АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Объяснение некоторых явлений, считавшихся сверхъестественными. Жизнь духовная или психическая; двойное зрение; сомнамбулизм; сновидения
§432. Перисприт есть соединительное звено между жизнью матерьяльной и духовной; именно через него воплощённый дух находится в постоянных сношения с духами; через него, наконец, совершаются в человеке особые явления, которые не имеют своей первопричиной осязаемую материю и которые поэтому кажутся сверхъестественными. Именно в свойствах периспритальных флюидов следует искать причину двойного или духовного зрения, которое можно назвать также психическим зрением, которым многие одарены, часто без их ведома, как и зрением сомнамбулическим. Перисприт есть чувствительный орган духа; через его посредство воплощённый дух получает понятие о вещах духовных, которые ускользают от физических чувств. Посредством телесных органов зрение, слух и другие чувства локализуются и приспосабливаются к впечатлениям матерьяльных явлений; через чувства духовные или психические они обобщаются; дух видит, слышит и чувствует всем своим существом всё, что находится в сфере его периспритальных флюидов. Эти явления у человека составляют проявление его духовной жизни; это душа, действующая вне организма; при двойном зрении, или восприятии духовными чувствами, он не видит телесными глазами, хотя часто по привычке направляет их в ту точку, куда обращено его внимание; он видит духовными глазами, и это доказывается тем, что он так же хорошо видит с закрытыми глазами и вне круга физического зрения; он читает образную мысль в флюидическом луче. §433. Хотя в продолжении жизни дух связан с телом посредством перисприта, он не настолько порабощён, чтобы не мог покидать его; он удлиняет свою цепь и переносится далеко, или на Земле, или на какие-нибудь точки космического пространства. Дух лишь с сожалением привязывает себя к телу, потому что его нормальная жизнь свободна, тогда как телесная есть жизнь раба, прикреплённого к земле. Таким образом, дух счастлив, когда может покидать своё тело, как птица клетку; он хватается за все случаи освобождения и пользуется для этого всеми мгновениями, когда его присутствие не нужно для физической жизни. Это явление известно под именем эмансипации, или высвобождения, души; оно происходит во время сна; всякий раз, когда тело отдыхает и чувства находятся в бездейственном состоянии, дух освобождается. ("Книга Духов", гл.VIII.) В эти минуты дух живёт духовной жизнью, а тело только жизнью растительной; он бывает отчасти в том состоянии, в каком будет после смерти физического тела; он пролетает пространства, видится со своими друзьями и другими духами, свободными или воплощёнными, как и он сам. Флюидическая связь, соединяющая его с телом, обрывается окончательно лишь после смерти; полное расставание происходит по окончательном пресечении деятельности жизненной силы. До тех пор, пока тело ещё живо, дух, на каком бы он ни был расстоянии, мгновенно к нему возвращается, как только необходимо его присутствие; тогда он снова вступает в обычное течение жизни. Иногда пробуждаясь, он сохраняет воспоминание о своих странствованиях в более или менее точных образах сна; но во всяком случае он выносит из них впечатления, которые внушают ему новые идеи и мысли и оправдывают пословицу: "ночь приносит совет".2 Совершенно так же объясняются некоторые характерные явления естественного и магнетического сомнамбулизма, каталепсии, летаргии, экстаза и многое другое, которые суть не что иное, как манифестации духовной жизни. §434. Так как духовное зрение происходит без посредства матерьяльных глаз, то и окружающее познаётся не через посредство обыкновенного света: в самом деле, матерьяльный свет сотворён для матерьяльного мира; для мира духовного существует особый свет, природа которого нам неизвестна, но которая, без сомнения, есть одно из свойств эфирного тока, предназначенное для зрительных познаваний души. Таким образом, есть свет матерьяльный и свет духовный. Первый имеет ограниченные центры в светящихся телах; второй имеет центр везде; это и есть причина, по которой нет препятствий для духовного зрения; оно не задерживается ни расстоянием, ни плотностью материи; темноты для него не существует. Итак, духовный мир освещается духовным светом, имеющим свои собственные явления, как матерьяльный мир освещается солнечным светом. §435. Душа, облечённая своим периспритом, несёт, таким образом, в себе самой своё световое начало. И так как она проникает материю в силу своей эфирной сущности, для её зрения нет непрозрачных тел. Однако духовное зрение не у всех духов имеет одинаковую проницательность и одинаковое протяжение; одни чистые духи обладают им в полной силе; у низших духов оно ослаблено относительной грубостью перисприта, который, как туман, обволакивает их. У воплощённых духов оно обнаруживается в явлениях второго зрения, в естественном или магнетическом сомнамбулизме или в состоянии бодрствования. Смотря по силе этой способности говорят, что ясновидение более или менее велико. С помощью этой именно способности некоторые люди видят внутренности организма и описывают причины болезней. §436. Итак, духовное зрение даёт особые чувствования, которые, не опираясь на матерьяльные органы, совершаются в условиях совершенно отличных от матерьяльного зрения. По этой причине нельзя ожидать от них одинаковых явлений и нельзя производить над ними одинаковых опытов. Совершаясь в организме, духовное зрение обладает такою подвижностью, которая уничтожает все догадки. Надо изучать его в его следствиях и причинах, а не по сходству с обыкновенным зрением, которого они не предназначены дополнять, разве только за некоторыми исключениями, которые нельзя считать правилом. §437. Духовное зрение по необходимости не полно и не совершенно у воплощённых духов, а следовательно, подлежит уклонениям. Происходя из самой души, оно, как и даваемые им понятия, должно быть подвержено влиянию душевного состояния. Смотря по степени его развития, по обстоятельствам и нравственному состоянию индивидуума, оно может давать во время сна или в состоянии бодрствования: 1) понимание известных реальных, матерьяльных фактов, как, например, событий, происходящих далеко, подробности данной местности, причины болезней и надлежащие для их устранения лекарства; 2) видение столь же реальное из мира духовного, как, например, видение духов; 3) фантастические образы, созданные воображением, аналогичные флюидическим созданиям мысли. Эти образы бывают всегда соответственны нравственному расположению созидающего духа. Таким образом, мысль людей, проникнутых известного рода религиозными верованиями, рисует им ад с его демонами, горнилами и муками, какими они представляются в их воображении: иногда это целая эпопея; язычники видели Олимп и Тартар, как христиане видят рай и ад. Если, проснувшись или по выходе из состояния экстаза, эти субъекты сохраняют точное воспоминание о своих видениях, они принимают их за реальные и подтверждающие их верования, тогда как они только продукты их собственной мысли. Стало быть, в экстатических видениях надо делать строгий выбор, прежде чем их принимать. Исцеление от слишком большого легковерия в этом отношении зависит от изучения законов, которыми управляется духовный мир. §438. Сновидения в собственном смысле слова представляют три рода вышеописанных видений. К первым двум принадлежат сновидения предвидения, предчувствия и предупреждения. (Гл.XVI, Теория предвидения, §§527, 528, 529.); к третьему, то есть флюидическому созданию мысли, относится причина некоторых фантастических образов, которые не имеют ничего реального по отношению к действительной жизни, но которые для духа имеют иногда такую реальность, что тело чувствует их отражённое действие и что бывали случаи, когда волосы седели под впечатлением такого сна. Эти создания могут быть вызваны: экзальтированными верованиями, воспоминаниями прошлого; вкусами, желаниями, страстями, страхом, упрёками совести; повседневными хлопотами; потребностями тела или затруднением в функциях организма и, наконец, другими духами, доброжелательными или злонамеренными, смотря по их природе. ("Книга Духов", гл VIII, N400)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | Поиск по сайту:
|