежит в основе его рациональной организации, поскольку задает серию вопросов, ответы на которые ученый ищет в процес­се проведения опыта. Рациональный анализ составляет суть эк­сперимента.

В ра­ционалистической методологии Р. Декарт пола­гал, что познание истины предполагает последовательное движение от наиболее общих положений к более частным выводам конкретных наук, в отличии от первой методологии.

Проблема метода истинного познания повлекла за собой ряд вопросов, касающихся природы, источника и структуры познава­тельного процесса. В решении этих вопросов в новоевропейской философии сложились два основных направления: эмпирико-сенсуалистическое и рационалистическое. Эмпирико-сенсуалистическая гносеология (к XVII - н XVIII в.,) исходила из признания чувственного опыта единственным и определяющим источником наших знаний о действительности (Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс). Рационализм в противоположность эмпиризму признавал ин­теллект, а не чувства, основой знаний и поведения людей (Р. Де­карт, Мальбранш, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Достоверное научное познание достижимо лишь посредством разума - единственного источника и критерия исти­ны.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)