§409. Утверждать, что сверхъестественное есть необходимое основание всех религий, что оно есть самое главное в здании христианства, это значит поддерживать весьма опасное положение; делать единственной опорой христианских истин чудесное, значит давать христианству непрочное основание, камни которого ежедневно выпадают. Это положение, защитниками которого сделались знаменитые теологи, прямо ведёт к тому заключению, что в известное время не будет больше никаких религий, даже христианской, когда то, что считалось чудесным, будет признано естественным; и какое бы множество аргументов ни собирали тогда, всё же не удастся поддержать верование, что такое-то явление чудесно, если доказано противное; а доказательством, что известный факт не есть исключение из законов Природы, служит то, что он может быть объяснён этими самыми законами и что он перестаёт быть привилегией святых, если может повторяться через посредство чьего-нибудь вмешательства. Религиям нужно не сверхъестественное, а духовное начало, которое к общему вреду смешивается с чудесным и без которого религии невозможны. Спиритизм рассматривает христианство с точки зрения более возвышенной; он даёт ему основу более крепкую, чем основа чудес, это неизменные законы Божии, которые управляют как духовным, так и матерьяльным миром; эта основа не боится ни науки, ни времени, потому что и наука, и время, одинаково подтвердят её. Бог не менее достоин нашего восхищения, нашей благодарности и нашего почитания от того, что Он не нарушает Своих законов, великих особенно в своей неизменности. И не нужно сверхъестественного для воздавания Богу должного Ему поклонения; разве Природа не достаточно величественна сама по себе, чтобы ещё прибавлять к ней доказательства верховного могущества? Чем более религия санкционируется разумом, тем менее она встретит неверующих. Христианству нечего терять от этой санкции, оно только выиграет от неё. Если что-нибудь могло повредить ему во мнении известных лиц, это именно злоупотребление чудесным и сверхъестественным. §410. Если принимать слово чудо в его этимологическом значении, в смысле дива, то у нас перед глазами будет бесконечно много чудес; мы вдыхаем их в воздухе, мы топчем их ногами, потому что всё в Природе есть чудо. Каким образом народу невежественному, нищему духом, дать понятие о могуществе Бога? Нужно ему показать Его в бесконечном разуме, который правит всем в удивительной организации всего, что живёт в оплодотворении растений, в приспособленности всех частей каждого существа к его нуждам сообразно с той средой, где он призван жить; надо показать ему деяния Божьи в каждой былинке, в цветке, который раскрывается, в солнце, которое всё оживляет; надо показать ему доброту Бога в Его заботливости о всех творениях, как бы они ни были ничтожны, Его предусмотрительность в целесообразности каждой вещи, в добре, которое получается всегда из кажущегося и мимолётного зла. Дайте ему особенно понять, что действительное зло есть дело человека, а не Бога; не старайтесь поразить его ужасом вечного пламени, в который он перестаёт верить и который заставляет его сомневаться в доброте Божией; но ободрите его уверенностью в возможности когда-нибудь искупить и исправить то зло, которое он мог совершить; покажите ему открытия науки как откровения Божьих законов, а не создания Сатаны; научите его, наконец, читать в той книге Природы, которая постоянно открыта перед ним, в той неисчерпаемой книге, где разум и благость Создателя начертаны на каждой странице; тогда он поймёт, что существо столь великое, владеющее всем, заботящееся обо всём, предвидящее всё, должно быть верховно могущественно. Земледелец увидит Его, проводя свою борозду, и несчастный благословит Его в своей скорби, потому что он скажет себе: если я несчастен, я сам тому причиной. Тогда люди будут действительно верующими, разумно верующими, не так, как они теперь верят в камни, источающие кровь, или в статуи, льющие слёзы.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг(0.003 сек.)