АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовное начало

Читайте также:
  1. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  2. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  3. Аграрная политика царизма в Казахстане в конце XIX-начале ХХ вв. Переселение русских, украинских крестьян. Начало формирования многонационального состава населения Казахстана.
  4. Административное деление украинских земель в составе империй. Социально-экономический уклад, начало кризиса феодально-крепостнической системы общественных отношений.
  5. Александр III и начало Николая II
  6. Анаксагор: «ум» как начало вещей
  7. Арабы в 6-7веках. Мухаммед и начало Ислама.
  8. Белая Орда (ХIII-начало XV вв.)
  9. Билет 31. Великие географические открытия и начало колониальной европейской колониальной экспансии.
  10. Билет №19. Правление Федора Иоанновича. Начало Смутного времени.
  11. Бытие как наиболее общая категория философии.Материальное и духовное бытие.
  12. В начало

§317. Существование духовного начала есть факт, нуждающийся в доказательствaх не более, чем существование материи; это своего рода аксиома; оно подтверждается своими следствиями так же, как материя своими.
Согласно принципу: "Всякое явление имеет свою причину"; следовательно, всякое разумное явление должно иметь разумную причину; не трудно отличить механическое движение колокола, колеблемого ветром, от движения того же колокола, дающего какой-либо сигнал или возвещение и тем самым обнаруживающего какую-нибудь мысль или намерение. А так как матерьял колокола не может иметь сознания, то ясно, что колокол движется разумной силой, проявлению которой он служит, как орудие.
По той же причине никому не придёт в голову приписывать сознание телу мёртвого человека. Если живой человек мыслит, стало быть, в нём есть что-то, чего уже нет в нём после его смерти. Разница между ним и колоколом заключается в том, что разумная сила, двигающая колокол, находится вне его, тогда как сила, выражающаяся в деятельности человека, находится в нём самом.
§318. Понятие о духовном начале вытекает из самого существования Божия; без этого начала существование Бога не имело бы смысла, и было бы так же мало понятно, как идея о Верховном Разуме, царящем вечно над одной только грубой материей, или о земном монархе, властвующем над одними камнями. Нельзя предположить Бога без Его существенных Божеских атрибутов - доброты и справедливости; но эти качества были бы бесполезны, если бы распространялись только на одну материю.
§319. С другой стороны, было бы невозможно постичь Бога, совершенного, всеблагого и справедливого, который творит разумных и чувствующих существ, обрекая их полному уничтожению после нескольких дней страдания без всякого вознаграждения и питая взор Свой этим зрелищем непрерывного ряда существ, которые рождаются не по своей воле, мыслят несколько мгновений для того, чтобы узнать одно горе, и угасают навсегда после мимолётного эфемерного существования.
Если бы мыслящее существо не переживало человека, страдания жизни были бы бесцельною жестокостью Божией. Вот почему матерьялизм и атеизм логически связаны друг с другом; отвергая причину, они не могут принять следствия; отвергая следствие, не могут принять причины. Таким образом, матерьялизм если и не согласен с разумом, то, по крайней мере, верен себе.
§320. Идея вечности разумного существа врождена человеку; она находится в нём в состоянии созерцания и стремления; он понимает, что только там - награда за лишения жизни; вот почему всегда было и будет больше спиритуалистов, чем матерьялистов, больше деистов, чем атеистов.
К идее созерцательной и к могуществу рассуждения Спиритизм прибавляет санкцию фактов, матерьяльное свидетельство духа, его бессмертия и его индивидуальности; он с точностью определяет и дополняет то, что было в этой идее неопределённого и абстрактного. Он показывает нам духовное существо действующим вне материи или после или во время плотской жизни.
§321. Одно ли и то же - начало духовное и начало жизненное?
Исходя по обыкновению из наблюдений над фактами, мы скажем: если бы оба принципа были неразлучны, то имелось бы некоторое основание их смешивать, но если есть существа живущие и не думающие вовсе, как, например, растения; человеческие тела, ещё оживлённые органической жизнью без малейшего признака мысли; если в живом существе происходят движения жизни, независимо от какого бы то ни было акта воли; если органическая жизнь продолжается во время сна с полной активностью, тогда как жизнь интеллектуальная не проявляется никаким внешним признаком, есть основание предполагать, что органическая жизнь заключается в принципе, присущем материи, независимом от жизни духовной, которая присуща духу. Если же материя жизненна независимо от духа, и если дух живёт независимо от материи, становится ясным, что эта двойная жизненность имеет основанием два различные принципа. (Гл.X, §§302-305.)
§322. Духовное начало имеет ли своим источником космический элемент Вселенной? Не есть ли оно простое преобразование, вид существования этого элемента, как, например, свет, электричество, теплота и т.д.?
Если бы это было так, то духовное начало оказалось бы подвержено превратностям материи; оно уничтожалось бы через разъединение, как то происходит с началом жизненным; существо разумное имело бы, как и тепло, лишь краткую жизнь, и со смертью подвергалось бы уничтожению или, что совершенно одно и то же, возвращалось бы к общему жизненному источнику Вселенной; одним словом, это было бы подтверждением матерьялистических доктрин. Свойства особого рода, отличающие духовный принцип, доказывают его самостоятельное, независимое существование; он не имел бы этих свойств, если бы происхождение его было матерьяльно. Следовательно, разум и мышление не могут быть атрибутами материи, и, восходя от следствий к причинам, мы приходим к заключению, что матерьяльный и духовный элементы суть два существенных принципа Вселенной. Индивидуализированный духовный элемент представляет существ, называемых духами, так же, как индивидуализированный матерьяльный элемент представляет различные тела природы, органические и неорганические.
§323. Откуда происходит признанное нами духовное существо, источником которого не может быть материя, и какая его точка отправления?
Тут наши способы исследования всегда недостаточны, как и во всём, что касается происхождения вещей. Человек может констатировать то, что существует; во всём же остальном он может высказывать лишь гипотезы; и потому ли что эти познания превосходят способности его современного разума, или они ему бесполезны, или ему неудобно обладать этими знаниями в данное время, но только Бог не даёт ему их даже через откровения.
Что Бог открывает ему через Своих посланников и что сам человек мог бы также заключить из понятия о верховном правосудии, которое есть один из существенных атрибутов Божества, это то, что все духовные существа имеют одну точку отправления; что все созданы простыми и несведущими, с одинаковой способностью прогрессировать посредством своей личной деятельности; что собственными усилиями все они достигнут той степени совершенства, какая доступна творению; что все они, как дети одного Отца, пользуются одинаковым попечением; что никто из них не облагодетельствован и не одарён более другого, никто не избавлен от труда, возложенного на других для достижения цели.
§324. Создавая в продолжение вечности матерьяльные миры, Бог создал также и духовные существа; без этого матерьяльные миры не имели бы цели. Было бы более понятно существование духов без матерьяльных миров, чем одних матерьяльных миров без существования духов. Эти матерьяльные миры должны были доставлять духовным существам элементы деятельности для совершенствования их разума.
§325. Прогресс есть нормальное условие бытности духовных существ, а относительное совершенствование - цель, которой они должны достигать; а так как Бог создавал их в течение вечности, то во все времена были духи, достигшие кульминационной точки лестницы творений.
Прежде чем создана была Земля, миры следовали за мирами, и когда Земля вышла из хаоса элементов, пространство было уже населено духовными существами всех степеней развития, начиная с тех, которые рождаются для жизни, и кончая теми, которые во все времена составляли ряды чистых духов, обыкновенно называемых ангелами.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)