АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества

Читайте также:
  1. I. Образ науки
  2. I. Понятие общества.
  3. I. Философия жизни.
  4. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  5. I.1.4. Философия в первом приближении
  6. I.1.5. Философия как теория и
  7. I.1.6. Философия и наука
  8. I.1.8. Философия и ценности.
  9. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  10. II. Проблема возникновения науки
  11. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  12. II. Философия Чаадаева.

На протяжении всей истории человечества совместное сущес­твование людей являлось предметом познания, результаты кото­рого прямо или косвенно сказывались на характере деятельности человека, отношениях между людьми, формах самоорганизации и регуляции жизни социума. С возникновением философии пред­ставления об обществе стали неотъемлемым компонентом фило­софского знания, оставаясь, однако, длительное время на перифе­рии внимания профессиональных философов. Характерные для традиционной философии размышления об обществе и человеке чаще всего имели не специальный, а дополнительный, контексту­альный статус и осуществлялись в русле разработки фундамен­тальных проблем онтологии, гносеологии, антропологии, этики, философии истории, философии права.

На ранних этапах это объяснялось синкретизмом традицион­ного образа жизни, слабой дифференциацией природного и соци­ального миров и, соответственно, натуралистическим понимани­ем общества, на более поздних - постепенно наступившим осозна­нием сложности социальной жизни и ее феноменов.

В итоге вплоть до середины XIX в. социальная философия находилась в процессе перманентного самоопределения, связанного с поиском собственного предметного ареала как в рам­ках общефилософского знания, так и комплекса формирующихся социально-гуманитарных наук.

Произошедшая в XIX в. институциализация этих наук, приведшая к созданию социологии, поли­тологии, культурологии, социальной психологии и др., способ­ствовала кристаллизации предмета, структуры, проблемного по­ля и социокультурных функций социальной философии, ставшей в XX в. одним из основных компонентов философского знания.

Что характерно для социальной философии как специфической формы осмысления общества и его динамики?

Каков характер ее связи с современными социально-гуманитарными науками?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратим внимание на следую­щие две фундаментальные особенности, атрибутивно присущие философии в целом и определяющие социокультурный статус социально-философского знания.

Наличие у философии двух принципиально взаимосвязанных, но автономных интенций - эпистемной, выражаю­щейся в стремлении к достижению репрезентирующего познавае­мый мир истинного знания о нем, и софийной, воплощающейся в ценностно-императивных рассуждениях о сущности и значении происходящего в мире. Итогом реализации первой интенции фи­лософии (по преимуществу профессиональной) является претен­дующее на объективный характер отражения действительности знание, второй (часто понимаемой как «философствование» о ми­ре, человеке и месте человека в этом мире) - мнение.

 

51. Социокультурные модусы человеческого бытия

Несмотря на очевидность индивидуального опыта и характе­ристик, свою подлинную реализацию «Я» получает лишь в об­ществе, которое не только задает шкалу единых культурных цен­ностей, но и определяет степень уникальности каждой отдельной личности. Механизмы социокультурной детерминации личности могут быть рассмотрены в трех основных аспектах: ге­нетическом, функциональном и телеологическом.

Генетические факторы связаны преимущественно с процессами социализации личности, функциональные - описывают основные формы жизне­деятельности человека, а телеологические - его исходные ценнос­тные ориентации, определяющие смысл и цели существования.

Социализация представляет собой процесс приобщения чело­века к определенной социальной среде, овладения им необходи­мыми навыками и знаниями. Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства. Особую роль здесь играет семья(семья бла-бла, большая роль бла-бал-бла). Некоторая ситуативность и стихийность социализации в рам­ках семьи обязательно корректируется образованием. В широком смысле образование - это социально-исторический механизм це­ленаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению.(образование не только знания бла-бла-бла).

Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре - это деятель­ность и коммуникация.

Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобра­зованию объективной действительности и самого себя. Коммуни­кация - это процесс обмена информацией, предполагающий ак­тивную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия.

Ядро деятельностного отношения к действительности составля­ет труд. Структура трудовой деятельности, описанная К. Марксом, включает следующие компоненты: субъект и объект деятельности, ее цель, средства, предмет и продукт.

Говоря о феномене деятельности, следует различать сферу труда как устойчиво-типологическое основание жизнедеятель­ности общества, определяющее структуры повседневного опыта и доминирующий тип рациональности, и формы творчества. Твор­чество - это вид деятельности, связанный с созданием принципи­ально новых культурных феноменов и ценностей.

Если деятельность описывает способ отношения человека к объективированной действительности, то общение характеризует сферу межличностных, субъект-субъектных отношений. Следует различать категории общения и коммуникации.

Коммуникация выступает как более широкое понятие, обозначающее процесс об­мена информацией.

Общение - это процесс непосредственной межличностной ком­муникации, ориентированный на понимание.

(последний абзац наверно не обязательно, но препод любит выводы)

Переживаемый сегодня «антропологический кризис» с очевид­ностью свидетельствует о девальвации гуманистического потенциа­ла современной «посткультуры». Концентрируя в себе все связи бытия, человек, утративший собственную человечность, легко пожертвует природой, культурой, социумом. Одновременно кризис акцентирует поиск новых, более гуманных стратегий культурного развития.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)