|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Контрольная работа «Типичная биография»
Человек не должен быть близким знакомым; не должен быть эксцентрической личностью; обстоятельства его жизни должны быть более-менее типичны (чтобы объект подходил под определение: «социальный тип»). Итог: Зарисовка, включающая биографию человека (пересказ, воссозданные эпизоды, фрагменты наблюдения за его бытом, работой, привычками). Этап II. Наблюдение за речью. 2–3 целевых разговора (интервью) с героем. Итоги: 1. Характерные «словечки» социального типа. 2. Литературная запись интервью (самовыражение, отзывы и рассуждения о себе, своем месте в жизни, о таких, как он, о насущных проблемах...). В результате возникает «контур проблем». Этап III. Изучение проблемы, стоящей за «типичной судьбой». Составление «досье» по теме (статистика, публикации прессы, Интернет, целевые интервью с экспертами (например тема одиноких стариков: геронтологи, социопсихологи, работники социального обеспечения, служб милосердия). Итог: Рассуждающий текст, включающий фрагменты полемики при обсуждении проблемы с экспертами и не специалистами (товарищами, коллегами, «диалог с самим собой»). Возможны ассоциации и «образ проблемы». Конечный результат (к экзамену). Объединение работы трех этапов. Подготовка литературно отделанного материала (не менее 150 строк), включая зарисовку, интервью, авторское рассуждение по проблеме с элементами полемики, подкрепленное статистикой и мнением экспертов. Несколько вариантов заголовка (констатирующий, резюмирующий, игровой). Вопросы для подготовки к экзамену
ЛИТЕРАТУРА Основная Дзялошинский И. Творческая индивидуальность в журналистике. – М., 1984. Войскунский А. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. – М., 1990. Воскобойников Я., Юрьев В. Журналист и информация (Профессиональный опыт западной прессы). – М., 1993. Каппон Р. Слово. Как писать для Ассошиэйтед Пресс. – М., 1993. Копперуд Р., Нельсон Р. Как преподносить новости. – М., 1998. Кохтев Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. – М., 1978. Прохоров Е. Искусство публициста. – М., 1984. Стюфляева М. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982. Тертычный А. Психология публицистического убеждения. – М., 1989. Шумилина Т. Не могли бы вы рассказать... – М., 1976. Шостак М. Журналист и его произведение. – М., 1998. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002. Дополнительная Аграновский А. С чего начинается качество. – М., 1996. Библер В. Мышление как творчество. – М., 1975. Бухарцев Р. Творческий потенциал журналиста. – М., 1985. Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М., 1989. Кольцов М. Писатель в газете. – М., 1961. Леонтьев А. Избранные психологические произведения. – М., 1983. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М., 1993. Павлова К. Психология споров. – Владивосток, 1988. Кольцов М. Писатель в газете. – М., 1961. Павлова К. Психология споров. – Владивосток, 1988. Пономарев Я. Интуиция, логика, творчество. – М., 1987. Ученова В. Творческие горизонты журналистики. – М., 1976. Шостак М. Диалог и полемика // Журналист. – 1998. – № 2. Шостак М. Сочиняем заголовок // Журналист. – 1998. – № 3. Шостак М. Набросок портрета пером журналиста // Журналист. – 1998. – № 4. Шостак М. Колонка «колумниста» // Журналист. – 1998. – № 6. Шостак М. «Маски» и «роли» журналиста // Журналист. – 1998. – № 11, 12. Шостак М. Ироничный журналист // Журналист. – 1999. – № 4, 5. Шостак М. Факт и новость // Профессия – журналист. – 2002. – № 2. Шостак М. Самоочевидный факт // Профессия – журналист. – 2002. – № 3. Шостак М. Свидетельство о факте // Профессия – журналист. – 2002. – № 4. Шостак М. Как расширяется новость // Профессия – журналист. – 2002. – № 7. Шостак М. Оживший факт или наброски с натуры // Профессия – журналист. – 2002. – № 9. Шостак М. Факт состоявшейся беседы // Профессия – журналист. – 2002. – № 10. Шостак М. Десять масок репортера // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 1. Шостак М. Несколько строчек в газете // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 3. Журналистика, заочная форма, 3 курс 6 семестр 2011-2012 уч.г.
Творческий акт журналиста: ход работы. Единство двух относительно самостоятельных стадий: стадии познавательной деятельности и стадии создания текста. Новые сведения о действительности. Поиск исходных сведений. Действительность как система источников информации для журналиста. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек. Основные разновидности познавательной деятельности в журналистике: ознакомление, исследование и расследование. Умение устанавливать факты и выявлять их связи. Основные операции процесса познания. Концепция изученной ситуации как результат познавательной стадии творческого акта. Создание текста – завершающая стадия творческого акта. Основные операции этой стадии. Влияние канала трансляции массовых информационных потоков на ход творческого акта журналиста. Устойчивое и изменчивое в структуре творческого акта. Новые тенденции, наметившиеся в организации творческого акта журналиста на современном этапе. 5 июня (4 часа). Методы и приемы журналистского творчества. Факторы, определяющие формирование системы методов журналистского творчества. Механизм формирования методов. Соотношение методов и приемов в практике современной отечественной журналистики. Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа. Практика использования в журналистике методов сбора данных, применяемых в конкретных социологических исследованиях. Пути постижения журналистом сути происходящего: от здравого смысла – к применению научных знаний в функции теоретических методов познавательной деятельности. Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация. Методы предъявления информации, используемые для воплощения образного и нормативного рядов: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление. Значение принципа дополнительности в использовании методов журналистского творчества. Технические средства в процессе журналистского творчества. Навыки работы с техникой – важное условие оптимизации творческого процесса. Использование техники на стадии познавательной деятельности журналиста. Традиционная журналистская оргтехника, применяемая для фиксации сведений и хранения информации. Возможности, которые открывают перед журналистами новые технические средства: электронные блокноты, цифровые диктофоны, цифровые камеры и т.п. Использование техники на стадии создания текста. Сочетание традиционных и новых технических средств, применяемых в процессе решения задач, связанных с переработкой и объективацией информации. Перспективы, открываемые перед журналистикой использованием компьютеров и компьютерных сетей. Проблемные ситуации, возникающие в этой связи. 6 июня (4 часа). Организация работы редакции. Система организации редакционного процесса, его субъекты – учредитель, издатель, редактор. Издательский дом – понятие, социально-правовой статус, роль и место в системе медиапроцесса, структура. Редакция как организационно-производственное подразделение, ее творческие задачи. Редакторат, его задачи и функции. Секретариат редакции, его задачи и функции. Отдел редакции, его структура и организационно-творческие задачи. Технические службы редакции газеты. Кадровая редакционная политика, принципы формирование кадров и специфика управления ими. Права и обязанности заведующего отделом, его работа с творческим коллективом. Корреспондент редакции, специфика его творческой деятельности. Производственный редакционный цикл: последовательность подготовки оригинала материала и подготовки оригинал-макета. Этап сдачи номера в типографию.
Задание 1.Работа с понятийным аппаратом. Задание предусматривает самостоятельную работу и последовательное обсуждение основ знаний, необходимых журналисту, применение их на практике. Дополните фразы:
Задание предусматривает анализ журналистских произведений аналитического характера. Студентам предлагаются материалы для самостоятельного анализа и обсуждения. Основная тема - психологические особенности создания указанных материалов.
Вопросы к экзамену
Основная литература
Дополнительная литература
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |