АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Пространство и время. §155. Много было дано определений пространства, и главнейшее из них следующее: пространством называется расстояние
§155. Много было дано определений пространства, и главнейшее из них следующее: пространством называется расстояние, разделяющее два тела. Из этого некоторые софисты вывели, что где нет тел, не существует и пространства, и на этом некоторые богословы основали своё мнение, что пространство необходимо должно быть конечно, так как ограниченные в числе и объёме тела не могут составить бесконечного ряда и, следовательно, там, где прекращаются тела, должно прекратиться и пространство. Давались ещё и другие определения пространства: место, в котором движутся миры; пустота, в которой действует материя и т.п. Оставим в трактатах, где они покоятся, все эти ничего не определяющие определения. Пространство есть слово, выражающее первичную идею, аксиому, ясную бездоказательно и которую всякие определения могут только затемнить. Мы все знаем, что такое пространство, и я хочу только установить его конечность для того, чтобы последующие наши изыскания не встречали препятствий, ограничивающих наш кругозор. Итак, я говорю, что пространство бесконечно, потому что нет возможности представить себе его границы, и, несмотря на всю трудность постижения бесконечности, нам всё-таки легче мысленно подвигаться в пространстве хотя бы целую вечность, чем, остановившись на каком-нибудь пункте, представить себе, что дальше уже нет протяжения. Чтобы представить себе бесконечность пространства, насколько это возможно при ограниченности наших способностей, предположим, что, покинув Землю, затерянную в пространстве, мы направляемся к какой-нибудь точке Вселенной и подвигаемся с быстротой электрической искры, проходящей тысячи миль в секунду. Через несколько минут, пролетев миллионы вёрст, мы находимся уже на таком расстоянии от только что покинутой нами Земли, что она кажется нам едва заметной, бледной звёздочкой. Ещё мгновение - и, подвигаясь всё в том же направлении, мы достигаем тех отдалённых созвездий, которые едва видны с вашего земного шара;2 и тут уже не только Земля совершенно исчезает из наших глаз и теряется в глубинах небесных, но даже солнце во всём своем великолепии помрачается расстоянием. Но мы продолжаем двигаться с быстротою молнии 3 и, с каждым шагом подвигаясь в пространстве, пролетаем через целые системы миров, целые острова эфирного света, целые млечные пути звёзд и, наконец, через роскошные сияющие области, которые Бог усеял мирами в таком изобилии, как земные луга цветами. Но мы двигаемся всего только несколько минут, и уже сотни миллионов вёрст отделяют нас от Земли и миллиарды миров прошли перед нашими глазами. И всё же, слушайте: мы не подвинулись во Вселенной ни на шаг! И если мы будем так продолжать не минутами, а годами, веками, тысячами веков и миллионами вековых периодов и всё с той же быстротой молнии,- то мы подвинемся не более прежнего. И то же будет, в какую бы сторону мы ни направлялись, куда бы ни устремились с той песчинки, которая называется Землёй. Вот что такое пространство! §156. Время, как и пространство, есть слово, само себя определяющее; о нём можно составлять себе более верное понятие, установив его отношение к бесконечному целому. Время есть последовательность явлений; оно связано с вечностью так, как вещи связаны с бесконечным пространством. Вообразим себе начало нашего мира, ту примитивную эпоху, когда земля не начинала ещё колебаться, как кадило, под влиянием божественного побуждения,- одним словом, вообразим начало Бытия. Тогда время ещё не выходило из таинственной колыбели Природы и никто не мог бы сказать, какая это была эпоха: указатель вековых часов ещё не был тогда приведён в движение. Но, тише! Вот пробил первый удар на часах вечности, и уединённая планета уже двинулась в пространстве - и был вечер и было утро. Но вне этой Земли, в пространстве, вечность всё так же неподвижна и молчалива, хотя время идёт для многих миров. На Земле же вечность заменилась временем и многие-многие поколения отныне будут отсчитывать минуты, годы и века. Перенесёмся теперь к последнему дню планеты - Земли, к тому часу, когда, согбенная под тяжестью лет, она будет вычеркнута из книги жизни, чтобы более не появляться в ней: тут останавливается смена событий, движение, которым измерялось время, прекращается, а с ним кончается и самое время. Вот простое изложение естественных событий, дающих начало времени, дозволяющих ему продолжаться и, наконец, угасать. Этого довольно, чтобы показать, что с той точки, на которую мы должны стать для наших исследований, время не более, как капля, падающая из тучи в море, падение которой рассчитано и измерено. Сколько миров в безграничном пространстве, столько и времён различных и несовместимых. А вне этих миров одна вечность затемняет последовательность этой преходящей чреды и своим неподвижным светом наполняет всю необъятность небес. Необъятность беспредельная, вечность бесконечная - таковы великие свойства Природы во Вселенной! Взор наблюдателя, пронизывающий беспредельные пространства, ни в чём не встречая препятствий, и ум геолога, проникающий за пределы веков до глубины отверзтой вечности, в которой оба некогда исчезнут, действуют совместно, оставаясь каждый на собственном пути и сообща достигают двойного понятия бесконечности: в пространстве и во времени. Итак, не оставляя этого порядка суждений, нам легко будет постичь, что время есть только отношение преходящих явлений и зависит исключительно от предметов измеримых; потому, если, принимая земные века за единицу, мы будем нагромождать их тысячами на тысячи и, таким образом, составим колоссальное количество, то число их составит всё-таки только точку в бесконечности; также и миллионы миль, присоединённых к миллионам миль, не более, как точка в беспредельном пространстве. Так, например, века не входят в эфирную жизнь души, и мы могли бы написать число, равняющееся длине земного экватора, и предположить, что мы прожили столько же веков, но дух наш не состарился бы от этого ни на один день. Прибавим к этому бесчисленному количеству веков ещё целую серию, цифровое изображение которой имело бы длину равную расстоянию Земли от Солнца или даже большую, и, воображая себе, что мы прожили всё это непостижимое число лет, то, дойдя до конца, мы увидели бы, что вся масса веков, прошедших над нашими головами, как будто не существовала: перед нами, всё-таки, целая вечность. Время есть только относительное измерение последовательности преходящих явлений, а вечность неизмерима никакою мерою в отношении продолжительности: для неё всё и всегда в настоящем. Если века веков меньше секунды в сравнении с вечностью, что значит продолжительность жизни человеческой!
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | Поиск по сайту:
|