|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема направленности истории. Линейные и нелинейные интерпретации историиКогда мы рассматриваем развитие общества, вполне правомерно поставить вопрос о направленности человеческой истории и её периодизации, что составляет сущность еще одной проблемы субстанциальной философии истории. Её актуальность задают известные слова из Библии: ≪Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем≫ (Еккл., 1, 9). С другой стороны именно христианская ≪идея истории≫ придает развитию общества закономерный, целенаправленный характер – от прошлого через настоящее к будущему. Нелинейные интерпретации истории корнями уходят в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о ≪колесе истории≫, круговороте событий, ≪вечном возвращении≫. Эта незамысловатая интерпретация развития общества обрела вторую жизнь в философско-исторических концепциях в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса. Одним из первых попытался теоретически обосновать итальянский философ ХVIII в. Дж. Вико, выделивший в истории человечества три эпохи – божественную, героическую и человеческую, последовательно сменяющих друг друга. При этом начало ≪века человеческого≫ - это начало упадка и возврата к первобытному состоянию, за которым вновь последует возрождение ≪века божественного≫ и так далее по этапам цикла. ≪Три эпохи≫ Дж. Вико, рассматриваемые как детство, юность и зрелость человечества, - это своеобразный методологический прием, облегчающий понимание развития общества по аналогии с развитием человека как природного существа. И.В. Гете сформулировал в качестве универсального средства познания социума принцип, предполагающий рассмотрение истории общества подобно сезонным циклам природы: весна – пробуждение и цветение, лето – расцвет, осень – ≪сбор плодов≫, зима – затухание как природы, так цивилизации и культуры общества. Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия ≪регрессизма≫ и ≪прогрессизма≫. Общим для них является констатация очевидной направленности и поступательности социально-культурного развития общества, различным же – вектор этой направленности и характер смены качественных состояний социодинамики. Регрессизм в интерпретации развития общества появляется в древнем мире и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому, во многом непонятному и внутренне противоречивому обществу периода цивилизации. Согласно древнегреческому поэту Гесиоду (VIII – VII вв. до н.э.), первое поколение людей было создано богами из золота и было подобно богам, но затем начинается деградация образа жизни: на смену ≪золотому веку≫ приходит ≪серебряный≫, потом ≪бронзовый≫ и, наконец, наступает полный трудов, горя и несчастья ≪железный век≫. В Новое время он проявился в воззрениях французского философа- просветителя ХVIII века Ж.-Ж. Руссо. Согласно его пониманию, если ≪естественное состояние≫ древнейшего человека характеризуется максимальной свободой, то в последующем он вынужден подчиняться все более набирающим мощь принудительным социокультурным нормам поведения. Прогрессизм оформляется в ХVШ столетии – в ≪век Просвещения≫, полный надежд на всесилие разума и могущество преобразовательных возможностей человека, наделенного способностью познания природы и общества. Столь необходимый для укрепляющейся индустриальной цивилизации, основанной на использовании достижений научно-теоретического прогресса, рост знаний о мире породил идею социального прогресса. Поэтому, по словам одного из первых ее выразителей французского философа А. Тюрго, ≪вся масса человеческого рода, переживая попеременно спокойствия и волнения, счастливые времена и годины бедствий, всегда шествует, хотя и медленными шагами, к все большему совершенству≫. Другой из французских просветителей Ж.А. Кондорсе, давший наиболее полную прогрессистскую концепцию в философии истории ХVIII в. также связывает прогресс с развитием наук и человеческого разума. Идея социального прогресса получила развитие в немецкой классической Философии. И. Кант, в частности, принимая идею прогресса, соотносит ее с ≪тайным планом природы в отношении человечества≫ и совершенствованием правовых и, особенно, моральных устоев общества. Г. Гегель, обусловливая закономерное развитие общества как сферы инобытия Абсолютной Идеи мировой разумностью, говорит о спиралевидной форме развития, в которой преемственно связанные и незамкнутые витки спирали образуют траекторию социального прогресса - действует ≪крот истории≫, придающий ей закономерный и направленный характер. Критерием прогресса у Г. Гегеля служит развитие свободы. В настоящее время имеет достаточно сильные позиции, оформленные в цивилизационно-стадиальной модели линейной интерпретации истории. Он представлен, прежде всего, в концепциях постиндустриального (Д. Белл, А. Турен) и информационного общества (Е. Масуда, О. Тоффлер). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |