АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Полибий 10 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. Il pea.M em u ifJy uK/uu 1 страница

12 ibid. город фигалян. Фигалия, теп. Paolitza, город в Аркадии, в юго-западном углу Аркадии, на крутом возвышении над северным берегом Неды, знаменит развалинами храма Аполлона Эпикурия в Бассах, в двухчасовом расстоянии от города. Фигалия называется здесь составною частью Этолийского союза (συμπολιτευομένη), а немного ниже (79) говорится только о военно-союзнических отношениях между Фигалией и этолянами. Из времени немного предшествующего сохранилась надпись, содержащая в себе постановление мессенян в ответ на предложенные этолянами условия разрешения пограничных споров между Фигалией и Мессенией. (Le Bas et Foucart, Inscriptions du Peloponnèse, no 328 а).

13 (8) пираты πειραταί, собств. «искатели приключений» вместо классического термина λσταί «разбойники».

14 (4 1) двор Хирона, поселение в Мессении, нигде более не упоминаемое.

15 (2) Эфоры. Правление Мессены в 220 г. было олигархическое, и главные должностные лица носили имя спартанских «блюстителей». Ср. 31, 32. В более позднее время после демократической реакции они назывались, как и в Ахейском союзе, стратегами. (Plut. Arat. 20. Срвн. Полиб. VII 10).

16 ibid. собрание... лиц, подготовлявших дела для сената и народного собрания. Le Bas et Foucart, Inscr. du Peloponn. no 35a. По словам Аристотеля (Polit. IV 14), такие комитеты были повсеместны в Элладе в это время.

17 (5) широкую шляпу καυσίαν, македонский головной убор: войлочная шляпа с широкими полями. Каракалла носил такую шляпу в подражание Александру.

18 (5 2) беззаконие κ παρανομίας. Сочетание терминов, из которых один означает поведение Доримаха, другой — отношение к нему мессенян (σκμμα «насмешка»), казалось Казобону и Рейске насильственным, а потому они предложили читать κ παρωνυμίας оскорбительное прозвище Бабирта. Кобет предлагает κ παροινιας «вследствие опьянения, пьянства» (Mnemos. X 388); но об этом нет речи у автора.

19 (4) о нерасположении лакедемонян. Исконная вражда между двумя государствами, выразившаяся в старину в трех мессенских войнах и приведшая к уничтожению Мессены, продолжалась и по восстановлении города Эпаминондом 370/369 г. до Р. X. на горе Ифоме, вплоть до римского владычества.

20 (7) жаловаться ρεΐν γκλήματα, выражение, нигде более не встречающееся, а потому Швейггейзер предлагал поправку ξειν γκλήματα, принятую некоторыми из позднейших издателей историка.

21 (8) обещали... в союзе. Из слов Павсания (IV 29 3) можно догадываться, что мессенские добровольцы принимали участие в битве союзников против Клеомена при Селласии.

22 (9) союзного собрания σύνοδον, собиралось в пору осеннего равноденствия в Ферме (IV 37 2); чрезвычайные собрания могли быть созываемы и в другое время стратегом.

23 ibid. с апоклетами, члены коллегии, соответствующей συναρχίαις в других государствах. Апоклеты выбирались народом и составляли sanctius concilium, по словам Ливия (XXXV 34). В обыкновенное время полномочия этой коллегии были весьма обширны. Полиб. XX 10. 11. XXI 4 7. 8. 5 2. 7. Liv. XXVI 24. XXVIII 7. Срвн. Gilbert, Handb. d. gr. Staatsalterth. II, 28 сл. Латышев, Очерк греч. древностей. I. Спб. 1888, стр. 326 сл.

24 (6 1) Кифер, теп. Чериго, остров у мыса Малеи, с западной стороны его. Замечание Хилона об острове сообщает Геродот VI 65.

25 ibid. начальников корабля ναυκλήρους, собств. владелец или патрон судна. В смысле командира судна ναύκληρος у Полиб. XXXI 21 1. 22 10. Aesch. Suppl. 174. Eurip. Hippol. 1224.

26 (2) кефалленян. Быть может, они были неполноправными членами Этолийского союза. Schorn, Gesch. Griechenlands von der Entstehung d. aetol. u. achaeisch. Bundes bis sur Zerstörung Korinths. Bonn. 1833, стр. 29.

27 ibid. Тирием, теп. Zaverdha, главный город в Северной Акарнании в широкой плодоносной долине.

28 (4) в звании царского уполномоченного. Такой перевод казался нам наиближе отвечает выражению подлинника τν π τν ν Πελοποννήσ βασιλικν πραγμάτων, иначе epimeletes, начальник македонского гарнизона, блюститель интересов македонского царя. Дальнейшее изложение дает понять, что царский уполномоченный находился в Орхомене.

29 (6) не возвращал. Орхомен возвращен был ахеянам только в 196 г. римлянами, когда Тит Квинкций Фламинин провозгласил в Коринфе свободу Эллады. Полиб. XVIII 28 12. 30 10. Liv. XXXIII 31.

30 (7) время, весна или начало лета. 37 2. Стратег выбирался в весеннем, майском собрании; между выбором и вступлением в должность проходило некоторое время. Plut. Arat. 47. Во II в. до нашей эры начало ахейской стратегии было не в мае, а осенью, приблизительно в нашем октябре. А. Mommsen, Delphische archonten nach der Zeit geordnet. Philologus XXIV B. 1866, стр. 17—19.

31 (8) Рий, этолийский, обыкновенно именуемый Антиррием или Моликрийским Рием, мыс Этолии, выдающийся в самую узкую часть Коринфского залива; так назывался, кажется, и самый пролив.

32 (11) искони. В то время как мессеняне поселены были в Навпакте, между ними и этолянами должен был установиться союз, сменившийся потом враждою. Фукид. III 94.

33 (7 5) вооруженным, т. е. стратег должен был созвать военные контингенты союзников, коллективное решение коих входило в силу без утверждения народным союзным собранием.

34 (8 3) коварные... действия πράξεις, преимущественно путем выискивания нужных для его целей людей в неприятельском лагере или городе и путем тайных сношений с ними; отсюда πραξικοπεΐν τν πόλιν «взять (неприятельский) город с помощью хитрости и измены».

35 (4) взятие Сикиона и Мантинеи. Подробный живописующий рассказ о первом из этих событий у Плутарха (Arat. 2—9). Срвн. Васильевский, о. с. 66 сл. О взятии Мантинеи Полиб. II 51. 58. Plut. Arat. 36. Васильевский, о. с. 257 сл.

36 ibid. изгнание... пелленян, подробный рассказ у Плутарха Arat. 31.

37 (10) фессалийцев. Фессалийская конница лучшая в Элладе. Геродот. VII 196.

38 (9 3) правители ο προεσττες, т. е. демиурги, председательствовавшие в союзном собрании и ведавшие делами союза в промежутках между союзными собраниями.

39 (4) акарнанами, поправка Гронова вм. рукописного аркадянами ρκάσι, ибо аркадяне входили в состав Ахейской федерации, а здесь поименовываются союзники федерации внепелопоннесские. Срвн. Полиб. V 3 3. IX 38 5.

40 (9) Киллену, гавань и арсенал Элиды на северо-западном берегу ее, исчезла бесследно. Фукид. II 84. Страб. VIII 3 4.

41 ibid. Феяде, о-в у берегов Элиды насупротив гавани Феи, у подножья скалистого мыса Ихеиса, где теперь развалины Pondiko Castro,— той самой гавани, которая занята было афинским флотом в 431 г. Фукид. II 25 3—4. Относительно о-ва см. Страб. VIII 3 12.

42 (10 2) следовать... стороною ντιπαράγειν. В таком значении слово употреблено I 77 2 и часто в III кииге о войсках римлян относительно Ганнибала.

43 (4) отряжаемым... приказ. Сл. ταΰτα после κπεμπομένοις, изменяемое Рейске в μετ ταΰτα и Кампе в ταΐς ναυσί, есть не более, как прямое дополнение к προσεντειλάμενοι, поясняемое далее стоящими πρς τ ‛Ρίον παντν.

44 (5) Олимпии, знаменитая местность в Писатиде, на правом берегу р. Алфея при впадении в него Кладея. Это, собственно, не город, но знаменитая священная равнина с храмами, общественными зданиями и немногими жилыми помещениями. Здесь в течение более 1000 лет праздновались великолепнейшие у эллинов так называемые олимпийские игры. Описание достопримечательностей Олимпии, помимо Ausgrabungen zu Olympia, Bd. I—IV, Berl., 1877—1880, Бёттихера Olympia, das Fest und seine Stätte можно найти в путеводителе по Элладе Бедекера, составленном по рукописи известного эллиниста Лоллинга (Griechenland, Lond., 1883).

45 (10) двинулись вперед προγον. Лик (Travels in the Morea, Lond. 1830. III, стр. 125) старается восстановить направление войск этолян и ахеян.

46 ibid. Мефидрия, городок Аркадии к северу от Мегалополя, замыкал проход внутрь области к Орхомену.

47 (11 5) Олигирту, гора недалеко от Кафий; тут же, по словам Плутарха (Cleom. 26), находилось укрепление того же имени между Стимфалом и Кафиями.

48 (6) Проподу, возвышенность у входа в долину; вершина ее была началом прохода из Ликоремы в Стимфалию.

49 (12 3) одетых... воинов, средний род оружия между легко- и тяжеловооруженными. Они носили панцирь, но не имели щитов.

50 ibid. с фланга π κέρας κλίναντες, собственно фланговым движением, у Швейггейзера in alterum cornu, in alterum latus detorquere aciem.

51 (13 4) беспрепятственно. Этоляне не встретили отпора даже со стороны Акрокоринфа и по переходе через Коринфский перешеек продолжали путь по Мегариде и Беотии.

52 (14 9) к предшествующей... сороковой. Какая пора года принималась Полибием за начало олимпиады, трудно сказать с достоверностью. Начало олимпийского года приурочивается ко времени олимпийского празднества, которое совершалось в августе или в сентябре. Начало первого года 140-й олимпиады, с которого автор и начинает собственную историю, по мнению одних, приходится на август, по мнению других — на середину лета, по мнению третьих — на начало октября. Швейггейзер, примеч. к нашему тексту. Nissen, Rh. Mus. N. F. XXVI, стр. 250 сл. Unger, Philolog. XXXIII, стр. 234 сл. Sitzungsb. der Berl. Akademie d. Wissensch. 1879, стр. 119. Zeitrechnung d. Griechen u. Römer (J. Mueller, Handbuch d. class. Alterthumswiss. I) стр. 604. O. Seipt, de Polybii olympiadum ratione. Lips. 1887, стр. 66 сл.

53 (15 9) нелепее. Вероятно, союз συμμαχία этолян с Мессениею содержал в себе и такие условия, которые нарушались заключением отдельного союза их с ахеянами. Но об этих условиях у Полибия нет ничего.

54 (16 5) освобожденные. Под освобождением лакедемонян автор разумеет изгнание Клеомена из Спарты и бегство его в Египет. II 70 1. IV 9 4. 15 4.

55 (9) Навпакту, теп. Lepanto, город Локриды озольской на берегу Коринфского залива, к северо-востоку от Антиррия, подарен Филиппом этолянам в 338 г. до Р. X. Demosth. Philipp. с. 3. р. 120.

56 ibid. зятя κηδεστής. В том же смысле Полиб. употребляет этот термин и в других местах. II 1 9, кажется XV 21 2.

57 ibid. афаманов, одно из племен Эпира, жившее между р. Арахфом и западными склонами Пинда. «У них, — по словам Гераклида Понтского, — женщины пашут землю, а мужчины стерегут стада». Царь их Аминандр, или, как здесь, Амин, вступал в союз то с этолянами, то с римлянами против македонян. Срвн. указатель.

58 (11) кинефян. Город Кинефа в Аркадии, теп. Kalauryta.

59 (17 3) через Ахейскую область δι τς ’Αχαιάτιδος. Курциус (Peloponnes. Ι, 419 примеч. 1) предлагает читать δ. τ. Αγιάτιδος на том основании, что речь должна идти о владениях какого-либо города, в настоящем случае Эгия. Но автор, говоря об ахейской области, подчеркивает то обстоятельство, что движение этолян к аркадскому городу Кинефе, входившему в состав Ахейской федерации, нарушало права ахеян.

60 (18 2) полемархами. Из нижеследующего видно, что это были низшие должностные лица, на обязанности коих лежал, между прочим, надзор за городскими воротами. С таким же, вероятно, значением упоминаются полемархи в Мантинее, Фигалии и других городах Пелопоннеса.

61 ibid. на башнях, что у ворот π τν πυλώνων. Мы уже знаем (II 9 3), что слово πυλών означает целое сооружение, часть которого составляют ворота. В данном случае это скорее всего башни по сторонам самих ворот.

62 (7) пытали; подобная жестокость была не в обычае у других эллинов.

63 ibid. денег διάφορον. В таком значении слово раньше Феофраста не встречается. В классическом периоде διάφορος выгоды, преимущество.

64 (9) к Лусам, городок в северной Аркадии, не существовавший уже во время Павсания, т. е. во II в. по Р. X. (Pausan. VIII 18 2). По имени этого городка назывался иногда поток Стиг, протекавший невдалеке.

65 (19 9) по перетаскиванию лодок, из Сардонического залива в Коринфский. В этом направлении перешеек имел, по словам Страбона, 40 стадий длины = 1 миля. Лодки перетаскивались на колесах. Прорытие перешейка предпринимали Деметрий Полиоркет, Ю. Цезарь, Калигула и Нерон. Срвн. Gester, ľIsthme de Corinthe, tentatives de percement dans ľantiquité Bullet. de corresp. hellén. VII. 1884, стр. 225—232.

66 (12) достаточно... трубача, поговорочное выражение применительно к войску, терпящему поражение без битвы, при первых звуках неприятельской сигнальной трубы.

67 (20 4) собственную музыку τήν γε ληθς μουσικήν, в отличие от «музыки» в смысле, установленном Платоном, т. е. всей совокупности образовательных предметов, действующих на душу человека, рядом с «гимнастикой», обнимавшей всякого рода физические упражнения. Наиболее обстоятельное рассуждение об образовательном значении музыки и о необходимости ее в жизни гражданина см. у Аристотеля, Политика, стр. 232—246 (перев. Скворцова). Срвн. Platon. Republ. III, р. 398—400. Из новых сочинений см. особенно R. G. Н. Westphal, Geschichte der alten и. mittelalterlichen Musik. Bresl. 1865—66. Его же: die Musik des griech. Alterthums, L. 1883.

68 ibid. занятие... необходимо. Место это до гл. 21 9 списано во многом дословно Афенеем XIV 5, р. 626.

69 (5) Эфор, уроженец Кумы Эолийской, IV в. до Р. X., воспитался в риторической школе Исократа, автор истории Эллады в 30 книгах, с возвращения Гераклидов до 341 г. до Р. X. Древнейшим автором всеобщей истории называет Эфора Полибий (V 32). Для позднейших историков, особенно для Диодора Сицилийского, он служил любимейшим источником. В последние годы на основании Эфора вносятся существенные поправки в исторические известия Фукидида. Отрывки Эфора у Мюллера frr. histor. Graec. I, 234 сл.

70 (6) ритмом. В древней музыке и поэзии ритм, правильное чередование моментов движения в речи, музыке, орхестике, составлял более необходимый элемент, нежели в нашем искусстве.

71 ibid. Филоксена, сочинителя дифирамбов, род. приблизительно 435 г. ум. 380 до Р. X. Отрывки у Бергка, poetae lyrici gr. III. Тимофей из Милета ум. 357 г. Отрывки там же. Philoxeni, Timothei, Telestis dithyramb. reliquiae. De eorum vita et arte commentatus est, fragm. collex. et explan. G. Bippart. Lips. 1843.

72 (9) песни νόμοι. По словам аристофанова схолиаста (Equit. 9) номами назывались по-преимуществу гимны богам (ο ς θεος μνοι). В нашем месте разумеются хоровые песни, дифирамбы, позднейшего периода, когда музыка взяла перевес над словами песни.

73 (10) наемными исполнителями πεισάκτων κροαμάτων. У Ποлиб. κρόαμα означает не песню, предмет исполнения, но исполнителя, декламатора или певца XVI 21 12. XXIII 5 9. XXXI 4 6. Активное занятие музыкою Аристотель ставит гораздо выше в образовательном значении, нежели пассивное восприятие исполняемых другими песен или музыкальных мелодий. Полит. V 6 (стр. 239 перев. Скворцова).

74 ibid. петь по очереди ν μέρος δειν. Подобное исполнение гимнов Тиртея у лакедемонян, по словам Филохора. Athen. XIV, 29.

75 (12) в маршировке μβατήρια. Военный марш, у лакедемонян подобным образом описывается Фукидидом. V 70.

76 (21 1) самодеятельности ατουργίαν, работы собственными руками, а не при помощи рабов или наемников. Что пелопоннесцы живут трудами рук своих, говорит Фукидид устами Перикла. I 141 3.

77 ibid. климата τοΰ περιέχοντος, собств. обнимающей нас атмосферы, неба.

78 ibid. природные... климата. Источник этнических отличий афинян от фивян Цицерон видит в климате Аттики и Беотии (de fato 4). Ошибается, конечно, Полибий, когда переносит в незапамятную древность это сравнительно весьма позднее признание зависимости народного характера от окружающей природы и занятия аркадян музыкою объясняя сознательным стремлением древних аркадян смягчить влияние суровой природы. Зависимость эту устанавливал и Гиппократ (V в. до Р. X.). Hippocr. Т. I, стр. 549. 567 Kuhn. Суждения мегалопольца Полибия о климате Аркадии должны иметь для нас силу авторитета. Грубость и простота нравов аркадян, преимущественно пастухов и земледельцев соединялись с гостеприимством и идеализировались уже древними эллинами. Но представление об Аркадии как о стране райского счастья, невинности и ничем ненарушаемого мира есть плод фантазии новых поэтов, преимущественно итальянца Саннацаро и его подражателей. География Аркадии, см. Neumann u. Partsch, physik. Geogr. von Griechenland, стр. р. 55 сл. 74 сл. 180—185 и др. Kiepert, Lehrb. d. alt. Geogr. стр. 261 сл.

79 (9) очищение, как отдельных личностей, так и целых городов или стран совершались водою, огнем и пр. с принесением животной жертвы. Для этой цели употреблялись различные животные: бык, овца, козел, свинья и др. Пролитие крови животного заменяло собою умерщвление виновника скверны. Hermann, Handbuch d. gottesdienstl. Alterthümer d. Griechen. §§ 23. 262.

80 (11) милостиво ε δ. Вместо ε διδόναι автор употребляет в другом месте выражение διδόναι τν εημερίαν (VII 9 10), т. е. послать красные дни. У Еврипида в Оресте есть стих:

ταν δ’ δαίμων ε δίδ, τί χρ φίλων;

81 (22 2) вестников с письмами βιβλιαφόρους, или γραμματοφόρους II 61 4.

82 (3) о кровавых междоусобицах. Нижеследующее ясно показывает, что по удалении Клеомена III эфоры и прочее население поделились на две партии: сторонников этолян, они же, вероятно, были и сторонниками Клеоменовой реформы, и друзей македонян, восстановлявших прежний порядок.

83 (8) Обитательницы медного дома, т. е. Афины, тот самый храм, который осквернен был умерщвлением Павсания. Фукид. I 128 2. 134 1.

84 (23 2) Парфения, теп. Róino, гора на границе Арголиды и Аркадии; через нее лежал путь на Тегею.

85 (8) Александр... фивянами. Александр вступил на македонский престол по праву рождения, 20 лет от роду. Покоренные Фивы восстали против него и были жестоко наказаны: город разрушен, уцелевшие от битвы жители проданы в рабство; пощажены были только храм, дом и семейство Пиндара (335 г.). Plut. Alex. 11. Arrian. I 7—9.

86 (25 2) Амбрис, теп. Dystomo, город Фокиды у подножья Парнаса близ того «раздорожья» σχιστ δός, которое упоминается в Эдипе тиране Софокла (ст. 723) и на котором убит был Лаий Эдипом.

87 ibid. Давлий, также Давлида, Давлия, теп. деревня Davlia, город Фокиды на возвышенности близ Дельф, резиденция царя Терея и место происшествия с Филомелою и Прокною. Страб. VII 7 1. IX 3 13.

88 (4) Мегалополь разорен был Клеоменом. II 55. Срвн. V 93. Pausan. VIII 49.

89 (8) амфиктионам, членам фермопильско-дельфийской амфиктионии, с начала III в. до Р. X. ставшей в зависимость от Этолийского союза. К этому, кажется, времени (ок. 225 г.) относится надпись № 1694 С. I. G., в коей называются три гиеремнемона, представителя от этолян, и которая свидетельствует о решительном преобладании союза в амфиктионии. Приблизительно к началу Союзнической войны Этолийская федерация достигла наибольшей силы и господствовала над всей Северной Элладой. Срвн. Dubois, les ligues étol. et achéenne, стр. 25 сл. Об амфиктионах см. Латышев, греч. древн. 305 сл.

90 (26 2) наступательную войну τν π τς χώρας πόλεμον, выражение, встречающееся только у Полибия. Так как оно сочетается здесь со сл. κφέρειν, то скорее всего следует разуметь под этим выражением войну за пределами своей области. Срвн. IV 30 2. XXXIX 14 8.

91 (7) идти за добычей на этолян τ λάφυρον πεκήρυξαν κατ τν Ατωλών. Подобное выражение у Фукидида М 115 2 Λακεδαιμόνιοι... κήρυξαν δ ε τις βούλεται παρ σφν ‛Αθηναίους ληίζεσθαι

92 (8) думу βουλή. Достойно внимания, что царь Македонии входит в сношения с союзом не через общее народное собрание союзников, но через сенат, или думу, состоявшую тогда из знатнейших и богатейших граждан.

93 (27 4) Фебид. В 383/382 г. до Р. X. спартанский полководец Фебид в походе на Олинф занял, без приказания ли правительства, или с дозволения его, фивскую цитадель Кадмею, но был отозван и наказан денежным штрафом. Diod. Sic. XV 20. Plut. Pelopid. 6 сл. С. Nep. Pelop. 1.

94 (5) гармостов, начальники спартанских гарнизонов в зависимых от Спарты государствах; не разбирая средств, не останавливаясь перед насилием, они везде в союзе с местными олигархами действовали против народа.

95 (6) из одного... городам, Мантинея сложилась из пяти поселений под умеренным народным правлением. В 385 г. лакедемоняне принудили мантинеян покинуть общий город и расселиться по деревням, входившим в состав его. Это равнялось упразднению государства Мантинеи.

96 (7) Глупо и пр. Гульч вводит в текст чтение ватиканского списка (А) νοι и потому предполагает в рукописи пробел, пополняемый у него словами: δλον τι χρώμενοι δι; но гораздо проще предположить описку в рукописи, тем более что в других списках находим νοια; тогда смысл получается ясный.

97 (28 1) по сю сторону ντός, для Нового Карфагена и ту сторону (trans Iberum) для римлян. Сама осада начата лишь в следующем году. Срвн. III 16 9. 17 1. 4. IV 37 1.

98 (29 1) варваров, т. е. иллирийцев, дарданов, фракийцев и др.

99 (4) плутов αδιουργν, собств. ловко действующих, неразборчивых на средства. Xenoph. Ages. II 5. Aristot. virt. VI 5. Plut. de exil. 7. Раньше Ксенофонта слово не встречается.

100 (31 5) фиванцев, собственно фивская аристократия, а не народ, находилась в сношениях с персами, подобно фессалийской. См. наш Указатель к Геродоту под сл. фивяне, фессалеяне. Фукидид. I 69. III 62. Фукид. I 69. III 62.

101 ibid. Пиндара. Хотя фивская аристократия, к которой принадлежал Пиндар, и сочувствовала персам, но приводимые Полибием стихи обращены не против внешней войны, но против междоусобиц.(fr. 28 Bergk. 228 Böckh.).

102 (32 4) с... враждою. Источник вражды лакедемонян к мессенянам и посягательств первых на землю последних объясняется достаточно естественными богатствами Мессенской равнины.

103 (7) носильщиков тяжестей χθοφοροΰντες. Уцелевшие от войн и не спасшиеся бегством мессеняне обращены были лакедемонянами в илотов, так что иногда илоты назывались мессенянами. Фукид. I 101. О двух древнейших мессенских войнах см. Kohlmann, quaestiones Messeniacae. Bonn, 1866. Тягость положения мессенян рисует Тиртей в открывке у Павсания IV 14 5.

104 ibid. сниматься. После первой войны мессеняне спасались в Сикион, Аргос, Аркадию, в Регий, после второй — в Занклу, после неудавшегося восстания 464—455 гг. до Р. X. поселились в Навпакте и Пиле, а оттуда после сражения при Эгоспотамах спасались бегством частью в Регий, частью на Ливийское побережье, в Эвеспериды. Pausan. IV 14 1. 23 5—6. 24 7. 26 2. Фукид. I 103.

105 (9) нынешнее положение, то, вероятно, в каком были Мессена и Спарта, когда входили в состав Ахейской федерации, т. е. после 191 и до 146 г., до разрушения Коринфа и расторжения федерации. Срв. II 38 4 прим. 62 4. IV 74 8. XXIII 16. 17.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)