АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НОВОЕ ОТКРЫТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Читайте также:
  1. A) открытие морского пути на Восток
  2. I. Введение в архитектонику жилой единицы (жилого пространства семьи) на земле.
  3. Serjio Многомерность пространства восприятия
  4. VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  5. VIII. Категория времени глагола
  6. X. ОТКРЫТИЕ Я КАК ПРИНЦИПА. -МОЖЕТ ЛИ Я БЫТЬ ARCHE?
  7. А)процесс установления затрат рабочего времени в виде норм труда на выполнение определенной работы
  8. А. Идентификация эпидурального пространства.
  9. Августа 20:01 реального времени
  10. Августа 20:11 реального времени
  11. Августа 20:31 реального времени
  12. августа 20:43 реального времени

Непреклонность, с которой экономисты эпохи Просвещения отстаивали в своих новых теориях истинность положений ньютоновской механики, заставила их воспринимать пространство и время крайне механистически и утилитарно. Пространство рассматривалось как вместилище — склад, — полное полезных ресурсов, готовых для отчуждения в экономических целях. Время, в свою очередь, представлялось податливым инструментом, которым можно было манипулировать для ускорения процесса изъятия и создания неограниченного экономического богатства. Человеческий фактор считался внешней силой, которая воздействовала на ресурсы, рассеянные в пространстве, и трансформировала их наиболее эффективным образом с использованием уменьшающих трудоемкость технологий в полезные вещи. Утилитарный подход к пространству и эффективное использование времени стали критически важными пространственно-временными координатами классической экономической теории.

Существовавшие в эпоху Просвещения и в последующий период допущения относительно пространства, времени и посреднической роли человека отражали существовавшие тогда представления. Геологи и химики считали, что неживая материя Земли существовала как своего рода вечный, пассивный резервуар для нетронутых запасов, которые ожидали, когда придет человек, приведет их в движение и превратит в продуктивное богатство. В наше время новые открытия в сфере науки о Земле, в частности взаимосвязи геохимических процессов и живых систем, ставят под сомнение этот последний оплот классического экономического мышления.

Мы уже касались функционирования биосферы в предыдущих главах. В 1970-х гг. британский ученый Джеймс Лавлок и американский биолог Линн Маргулис конкретизировали механизм создания идеальных условий для продолжения жизни на планете в результате взаимодействия геохимических и биологических процессов. Их очень любопытная гипотеза Геи приобрела многочисленных сторонников после того, как в последующие десятилетия стала подтверждаться исследователями из самых разных областей.

Лавлок и Маргулис обратили внимание на то, что Земля представляет собой саморегулируемую систему, которая функционирует во многом подобно биологической системе. В качестве доказательства они привели пример поддержания баланса кислорода и метана. Содержание кислорода в атмосфере планеты должно поддерживаться в очень узком диапазоне, чтобы обеспечить существование жизни. Если концентрация кислорода выйдет за верхнюю границу этого диапазона, то Земля превратится в огненный шар, а все живое на ней исчезнет. Так как же поддерживается баланс кислорода?

Эти двое ученых считают, что стоит концентрации кислорода в атмосфере подняться выше допустимого уровня, как микроскопические бактерии начинают более активно вырабатывать и выделять метан. Метан, попавший в атмосферу, сокращает содержание кислорода до тех пор, пока оно не вернется в соответствующий диапазон. Это всего лишь одна из бесчисленных цепочек обратной связи, которые делают биосферу благоприятной для процветания жизни.

Новое понимание принципов работы цепочек обратной связи в экологических сетях используется в моделировании информационно-энергетических сетей в зарождающейся экономике третьей промышленной революции. Если технология, как и искусство, является отражением жизни, то новая сетевая инфраструктура экономики третьей промышленной революции все больше и больше начинает напоминать по своим принципам экосистемы планеты. Установление экономических, социальных и политических взаимосвязей, подобных биологическим взаимосвязям в экосистемах Земли, — это критически важный первый шаг на пути встраивания нашего биологического вида в ткань более широких биологических сообществ, в которых мы живем.

Формируется новая научная картина мира, предпосылки и допущения которой более совместимы с сетевым образом мышления, лежащим в основе экономической модели третьей промышленной революции. Старые научные взгляды представляют природу как объекты, новые научные взгляды — как взаимосвязи. Для старой науки характерны разъединение, изъятие, разбиение и сокращение, для новой науки — вовлечение, пополнение, интеграция и целостность. Старая наука нацелена на то, чтобы сделать природу производительной, новая наука — на то, чтобы сделать природу устойчивой. Старая наука стремится к власти над природой, новая наука — к партнерству с природой. Старая наука выдвигает на первый план независимость от природы, новая наука — активное взаимодействие с природой.

Новая наука заменяет колониальное видение природы как врага, которого грабят и порабощают, на ее видение как сообщества, которое надо развивать. Право эксплуатировать, осваивать и владеть природой как собственностью дополняется обязательством служить природе и обращаться с ней достойно и уважительно. Оценка природы с точки зрения стоимости полезности медленно уступает место оценке с точки зрения внутренней стоимости.

Если все живые организмы непрерывно взаимодействуют с геохимическими процессами, поддерживая гомеостатическое состояние, благоприятное для вечного существования биосферы и поддержания жизни на Земле, то обеспечение долгосрочного благосостояния человечества зависит от нашей способности жить в тех пространственно-временных рамках, в которых функционирует Земля. Классическая и неоклассическая экономическая теория и практика с их одержимостью изъятием и потреблением разрушили механизмы обратной связи между геохимическими и биологическими процессами на Земле, истощили экосистемы планеты и привели к резкому изменению температуры и климата на планете.

Если мы хотим выжить и добиться процветания как биологический вид, то нам необходимо пересмотреть наши представления о пространстве и времени. Классическое определение пространства как резервуара или склада для хранения пассивных ресурсов должно уступить место представлению о пространстве как о сообществе активных взаимосвязей. В новом построении геохимическая структура Земли рассматривается не как ресурс или объект, а как сложная часть интерактивного взаимодействия, которое поддерживает жизнь на планете. А раз так, то нужно смещать экономические приоритеты с производительности на генеративность и с чисто утилитарного использования природы на служение взаимодействию, которое обеспечивает существование биосферы.

Аналогичным образом эффективность должна уступить место устойчивости в организации времени. Сам подход к организации процессов необходимо пересмотреть, чтобы подстраиваться под регенеративные циклы природы, а не просто под ритмы рыночной продуктивности.

Переход от производительности к генеративности и от эффективности к устойчивости позволит человечеству вновь следовать за взлетами и падениями, ритмами и циклами более широкого биосферного сообщества, неотъемлемой частью которого мы являемся. В этом и есть подлинный смысл третьей промышленной революции. Именно по этой причине существующая экономическая теория в том виде, в каком ее преподают в школах бизнеса по всему миру, не может служить системой координат для прокладывания пути в новую экономическую эру и формирования биосферного сознания.

Скептикам, которые настаивают на том, что любые попытки подстроить экономическую деятельность человека под ритмы и циклы биосферы тщетны, поскольку они противоречат нашей биологической склонности к обеспечению независимости и управлению природой на расстоянии, полезно будет ознакомиться с кратким вводным курсом в хронобиологию.

Все формы жизни, от микробов до людей, состоят из мириад биологических часов, которые подстраивают их физиологические процессы под более масштабные ритмы биосферы и планеты. Живые существа, включая людей, регулируют свои внутренние и внешние функции в соответствии с солнечными сутками (суточные ритмы), лунным месяцем (лунные ритмы), временами года и годовым обращением Земли вокруг Солнца (годовые ритмы). Психолог Джон Орм отмечает, что «физическая Вселенная ритмична по своей природе. Луна вращается вокруг Земли, Земля вращается вокруг Солнца, а Солнечная система меняет свое положение во времени. Результатом всех этих феноменов являются регулярные ритмические изменения, и выживание биологических видов зависит от их способности следовать этим ритмам» [30].

Любой, кому довелось испытать на себе нарушение суточного ритма организма в результате быстрого пересечения часовых поясов на самолете, понимает, что организм человека тонко настроен и подчиняется ритмам планеты и что любое нарушение приводит к рассогласованию внутренних процессов. Температура нашего тела поднимается и понижается определенным образом каждые 24 часа. То же самое можно сказать и о температуре кожи. Менструальный цикл женщин совпадает с лунным циклом. Сезонная депрессия обычно случается в зимние месяцы, когда продолжительность светового дня самая короткая, а чувство апатии и депрессии сходно с зимней спячкой, во время которой у многих млекопитающих замедляются физиологические процессы [31].

Исследователи в области хронофармакологии начинают понимать, что время приема лекарства или осуществления хирургического вмешательства может влиять на их эффективность, и подстраивать график лечения под внутренние биологические часы человека.

Тот факт, что люди, как все другие живые существа, биологически привязаны к циклам Земли, изменяет наше представление о пространстве и времени. Само наше существование вплетено в пространственно-временные координаты Земли. Клетки нашего тела непрерывно замещаются каждое мгновение. Наше существование — это процесс поступления в тело потока низкоэнтропийных калорий из природы и восстановления клеток с той скоростью, с которой они отмирают и выбрасываются в окружающую среду для утилизации. Каждый из нас является воплощением потоков энергии и геохимических и биологических процессов, протекающих в биосфере. В планетарной системе жизнь, геохимические процессы и земные циклы образуют жестко согласованный набор взаимосвязей, который обеспечивает функционирование каждого существа и биосферы в целом.

На протяжении большей части истории наш биологический вид существовал в гармонии с ритмами планеты. Энергия ископаемого топлива во времена первой и второй промышленных революций впервые оторвала человечество от циклов Земли. В наши дни электрическое освещение, доступное в любое время суток в любой день недели, круглосуточная интернет-связь, авиаперелеты, сменная работа и мириады других видов деятельности позволили нам забыть о первобытных биологических часах. Солнце и смена времен года стали играть значительно меньшую роль в нашем выживании — по крайней мере, мы думаем, что это так. Наша растущая зависимость от богатых запасов инертной солнечной энергии в форме углеродного топлива породила иллюзорное представление о том, что успех на Земле зависит в большей мере от человеческой изобретательности и технического совершенства, чем от стабильных природных циклов. Теперь мы знаем, что это не так. Навязывание искусственных производственных ритмов — особенно поклонение машинному производству — принесло огромное материальное богатство значительной части человечества, но за счет деградации экосистем Земли и создания угрозы стабильности биосферы.

Третья промышленная революция возвращает нас обратно к солнечному свету. Использование потоков энергии, текущих через земную биосферу, — энергии солнца и ветра, энергии воды, энергии биомассы, геотермальной энергии, энергии волн и приливов — позволяет нам воссоединиться с ритмами и циклами планеты. Мы вновь встраиваемся в экосистемы биосферы и начинаем понимать, что наш индивидуальный экологический след оказывает влияние на благосостояние всех других людей и каждого существа на Земле.

 

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВВП и подходов к измерению экономического благосостояния общества, пересмотр представлений о производительности, понимания понятия долга и того, как сбалансировать наши бюджеты производства и потребления с бюджетом природы, критический анализ понятия имущественных отношений, переоценка значимости финансового и социального капитала, изменение взглядов на экономическую стоимость рынков и сетей, изменение нашего представления о пространстве и времени или о том, как функционирует биосфера Земли, совершенно невозможно в рамках традиционной экономической теории.

В этом и других отношениях изменения в нашем понимании человеческой натуры и смысла существования человека настолько подрывают представления, бытовавшие на протяжении последних двух столетий, во времена первых двух промышленных революций, что классическая и неоклассическая экономические теории, сопровождавшие и узаконивавшие две предыдущие промышленные эры, вряд ли устоят перед новой экономической парадигмой.

Скорее всего, не потерявшие свою ценность представления и положения традиционной экономической теории будут переосмысливаться и перерабатываться с точки зрения термодинамики. Использование законов термодинамики в качестве общего языка позволит экономистам начать осмысленный разговор с инженерами, химиками, экологами, биологами, архитекторами и градостроителями среди прочих, чьи дисциплины опираются на термодинамику. Поскольку именно эти, другие области и порождают экономическую деятельность, серьезная междисциплинарная дискуссия может со временем привести к синтезу новой экономической теории и практики, к появлению новой поясняющей экономической модели, соответствующей парадигме третьей промышленной революции.

Экономика является не единственной дисциплиной, нуждающейся в трансформации. Наша государственная система образования, как и наша экономическая теория, практически не менялась с момента ее введения на заре современной рыночной эры. Подобно классической и неоклассической экономическим теориям, она тоже обслуживала первую и вторую промышленные революции и отражала операционные допущения, политику и практику их коммерческого порядка.

В нынешние времена переход от централизованной второй промышленной революции к горизонтальной третьей промышленной революции подталкивает к модернизации образовательной системы. Переосмысление фундаментальных концепций, на которых строится образование, и сопровождающей их педагогической практики будет непростым делом. Преподаватели по всему миру только приступают к реструктуризации учебного процесса с тем, чтобы привести его в соответствие с потребностями молодых людей, которым надо научиться жить в распределенной, ориентированной на сотрудничество экономике, встроенной в мировую биосферу.

 

 


ГЛАВА 8


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)