|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Предмет и задачи курсаЖурналист в глобальной системе массовых коммуникаций. Профессиональная деятельность и профессиональное мышление. Журналист как общественный деятель и творческая личность. Любительское и профессиональное творчество в журналистике. Ступени профессионализма. «Не утаи!» и «Не навреди!» – ключевые заповеди информационного воздействия. Этика журналистского творчества и юрисдикция журналистского текста. Место и роль курса в системе подготовки современного журналиста. Основные задачи курса: освоение системы фундаментальных знаний об общих принципах порождения и восприятия журналистского текста, формирование установок профессионального мышления, овладение теоретико-прикладными методиками подготовки публикаций. Лекции, моделирование профессиональной деятельности в системе семинарских занятий, деловая игра, текущая практика в редакциях по особому плану с наибольшим благоприятствованием личной инициативе студента, контрольные публикации.
Массовые коммуникации и общество. Исторический характер формирования профессиональных представлений и научных методов изучения журналистики. Формирование научных школ и разработка практических концепций журнализма («немецкое газетоведение»; «теория новости» в англоязычной журналистике; «эзопов язык» русской подцензурной прессы; «вольное слово» А. Герцена; организаторская функция большевистской печати; посткоммунистическая «гласность»; «четвертая власть»; «глобальная деревня» М. Маклюена; Интернет Б. Гейтса). Возможности и пределы применения традиционных подходов к изучению современной журналистики. Журналистика в классовом, постиндустриальном и открытом обществе. Коммерциализация журналистики и идентичность личности журналиста. Глобализация массовых коммуникаций и национальная культура. Средства массовой информации в период социальных реформ. Государственная идеология и информационная политика. Непосредственная включенность журналиста в массовый информационный поток. Источники журналистской информации и правила работы с ними. Порядок доступа, допуска и получения информации журналистом. Способы проверки достоверности данных. Личные приемы получения сведений. Простое и включенное наблюдение. Нормы работы с официальными и личными документами. Специальные методы: опрос, анкета, тест, социальный эксперимент, фокусированное интервью. Информационные банки данных и Интернет. Редакционная политика и творческая инициатива журналиста.
Социальная практика и духовная жизнь человека. Практическая деятельность и практическое мышление. Журналистский текст как органическая часть социальной практики. Психология порождения и восприятия журналистского текста в единстве познания и коммуникации. Журналистская информация как тип социальной информации. Деятельность – информация – текст – информация – деятельность. Эффекты информационного воздействия и выразительные средства журналистики. Потенциальная реальная и базовая аудитория средств массовой информации. Прогнозирование возможных реакций различных секторов аудитории на выступление журналиста. Социологические и психологические методы в арсенале журналиста. Человеческий интерес и проблематика журналистских публикаций. Общественное мнение, журналистика, реклама и ПР.
Выразительные средства как носитель информации и способ организации журналистского текста. Внетекстовые и внутритекстовые функции выразительных средств. Факт – символ – постулат как константные элементы журналистского текста. Монтаж элементарных выразительных средств как исходный принцип построения публикации. Собственные наблюдения и данные сети Интернет при работе над элементарными выразительными средствами. Апелляция к практическим интересам аудитории как логико-композиционные выразительные средства журналистики. Опорная идея журналистского текста. Рабочая идея журналистского текста. Логика практического мышления и композиция публикации. Вероятностное мышление в процессе журналистской деятельности. Трансформация композиционных принципов журналистики под влиянием специфики подачи информации в сети Интернет. Символизация феноменов социальной практики как интегральная задача журналистского творчества. Система фундаментальных символов культуры и массовый информационный поток. Журналистский образ и стереотип массового сознания. Социокультурная функция массовой коммуникации. Символ – имидж – стереотип – штамп. Превалирование визуального над вербальным в печатных текстах под влиянием электронных средств трансляции массовой информации. Критерии качества журналистского текста. Принципы и приемы моделирования публикации. Методика анализа и редактирования журналистского текста.
Принцип историзма в теории жанров и теории журналистики. Преобразование традиционных жанров фольклора, литературы, ораторского искусства, делопроизводства, дипломатической переписки и других видов текста в устойчивые формы подачи материала в средствах массовой информации. Жанр как литературная форма, обладающая устойчивыми признаками, и как алгоритм подбора необходимых и достаточных выразительных средств и структурирования их в целостное произведение, оптимально соответствующее актуальной коммуникативной ситуации. Структурные и структурирующие выразительные средства журналистики. Понятия «жанр», «система жанров». Основания классификации газетно-журнальных жанров. Предмет отображения как жанрообразующий фактор журналистского творчества. Понятия «объект отображения», «предмет отображения». Дифференциация предметных подходов в связи с развитием и усложнением общественных отношений. Модификации в системе журналистских жанров в связи с появлением и актуализацией таких предметов отображения, как международный терроризм, клонирование человека и др. Разделение жанров по уровню комментирования отображаемого материала. «Оповещение» – «Ориентирование» – «Коррекция» – «Символизация» – «Инсталляция» как формы предъявления информации. Трансформация жанровых структур под влиянием практики рекламы, ПР и активизации сети Интернет. Системная матрица дифференциации и интегрирования жанровых структур журналистики. Смешение жанров как эвристический механизм профессионального мышления журналиста. Методы оптимального подбора жанра для реализации конкретного редакционного задания.
Факт как средство отображения в журналистике реалий социальной практики. Драматургия сенсации и логика фактологического доказательства. Описание, интерпретация, прогноз в структуре журналистского сообщения. Анализ причинно-следственных связей как фактор развертывания жанровой структуры сообщения. Обезличивание и персонификация информации. Психологическое поле текста. «Новость» – «Заметка» – «Корреспонденция» – «Статья» в системе журналистских жанров. Классическая заметка и гипертекст сети Интернет. Методы литературной работы с фактологическим материалом.
Идеалы общества как предмет отображения в журналистике. Стадии практического осмысления ценностных отношений человека. Символ как средство предъявления идеалов общества в журналистском тексте. Метод репортажа в художественной литературе и репортаж как жанр журналистики. Очерк в переломные моменты развития общества. Зарисовка как жанр публичного философствования. Журналистский текст и национальный менталитет. «Презентация» – «Зарисовка» – «Репортаж» – «Очерк» в системе журналистских жанров. Методы работы над репортажем.
Идейная борьба и общественная проблематика. Постулат как способ отображения идейной позиции. «Суждение оценки» как номинация, как предмет анализа, как аргумент и как обобщающий вывод. Фундаментальные ценности цивилизации и актуальные постулаты идеологии. Изречение как средство образного обобщения. Роль авторской позиции в структуре комментария. Соблазны и ловушки комментирования. «Девиз» / «Слоган» – «Реплика» – «Комментарий» – «Обозрение» в системе журналистских жанров. Методы работы комментатора. Способы выражения авторской позиции в журналистском тексте. Язык и стиль комментария.
Абсурды повседневной жизни как предмет отражения в журналистике стадии комического осмысления реальности. М. Бахтин и Д. Лихачев о социальной и психологической функции сатиры. Юмористический аспект журналистского образа. Сатирические рубрики и программы в средствах массовой информации. Возможности и пределы сатирической типизации в журналистском тексте. Фельетон и права человека. Памфлетный стиль бульварных газет. Пародирование культурной традиции в сети Интернет. Сатирические образы журналистики, вошедшие в культуру общества. «Острота» – «Сатирические заметки» – «Фельетон» – «Памфлет» в системе журналистских жанров. Методика редактирования сатирических жанров.
Диалогическая природа человеческого сознания. Сократический диалог как образец восхождения от неопределенности к самоочевидному знанию в непосредственном информационном контакте. Вопрос как тип высказывания. Логика интервьюирования. Роль интервьюера и роль интервьюируемого в развертывании рабочей идеи интервью. Образная инфраструктура диалогических жанров. «Игры» и «маски» интервьирования. Способы воссоздания и сохранения индивидуальности собеседников в диалогических жанрах. Знаменитые интервьюеры мировой журналистики. «Анкета» – «Опрос» – «Интервью» – «Полилог» / «Ток-шоу» в системе журналистских жанров. Проблема формирования устойчивого имиджа журналиста, специализирующегося в жанре интервью.
Достижения и ценности культуры как предмет журналистского анализа и стадии практического осмысления актуальных феноменов духовной жизни общества. Реклама, пропаганда, литературная критика как механизм социального контроля в сфере культуры. Возможности и пределы регуляции и саморегуляции творческого процесса. Свобода творчества и свобода торговли в свете требований морали и духовности общества. Самоценное, конъюнктурное и коммерческое в конкретном произведении искусства, научной теории, техническом изобретении. «Анонс» – «Аннотация» – «Рецензия» – «Обзор» в системе журналистских жанров. Журналистика и шоу-бизнес.
Интерпретация редакционной почты как профессиональная задача и как этическая проблема журналистской деятельности. Типичны жанровые формы обращений читателей в редакцию. Интерактивные формы контакта с аудиторией. Системное и специфическое в «Запросе» – «Сигнале» – «Письме» – «Интерактивной акции». Методика работы журналиста над подготовкой к публикации писем внередакционных авторов. Официальное решение как предмет журналистского отображения и стадии практического осмысления регулятивной деятельности социальных институтов. Решение как момент практического мышления и как логическая процедура. Методика анализа управленческих решений. Редакционные банки данных и работа журналиста с материалами пресс-служб и ПР. «Утечка информации» – «Изложение» – «Экспертная оценка» – «Особое мнение» в системе журналистских публикаций. Особенности работы журналиста над подготовкой к публикации официальных материалов.
Усложнение структуры социальной практики в процессе развития общества и обогащение предметной сферы журналистского творчества. Возникновение новых общественных потребностей и изменение образа жизни аудитории как фактор образования новых подсистем журналистских жанров. Внутрижанровые модификации сообщений, отражающие дифференцированность общественных интересов аудитории. «Жанры-изотопы» (проблемный репортаж, обзорная статья, эссе и т.п.) в системе журналистских публикаций. Влияние электронных средств массовой информации на развитие традиционных журналистских жанров. Рекламные приемы, компьютерный дизайн, психотехники ПР, шоу-эффекты как неклассические выразительные средства журналистики. Дифференциация (до обособления) и взаимопроникновение (до идентичности) жанровых структур как принцип литературного творчества журналиста. Тенденция к смешению жанров, свободному использованию в едином тексте различных жанровых подходов как доминирующее направление современной журналистики. Жанр и время. Социальная ситуация и творческие поиски журналистов.
Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение. – М., 2002. Грабельников А.А. Работа журналиста в газете. – М., 2001. Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс медиа. – М., 1997. Лозовский Б. Журналистика: техника безопасности. – Екатеринбург, 2001. Плээт В. Информационная работа как процесс творческого мышления // Информационная работа стратегической разведки. – М., 1996. Пронин Е.И. «НЕ УТАИ!» и «НЕ НАВРЕДИ» (Императивы медиа-этики и ресурсы медиапсихологии) // Проблемы медиапсихологии-2. – М., 2003. Рэндл Д. Универсальный журналист. – СПб., 1999. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. – М., 2002. Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. – М., 1990. Тулупов В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. – Воронеж, 2000. Чрезвычайная ситуация на страницах газет: сенсация или социальная проблема? (по следам события) / Сост. и ред. С.К. Шайхитдинова. – Казань, 2002.
Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966. Кондаков А. Логический словарь-справочник. – М., 1975. Приложение
Основные цели:
Студентам предлагается специальный список литературы, который системно охватывает профессиональные проблемы, возникающие на стыке журналистики и фундаментальных научных дисциплин. Каждая книга – признанное достижение в своей области и одновременно доступное и даже увлекательное чтение для журналиста с его универсальным типом мышления. Студент должен выбрать из списка одну монографию и прочитать ее за две недели. Два или несколько студентов не могут выбрать одну и ту же книгу. Принцип выбора: один студент – одна книга. Одна книга – один студент. Замысел игры предполагает высокий темп и полную самостоятельность работы студента над монографией, чтобы на «Читательской конференции» состоялся обмен информацией по возможно более широкому кругу рекомендованных произведений. Каждый участник деловой игры должен будет сообщить, какие теоретические положения из прочитанной им монографии могут быть полезны журналисту практически, в момент непосредственной подготовки материала к публикации или при освоении какого-либо приема профессионального творчества. В результате обмена мнениями студенты получают ориентированную на профессиональные потребности информацию о содержании каждой книги из предложенного списка литературы. Таким образом, студент получает возможность убедиться в том, что хорошая теоретическая разработка способна помочь журналисту в момент практических затруднений, и он сможет в будущем выбрать из перечисленных изданий те монографии, которые отвечают его собственным профессиональным устремлениям. На подготовительном этапе требуется внимательное прочтение избранной книги, не школярское, а профессионально-журналистское, то есть ориентированное на аналитко-рекомендательную презентацию в форме публичной устной импровизации. Следует поэтому заранее систематизировать свои впечатления, может быть и не фиксируя их письменно, но так, чтобы четко ответить себе на следующие вопросы:
Каждому участнику предоставляется «600 секунд» для рассказа о прочитанной монографии в режиме «прямой эфир». Контроль осуществляется по секундомеру. Превышение или неиспользование лимита времени в равной мере считается технологической ошибкой. Чтобы задать полемический тон игре, первые два выступления поручаются участникам, пришедшим к прямо противоположным мнениям относительно ценности теоретических разработок для журналистской практики, одного из которых можно было бы назвать «адептом науки», другого – «скептиком». «Адепт» излагает характерный пример прямого использования научной разработки при подготовке журналистского текста или овладении конкретным профессиональным приемом и обосновывает этим свое суждение о практической ценности прочитанной монографии. «Скептик» рассматривает характерный пример неудачного применения научной разработки для подготовки журналистского текста или выполнения конкретного приема профессиональной деятельности, и на этом основании говорит об очевидной бесполезности для журналистской практики одной из рекомендованных книг. Сообщения «адепта» и «скептика» должны следовать без перерыва одно за другим. У них единая задача: обозначить возможности и пределы применения теоретического знания непосредственно в журналистской публикации. Однако полярное противопоставление их суждений – необходимая условность, чтобы никто не боялся отрицательных оценок, так же как и положительных. Важно только продуманно и основательно аргументировать свою точку зрения. Каждый из остальных участников должен высказать свое мнение столь же определенно и аргументированно. Чтобы поддержать игровой тонус, одному из участников поручается роль «парадоксалиста»: он будет задавать выступающим каверзные вопросы, выявлять необоснованность тех или иных утверждений, требовать уточнений, стараясь взглянуть на вещи с неожиданной стороны. Его иронические реплики и альтернативные оценки должны стимулировать всех остальных участников тоже задавать каверзные вопросы выступающим. Деловая игра должна стать формой интенсивного обмена информацией в условиях неожиданно возникающих шумов при недостатке времени. Преподаватель контролирует соблюдение формата деловой игры, обобщая результаты дискуссии, и подводит общий итог. Выступление студента на «Читательской конференции» оценивается как превентивный ответ на один из вопросов экзаменационного билета. В случае неучастия в обсуждении или неудовлетворительной оценки преподаватель обязан повторно на экзамене проверить умение студента работать с научной литературой. Примерный список литературы Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977. Ауэрбах С. Мимесис. – М.,1974. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1963. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. – М., 1965. Боно Э. Рождение новой идеи. – М., 1976. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1965. Винокур Г. Культура языка. – М.-Л., 1929. Выготский Л. Психология искусства. – М., 1972. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. Конрад Н. Запад и восток. – М., 1972. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1931. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1987. Лихачев Д.С. и др. Смех в Древней Руси. – Л., 1984. Миллер Дж. Магическое число 7+2 // Инженерная психология – М.: Прогресс, 1964. Московичи С. Машина, творящая богов. – М., 1998. Московичи С. Век толп. – М., 1998. Платон. Избранные диалоги. – М.: Искусство, 1965. Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. – М., 1965. Пропп В. Морфология сказки. – Л., 1969. Рыбаков Б. Язычество древних славян. – М., 1981. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. – М., 1982. Сергеич П. Искусство речи на суде. – М., 1981. Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1987. Тэрнер В. Ритуал и символ. – М., 1981. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1983. Фрейд З. Толкование сновидений. – М., 1998. Фрейд З. Тотем и табу. – М., 1999. Шафир Я. Газета и деревня. – М.-Л., 1924. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1963. Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М., 1991. Юнг К.-Г. Человек и его символы. – М., 1997.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |