АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Телевизионное расследование

Читайте также:
  1. ГЛАВА 1. Расследование (Nateimukoth)
  2. Глава 5: Расследование
  3. Журналистское расследование
  4. Проведите своё расследование
  5. Расследование
  6. Расследование
  7. Расследование местных несчастных случаев на производстве.
  8. РАССЛЕДОВАНИЕ НАПОЛЕОНА
  9. Расследование Наполеона
  10. Телевизионное наблюдение
  11. Часть1. Фоторасследование.

Сегодня телевидение переживает не лучшие свои времена. Об этом говорит статистика федеральных каналов, об этом поговари­вают в регионах.

Причины разные. Фильмы на телеэкране уже не того качества, чаще дешевые, низкопробные блокбастеры. Много «мыла», криминала. Новости перестали отличаться от «дежурной части»... От­части аудиторию забирают оживившиеся кинотеатры, концерт­ные залы, театры. Жизнь постепенно стабилизируется. И на фоне этого проявляется еще одна тенденция — новости тоже стали смот­реть меньше!

Еще совсем недавно человек, придя с работы, замирал у телеви­зора с искренним вопросом: «Что случилось?» Его интересовало все: выборы, политика, отношения, интриги, «дворцовые» перевороты. Сейчас интересы и ожидания зрителей изменились. Нет уже такой политической активности и живого интереса к информации. А что предлагает телевидение? Во многих регионах сложилась одинаковая

 

эфирная практика. Это сетевой партнер с тем самым «мылом» и криминальными хрониками, это собственные новости и немного «ужасов» своего городка, коммерческой моды, сплетен из мира культуры или легкого шоу с хорошенькими девушками в купаль­никах. Впрочем, не они суть тема нашего разговора.

Сейчас, видимо, завоевать аудиторию удается тому, кто первым изменит стандарт новостей и посмотрит на зрителя другими

глазами. Мы так долго изживали с телевидения авторские программы, публицистику и аналитику, что в результате все стали этакими усредненными корреспондентами новостей и криминала. Мне кажется, что к аналитике уже пора возвращаться.

Что я понимаю под аналитикой? Прежде всего, это способность найти факты, связать их в некую интересную и логическую линию и привести зрителя к какому-то выводу. Иными словами, некое исследование жизни под определенным углом, Только не надо путать это с пиаром! Не надо путать с политической «заказу-

хой», когда в период выборных баталий на экране вдруг появляет­ся ведущий «а-ля Доренко» и склеивает из фальсифицированных фактов дело на оппонента своего заказчика.

Речь идет о другой аналитике... О той идеальной ситуации для журналиста, когда заказчиком аналитической программы являет­ся сам канал.

• Самый яркий пример — Елена Масюк. Программы заказывает ей канал, но темы выбирает она сама. И темы ее такие болезненные, такие трудные, а потому и яркие. И мы с замиранием сердца следим за ее телеисследованиями о путях контрабандистов с «живым товаром». Ма­сюк умудряется не только сказать: «Держите вора!», но и показать его и доказать его вину видеоматериалом. Ее фильм «Акватория восходящего солнца», в котором создана истинная панорама жизни коррумпирован­ных Курильских островов, просто алмаз! Но Масюк у нас одна на всю страну. Потому и знаменита! Добродеев, как идеолог канала, прикрыва­ет ее своей широкой спиной. •



Но давайте вернемся к своим... региональным каналам. Где нам взять темы, журналистов, которые способны эти темы развить, и тех редакторов, которые их будут прикрывать? Я часто задаю этот вопрос своим ученикам. И нередко выступающие начинают искать причину того, почему это нельзя делать, во внешних сферах, забы­вая почему-то о себе. О расследованиях сразу говорят словами-штампами: «Не дадут!», «Не позволят!», «Убьют!» или «Дорого!!!». А мне кажется, что просто делать разучились! Или лень-матушка одолела.

Я говорю так потому, что знаю много примеров интересных телевизионных расследований, которые никто никогда не запре­тит. И которые могут выстрелить по власти гораздо сильнее., чем мощные политические партии, которым уже никто не верит. При­веду несколько примеров из просмотренных мной работ на кон­курсе «ТЭФИ-Регион»*.

Помню расследование Дениса Шевченко из Уссурийска про старый дом.

• Дом стоит в центре города и, к несчастью, является каким-то памятни­ком. Из-за этой «уважительной причины» дом нельзя отремонтировать, а потому торчит он как гнилой зуб во рту. У старинного дома есть и новей­шая история: когда-то при разборе стены на кирпичи здесь погиб чело­век... Есть в сюжете и опрос жителей. Есть вопросы чиновникам. Есть позиция журналиста. Прекрасные съемки. И в результате простая, на пер­вый взгляд, история имела в Уссурийске большой резонанс, •

‡агрузка...

* «Разборы полетов» велись не в теме «Журналистское расследование», а в номинации «Публицистика». Однако темы близки, а иногда и взаимозаменяемы.

 

А почему? Да потому, что дом, мимо которого люди ходят каждый день, не замечая его, вдруг стал очевидной проблемой культуры и государственной бесхозяйственности. В любом городе можно найти такие дома. У нас в Нижнем Новгороде есть одна обитаемая еще развалюха с «намалеванным» лозунгом «Это па­мятник. Спасибо государству!». Ну чем не тема для расследования?

• Другая передача, сделанная журналистом с другого конца страны, была посвящена нелегалам-золотодобытчикам. Журналист прошел весь путь отмывки золота, показывая весь процесс, но скрывая лица участ­ников. В сюжете не было вывода, но смотреть было безумно интересно. Потому что жизнь всех этих золотодобытчиков подвергается ежеминут­ному риску. Потому что журналист не побоялся пройти весь путь сам и при этом не подставил людей, которые взяли его с собой... •

А вот история, которая вызвала много споров на «ТЭФИ». Ав­тор ее — Марина Добровольская из Красноярска.

•* Вот ей-то как раз действительно пришлось испытать все давле­ние властей... Рассказывалась в фильме история девушки-юриста, которая стала копать одно забытое дело. И докопалась она до фаль­сификации документов в пользу юноши-убийцы. Делу дорогу не дали. Девушка была вынуждена уйти с работы и уехать в другой город. Материал Марины был подан очень сильно, хотя мнение второй сто­роны в фильме представлено только бумагами. А потому, помимо резонанса в городе, фильм имел и негативные последствия — на Марину подали в суд. •*•

Последние два примера, конечно, требуют от журналиста не­кого присутствия духа и героического начала. Но если журналист не Марина Добровольская, и тем более не Елена Масюк, то о чем, казалось бы, и говорить... Оказывается, не все так страшно!

Можно снимать расследования и без криминала! Любая строка в городском, районном или поселковом бюджете может стать ма­териалом для журналистского расследования. Вот вам еще один замечательный пример.

• Журналисты из Томска решили посчитать, сколько в городе подстри­жено деревьев. А еще они решили сравнить, сколько деревьев подстриже­но на бумаге и что будет дальше с «оболваненными» тополями. Первым оппонентом «озеленителей» был биолог, который «охал и ахал» рядом с тополями-обрубками и говорил о том, что все было сделано неправильно. Поговорив с начальником «Зеленхоза» и выяснив места, где должны были работать «парикмахеры», ребята отправились по адресам. •

Многие из журналистов не стали бы этого делать, просто огла­сив список заявок. Почему? Потому что мы перестали сомневаться. А что, казалось бы, проще: пойди и проверь! Нет, у нас руки не

доходят. Мы забываем проверять депутатские программы. А сколь­ко бы интересного можно было увидеть, сравнив обязательства о повышении пенсий в пять раз с настоящим положением дел! Это было бы прекрасным телевизионным расследованием, а чтобы не было обвинений в ангажированности, можно проверить програм­мы всех депутатов...

• Так вот, в сюжете про «Зеленхоз» ни в детском саду, ни в школе, где проводилась якобы обрезка тополей, ничего, кроме берез, отродясь не росло!!! •

На разборе этого сюжета аудитория аплодировала. Как жаль, что подобных сюжетов так мало на телевидении! На мой взгляд, на это надо делать сегодня упор. Именно такие журналистские рас­следования — тот поплавок, который может спасти новости. Пото­му что серия астральных лиц на экране надоела, скоропалитель­ная речь дикторов, читающих телетексты, вызывает зрительскую глухоту. Спорт и культура в конце, а на шквал криминала уже никто не реагирует. И если через новости мы сделаем серию рас­следований, рассказывающих о жизни в нашем городе, то это мо­жет зрителя вернуть. Это должна быть система, а не разовая акция.

Во всех иностранных учебниках о телевидении написано об аналитической группе при новостях, которая занимается рассле­дованиями. Да, это дорогое удовольствие. Это требует лучшего опе­ратора, лучшего журналиста и много времени. Но именно это мо­жет спасти новости и репутацию канала.

У меня есть некоторые опасения, что истинная причина отсут­ствия расследований на экране — не в ожидаемой опасности, а в элементарной лени. Журналисты интуитивно открещиваются от скру­пулезности, от тщательности, от необходимости сидеть в засаде и «работать с документами». Мы как бабочки летим к огню, где все знаем заранее. Мы знаем, что криминал и «паркет»* всегда пойдут, мы знаем, что «шпилька» конкуренту понравится хозяину канала. И в результате, летя на этот огонь, мы забываем о свечах. О том, что существуют совсем другие источники света. А в моде, между про­чим, не люстры, а бра, торшеры и нижняя подсветка...


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.01 сек.)