АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МОРАЛИТЕ 13 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. Il pea.M em u ifJy uK/uu 1 страница

Сервантес стремился избегать типичной для его предшественников хаотичности б структуре драматического произведения. С этой точки зрения драматургия Сервантеса знаменует собой переходную стадию от ранних форм испанского театра к театру Лопе де Вега. В лучших своих образцах драматургия Сервантеса — драматургия характеров и страстей. Сервантес не отводит в своих пьесах столь значительное место интриге, как Лопе де Вега; возможно даже, что Сервантес вообще не считал интригу существенным элементом драматического произведения. Но он — подлинный мастер изображения человеческих страстей.

Сервантес охотно вкрапливает в свои пьесы народные песенки, распеваемые певцами-музыкантами и почти всегда сопровождаемые плясками. Сервантес в своих пьесах обычно придерживается метрических форм, которыми пользовались его предшественники: «Нумансия» написана октавами, в «Алжирских нравах» он прибегает к белому пятистопному стиху. Эти стихотворные размеры в дальнейшем Сервантес постепенно заменяет национальными метрическими формами: романсом, редондильей и пятистишием (кинтильей), и доводит их до подлинного совершенства. Среди пятистиший и романсов Сервантеса мы находим стихи, полные высокого поэтического чувства.

Иногда тот или иной стихотворный размер служит у него пародийным задачам. Так, например, в «Педро Урдемалас» безграмотный крестьянский парень Клементе начинает вдруг говорить терцинами, хотя совсем незадолго до этого, в начале беседы с Педро, Клементе просил своего собеседника изъясняться более понятным языком. Неграмотные крестьяне, излагая свою тяжбу перед деревенским алькальдом, говорят пятистопными белыми стихами. Таков же смысл стихотворных метров в интермедиях «Избрание алькальдов в Дагансо» и «Вдовый мошенник».

В некоторых пьесах Сервантеса выступает шут, предшественник слуги-шута (грасьосо), которому суждено было играть значительную роль в драматических произведениях Лопе де Вега и многих его учеников. Таков, например, Мадригал в пьесе «Султанша», Лагартиха в «Распутнике, обретшем блаженство». Сервантес придавал решающее значение слову, в которое вложена самая душа драматического действия. Подготовляя издание

–своих пьес, он писал в «Добавлении к Парнасу» (1614): «Я предполагаю издать свои комедии, дабы то, что, мгновенно промелькнув на сцене, ускользнуло от внимания зрителей или же осталось для них непонятным, объяснилось при медленном чтении». А в наставлениях актерам в комедии «Педро Урдема-лас» он с особой настойчивостью подчеркивает умение актера донести полностью свою мысль через слово: «Читать надобно таким образом, с таким проворством и умом, чтобы лицо выражало полностью все, что говоришь. Опытный язык должен выделять достоинства читаемых стихов, а мертвой фабуле надо уметь придавать жизнь».

Необычайно велика заслуга Сервантеса-драматурга в деле утверждения общественного назначения театра. В этом отношении Сервантес шел впереди своих современников. Эту задачу он пытался осуществить в сборнике «Восемь комедий и восемь интермедий» (1615) путем строгого и тщательного отбора пьес из написанных им до этого драматических произведений. Для сборника характерно большое разнообразие жанров — от комедии религиозного содержания («Распутник, обретший блаженство») до комедии на «плутовскую» тему («Педро Урдемалас»), комедии «плаща и шпаги» («Занимательная») и интермедий. Но какой бы жанр ни был представлен в сборнике, все они отличаются своеобразной трактовкой темы; в любой его пьесе разрешается с общих гуманистических позиций та или иная значительная проблема.

ЛОПЕ ДЕ ВЕГА

Своей вершины театр испанского Возрождения достиг в творчестве Лопе де Вега (1562—1635), создавшего огромное количество пьес, разнообразных по темам и жанрам.

Лопе Фелис де Вега Карпио родился в Мадриде 25 ноября 1562 года. Его семья происходила из астурийских крестьян. Отец его занимался золотошвейным ремеслом. О детстве его почти ничего не известно. В 1573 году он поступил в иезуитскую школу, а в 1578 году — в университет в Алкала, но смерть отца заставила его прервать занятия в университете и поступить на службу к маркизу де Навас в качестве личного секретаря. В 1587 году Лопе де Вега был арестован по жалобе директора театра Херонимо Веласкеса за резкие эпиграммы, в которых Лопе высмеивал его семью; он был приговорен к высылке из столицы на восемь лет и из Кастилии на два года.

В 1588 году Лопе де Вега поселился в Валенсии, одном из крупнейших торгово-промышленных и культурных центров страны, в котором существовал уже два десятка лет постоянный те-

–атр. Там он стал во главе группы молодых драматургов. Он отправлял рукописи своих пьес театральным труппам в различные города Испании. Хотя он пользовался большой популярностью как драматург, но работа для театра еще не давала ему средств к существованию и, главное, не создавала тех влиятельных связей, которые в условиях свирепой театральной цензуры только и могли обезопасить его от столкновений с властями. Поэтому Лопе де Вега пытался получить признание вельможных покровителей как автор эпопей и пасторалей — жанров, наиболее популярных в этих кругах. Он пишет поэму «Красота Анджелики» (1588, издана в 1602 г.), в которой подражает «Неистовому Роланду» Ариосто; эпопею «О драконе» (1598), изображающую гибель ненавистного Испании английского корсара Френсиса Дрейка; пасторальный роман «Аркадия» (1598) — для услаждения досугов герцога Альбы, у которого он в это время состоял на службе; поэму «Исидор» (1599), посвященную легендарному патрону города Мадрида.

В 1603 году Лопе де Вега прилагает к роману в прозе «Странник в собственном отечестве» (издан в 1604 г.) первый список своих драматических произведений, числом 219, заявляя при этом, что, подчиняясь требованиям зрителя, он отказался от соблюдения классицистских правил. В 1609 году в стихотворном трактате «Новое руководство к сочинению комедий в наше время» он говорит о следовании запросам зрителя как о решающем моменте в деятельности драматурга. Стремление к самостоятельности и независимости побуждает его искать опору не в узких кругах «избранных», а в широком театральном зрителе. Это давало ему возможность испытать силу общественного воздействия своего искусства; позволяло ему ставить в своих пьесах такие вопросы, которые и доныне поражают своей смелостью.

И все же создавшаяся в начале второго десятилетия XVII века тяжелая обстановка в стране, беспрерывные нападки идейных противников Лопе де Вега, а также испытываемая им попрежнему нужда заставляют его искать убежища в лоне церкви.

 

 

Письма Лопе к его патрону, распутному герцогу Сесса, секретарем которого он являлся с 1605 года, проливают яркий свет на умонастроения Лопе в этот период времени. Не без колебаний решился Лопе де Вега на получение священнического сана. Но, хотя он и стал священником, церковь не облегчила его материальных тягот и, главное, не дала ему той независимости, которой он добивался. Нараставшая в стране реакция имела своим результатом также гонения на театр. Лопе де Вега, самый популярный драматург, произведения которого заполняли все сцены Испании, стал в это время мишенью яростных нападок со стороны литературных противников, анонимных памфлетистов, а

–также попов-изуверов. Эти нападки приводят к тому, что в 1625 году Совет Кастилии запрещает печатать его пьесы; этот запрет снимается только за год до смерти поэта. В течение этих девяти лет вынужденного молчания Лопе де Вега церковники рыщут по испанским городам, уничтожая написанные им пьесы и не допуская их представления на сцене.

Наиболее плодотворными и значительными в творческой биографии Лопе де Вега были первые два десятилетия XVII века. В эти годы были созданы такие наиболее характерные его произведения, как «Фуэнте Овехуна», «Звезда Севильи», «Пери-ваньес и командор Оканьи», «Великодушный генуэзец» и др. В приложении ко второму изданию «Странника в собственном отечестве» (1618) он дает дополнительный список своих 113 пьес; указанными двумя цифрами (219 и 113) не исчерпывается, однако, количество написанных им до того драматических произведений, которое, по его собственным словам, превышает 800 названий.

В 1620 году Лопе де Вега ходатайствует перед королем о должности королевского летописца. Ему в этой просьбе отказывают; в 1624 году он возглавляет на аутодафе «братство служителей инквизиции», а в 1625 году тщетно пытается снискать расположение временщика Филиппа IV, герцога Оливареса, посвящая его супруге свои «Божественные триумфы». Поэма «Трагическая корона», посвященная папе Урбану VIII и рисующая трагическую судьбу Марии Стюарт, приносит ему папскую грамоту, звание доктора теологии и члена ордена иоаннитов. Но король и его фаворит не склонны были оказывать милости автору пьес, в которых разоблачаются дурные короли, фавориты и вельможи, потерявшие стыд и совесть. До конца жизни драматург, пользующийся огромной популярностью в испанском народе, не получает признания в тех кругах, от которых в то время только и зависело его благополучие. Более того, именно из этих кругов и обрушился на него в последние годы жизни страшный удар: один из придворных шалопаев, покрови-тельствуемый герцогом Оливаресом, увез его младшую дочь.

За несколько дней до смерти Лопе де Вега написал поэму «Золотой век» (1635). Здесь он подытожил свои горестные размышления о судьбах общества, в котором господствуют тирания, насилие и гнет, а законы подобны паутине, опутавшей бессильную жертву,— того общества, в котором богатству поклоняются, как идолу, а бедняк тщетно взывает о помощи.

Лопе де Вега скончался 27 августа 1635 года. Огромные массы народа присутствовали на его похоронах. Правительственные круги воздержались от каких-либо знаков внимания великому национальному поэту.

Лоне де Вега Портрет работы Луиса Тристана

–Поистине гигантский размах творчества Лопе де Вега не прекращался в течение всей его жизни. Правда, в последние годы, он писал уже значительно меньше.

Последним драматическим произведением Лопе де Вега была комедия «Мужество Белисы» (1634).

Первый биограф Лопе де Вега Монтальван сообщает в своей панегирической «Посмертной славе», что Лопе написал 1800′ трехактных комедий и свыше 400 одноактных аутос. До нашего времени дошло 426 комедий и 48 аутос. Известны еще названия 179 написанных им, но до сих пор не найденных пьес. Значительная часть пьес, дошедших до нас, носит на себе следы работы театров, а также издателей, скупавших эти сценические ва-рианты и выпускавших их в свет без ведома и разрешения автора. Многие из них при этом искажались до неузнаваемости: отдельные эпизоды исключались и заменялись другими, вставлялись новые стихи и т. п. Возможно, что это и вызвало ряд несообразностей в некоторых его пьесах. Лопе де Вега неоднократно выражал свое возмущение, видя на сцене приписываемые ему пьесы, к которым он не имел прямого отношения.

О необычайной плодовитости Лопе де Вега сохранилось авторитетное свидетельство Сервантеса, назвавшего его в прологе к своему сборнику «Восемь комедий и восемь интермедий» «чудом природы». Другой его современник, Хуан де Пинья (ок. 1566—1643), писал в 1627 году: «Я сам был не раз свидетелем того, как он писал по восемнадцати листов каждые шесть часов, и так восемнадцать часов подряд. Я и раньше был наслышан о такой умопомрачительной плодовитости, но не придавал веры этим слухам, пока не убедился в этом своими собственным» глазами».

Сам Лопе де Вега тоже не раз говорил об этом. Он писал, например, в «Послании к Клаудио» (1631): «Если же я теперь попытаюсь перечислить нескончаемое множество «комических фабул», то ты, наверное, решишь, что это — выдумка. Как можно было исписать такое количество бумаги, создать столько подражаний, нарядить такое множество в риторические цвета! Быть может, не поверят и сочтут неправдой то, что свыше ста коме-дий в течение суток переходили от муз прямо на театральные подмостки». Лопе де Вега говорил, что на каждый день его-жизни приходится в среднем по пяти листов.

Легендарная плодовитость Лопе де Вега побуждала некоторых критиков делать заключение о скороспелости и легковесности его работы, в которой, по их мнению, количество шло в ущерб качеству. Однако внимательное исследование работы драматурга над дошедшими до нас рукописями свидетельствует, напротив, о тщательной разработке им плана пьесы, о его стремлении до-

–биться наибольшей четкости в обрисовке характеров, о скрупулезной отделке деталей и обработке поэтической формы.

Помимо драматических произведений Лопе де Вега оставил множество позм, романов, новелл и лирических стихотворений. О грандиозных размерах его творчества могут дать представление следующие цифры: эпические поэмы Лопе содержат 50 000 стихов, его сонеты — около 42 000 стихотворных строк.

Далеко не все в наследии Лопе де Вега представляет художественную ценность. Наиболее слабую часть этого наследия составляют эпические поэмы, в которых он подражает то Ари-осто («Красота Анджелики»), то Тассо («Завоеванный Иерусалим»). Значительно больший интерес представляют его лирические стихотворения. Лопе де Вега был одним из самых выдающихся лириков Испании. Отличительными особенностями его лирических стихотворений являются глубина изображаемого чувства, разнообразие выразительных средств, плавность, изящество, непосредственность, простота, отсутствие всякой вычурности и искусственности. В лирических произведениях Лопе нашли отражение все направления поэзии его времени, и прежде всего народная поэзия, в интерпретации которой он достиг несравненного мастерства. Благодаря его усилиям испанская поэзия обогатилась новыми формами, которые в дальнейшем получили большое развитие. Там, где источником вдохновения Лопе де Вега служило народно-песенное творчество, он является прямым преемником Хуана дель Энсины и Жила Висенте.

Но то ценное, непреходящее, что выдвигает Лопе де Вега, по определению Горького, в ряды гениев, создателей «великой литературы», то, что делает его истинно национальным поэтом, по праву занявшим почетное место в мировой литературе, таится в его драматургии.

Весьма сложным является вопрос о хронологии пьес Лопе де Вега. Сохранилось очень мало датированных рукописей и копий его пьес. Кроме того, как правило, неизвестны даты их первых постановок. Единственными достоверными источниками для определения хронологии пьес Лопе являются упомянутые списки, составленные им самим и опубликованные им в 1604—1618 годах.

 

 

Эти списки позволяют отнести большинство произведений Лопе де Вега к двум периодам: 1) до 1604 года и 2) между 1604 и 1618 годами. Не давая окончательного ответа на вопрос о дате написания той или другой пьесы, эти списки все же позволяют наметить (в грубых контурах, разумеется) два периода в творчестве Лопе де Вега, а затем, посредством учета всех встречающихся в отдельных пьесах исторических намеков, наметить приблизительную хронологическую таблицу всех его произведений.

–До сих пор не создана научная классификация драматических произведений Лопе де Вега. Все еще в ходу старая классификация, в основу которой положены источники, которыми пользовался драматург, или сюжеты пьес. Так, различают: пасторальные комедии, написанные в подражание Гуарини и Тгссо; комедии, созданные под влиянием итальянской ренессансной драматургии; комедии интриги, любви и ревности, иначе называемые комедиями «плаща и шпаги»; пьесы с трагическими сюжетами; исторические драмы на античные сюжеты (например, «Честный брат» — о борьбе Куриапиев и Горациев) и на сюжеты из национальной истории («Лучший алькальд — король» и др.); религиозные драмы; драмы на мифологические темы.

Главным недостатком такой классификации является то, что она не намечает четких границ между отдельными жанрами и, что существеннее всего, пренебрегает содержанием пьесы, ее главной темой и идеей. Подобная классификация, не учитывающая тематической основы и идейной направленности, не может играть руководящей роли при изучении творчества драматурга.

При всем разнообразии репертуара Лопе де Вега у него все же имеются устойчивые темы, которые разрабатываются им на протяжении всего его творческого пути. Такими ведущими темами являются: крестьянская тема (пьесы, основные персонажи — крестьяне, а основной конфликт — борьба поселянина за свое человеческое достоинство), тема социального протеста (пьесы, в которых участниками драматической коллизии являются крестьяне и феодалы, а протест в ряде случаев принимает форму народного восстания), тема борьбы против тирании — королей, узурпаторов, временщиков (в этих пьесах участвуют преимущественно представители дворянства и придворной знати), тема любви, охватывающая проблемы, отражающие гуманистическое восприятие жизни Лопе де Вега.

Среди пьес Лопе де Вега на первом месте, безусловно, стоят пьесы из крестьянской жизни. Лопе де Вега был единственным среди крупных драматургов эпохи Возрождения, постоянно обращавшимся к деревенсксй тематике. Количество пьес Лопе де Вега, в которых выступают крестьяне и вообще простые люди, огромно. Во многих пьесах даже второстепенные персонажи, принадлежащие к простому народу, изображаются выпукло и четко, с ярко выраженными индивидуальными чертами. Сюжеты многих пьес основаны на народных преданиях; драматург широко использует народные пословицы и поговорки.

Но не только обилие фольклорных элементов в пьесах Лопе де Вега подтверждает внутреннюю связь творчества драматурга с народом. Простой крестьянин, главный герой его замечательных произведений, отличается высокими душевными качествами,,

–большой нравственной чистотой и таким глубоким сознанием своего человеческого достоинства, что оно дает ему силы в борьбе с угнетателями и насильниками из среды господствующего класса. Лопе де Вега не раз рисует крестьян, которые занимают высокие посты в государстве и этим обязаны только своим личным качествам. Они приходят на смену негодным правителям, тиранам и узурпаторам,— это еще сильнее подчеркивает умственное и нравственное превосходство людей из «низов» над родовитой знатью. Такова, по народному преданию, судьба крестьянина Вамбы, одного из последних готских королей; таков крестьянин Сельо в пьесе «Мне нет дела до вас»; таков алькальд Педро Креспо в «Саламейском алькальде».

Выступающий в пьесах Лопе де Вега крестьянин — не литературный тип, не пасторальная марионетка. Правда, Лопе иногда идеализирует образы крестьян, но все же они у него всегда натуральны и человечны.

На фольклорном мотиве основана пьеса Лопе де Вега «Крестьянин в своем углу» (прибл. 1611).

Богатый крестьянин Хуан доволен тихой, мирной жизнью «в своем углу». Вдали от шума и суеты городской жизни он наслаждается всеми доступными ему благами, он счастлив и мечтает об одном — прожить так остаток дней своих. Узнав от своего сына, что король французский (действие происходит во Франции) охотится в окрестностях его села, Хуан отвергает предложение сына отправиться навстречу королю и поблагодарить его за мир и покой под его властью. К чему ему, Хуану, видеть короля?

Те, что трудами рук своих живут,

То короли бесспорно. Я — король

Вот в этом малом уголке своем, — ‘

гордо заявляет Хуан. Он заказал себе в местной церкви оригинальную эпитафию:

Тут в мире опочил Хуан-Крестьянин. Сеньору не служил он никогда И ни дворца, ни короля не видел. Не зная страха, сам ни на кого Не наводил он страха никогда. Ни разу не испытывал нужды, Ран не имел и в заключеньи не был. И сколько ни жил он, в своей семье. Ни горя не знавал он, ни болезней.

ознакомившись с этой надписью, король пожелал увидеть такого редкостного крестьянина. Он появляется в доме Хуана инкогнито, под видом придворного вельможи. В беседе с Хуа-

1 Перевод М. Лозинского.

303-

–ном король предлагает ему приехать в Париж, где он увидит короля и королеву. Но Хуан отказывается от этой чести: тут он сам — король и живет спокойнее, чем король Франции.

Однако это вовсе не означает, что Хуан выступает против королевской власти. Он враждебно настроен по отношению к феодалам, но готов отдать свою жизнь, все свое состояние за короля, который оберегает его мирный труд. Существенно, однако, то, что в этой пьесе Лопе де Вега подчеркивает, что монархические настроения Хуана лишены раболепия, свойственного придворной аристократии, что его принцип быть королем в своем «маленьком углу» зиждется на стремлении к независимости и чрезвычайно развитом у него чувстве собственного достоинства.

Нарисованный Лопе де Вега образ крестьянина мог сформироваться только в условиях Реконкисты, содействовавшей ликвидации крепостнических отношений в испанской деревне. Хуан никогда не служил сеньору, никогда не знал страха: свободный труд развил в нем мужество, бесстрашие и смелость.

Моральное превосходство крестьян над дворянами с особой выразительностью показано в пьесе «Разумный в своем доме» {прибл. 1606—1608).

Крестьянин Мендо случайно встречается со своим соседом, дворянином Леонардо. Эта встреча сближает их. Леонардо настойчиво рекомендует Мендо отказаться от своего крестьянского звания, так как он, богатый человек, имеет все основания ¦получить дворянское звание.

На это Мендо отвечает:

Кто в низком состоянии родился, Никак не может кабальеро стать. Мой батюшка желает умереть В том звании, в котором он родился. Я — угольщика сын, мой род таков, И землепашцем умереть хочу я.

Мендо недавно женился на красивой крестьянке Антоне, которую он горячо любит. Леонардо тоже недавно женился на Эльвире. За обеими женщинами ухаживают два знатных шалопая, дон Фернандо и дон Энрике, которым в их любовных шашнях помогает продувной слуга Мондрагон. Но все усилия дона Энрике оказываются тщетными: Антона решительно отвергает его ухаживания. Донья Эльвира, ревнуя своего мужа к Антоне, решает наказать его и с этой целью благосклонно принимает ухаживания дона Фердинандо.

Семья Леонардо поражена пороками, господствующими в дворянском сословии и полностью отсутствующими в крестьянской семье Мендо. Этот контраст определяет все конфликты, на которых основано действие пьесы.

–Для семьи Мендо характерна трудовая обстановка, крепкие привязанности, высокое чувство человеческого достоинства, возникающее от сознания самостоятельности и независимости. Замечательна сцена крестин, в которой новорожденный как бы символизирует здоровый рост крепкой крестьянской семьи.

Семья Леонардо накануне катастрофы.

 

 

В трагический для себя момент Леонардо призывает на помощь соседа-крестьянина, и тот спасает честь его имени. Мендо удалось преподать дворянину Леонардо нравственный урок. Правда оказалась в конце концов на стороне крестьянина Мендо; недаром он отказался принять дворянское звание.

Трудовая деятельность составляет отличительную особенность крестьян Лопе де Вега, она является основой их высоких нравственных достоинств. Именно трудовая жизнь и определяет превосходство крестьян над паразитическим дворянством.

Драма «Саламейский алькальд», написанная в самом конце XVI или з начале XVII века, как бы открывает серию пьес, героями которых являются крестьяне, выступающие против феодалов-угнетателей, в защиту своей чести.

У крестьянина Педро Креспо, избранного алькальдом Саламеи, имеются две дочери, которые тайно встречаются с капитаном Дьего и его братом Хуаном из расквартированного в Саламее полка. Офицерам удается похитить девушек, обольстив их лживым обещанием жениться на них. Обесчестив их, офицеры-насильники покидают их на произвол судьбы. Педро Креспо удается захватить насильников и заключить в тюрьму. Чтобы снять с дочерей пятно позора, он велит офицерам сочетаться с ними законным браком, а затем вешает их.

Креспо с первых же сцен выступает перед нами в звании алькальда. Это дает автору возможность показать подлинно народного избранника, руководящегося во всех своих действиях исключительно интересами своих односельчан. Отдельные сцены, в которых Креспо выступает в роли администратора и судьи, убедительно показывают, как глубоко чувство правды в этом человеке, как крепки и нерушимы его связи с народом, как хорошо он понимает его нужды.

Сцена суда над офицерами-насильниками — это не просто личная месть за поруганную семейную честь, а выступление более общего и принципиального значения против гнета, бесчинств и насилий, творимых феодалами вообще.

Особенность этой пьесы в том, что алькальд действует в ней

не изолированно от своих односельчан, он постоянно связан с

ними. Они обращаются к нему за помощью и в свою очередь

помогают ему, выступая всем «миром» за общее дело. В «Сала-

мейском алькальде» дело не доходит до восстания, как в «Фуэнте

20-Ю28 305

–Овехуне», но будь налицо те условия, которые даны в «Фуэнте Овехуне», восстание могло бы вспыхнуть.

Историческая драма «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»)— венец драматургического творчества Лопе де Вега — написана между 1609 и 1613 годами. В ней изображены отношения между господствующей феодальной верхушкой и бесправным крестьянством. Против феодального гнета выступает все население местечка; личные отношения между людьми, объединенными ненавистью к угнетателям, переплавляются в коллективную солидарность, и происходит народное восстание. «Фуэнте Овехуна» — подлинно народная драма, в которой воплощено национальное сознание испанского народа. В пьесе развертываются две линии действия: линия заговора магистра ордена Калатрава и его ближайшего соратника, командора, против объединительной политики королей Фернандо и Изабеллы, с одной стороны, и линия народного восстания в Фуэнте Овехуне, с другой стороны. Эти линии перекрещиваются, центр тяжести действия все время перемещается: наверху идет борьба между крупными феодалами и королями, внизу — борьба крестьянской массы против феодалов. За сценами, в которых представлены магистр, командор, короли и их военачальники, следуют сцены, рисующие нарастающий шквал народного мятежа. Все эти сцены, несмотря на кажущееся отсутствие драматической связи между ними, спаяны одной общей идеей. Народное движение в Фуэнте Овехуне развертывается на фоне социальных столкновений, происходящих во всей стране; оно вызвано назревшими в обществе противоречиями.

В драме широкое народное движение вырастает из частного конфликта между командором, посягнувшим на честь крестьянки Лауренсии, и любящим ее молодым крестьянином Фрондосо. Но этот эпизод — лишь одно из звеньев во взаимоотношениях командора с населением местечка: нет ни одной семьи, ни одного крестьянина, который не пострадал бы от тирании и произвола самодура феодала. Глухое недовольство выливается наконец в восстание, в котором участвуют все жители местечка.

Любовь Фрондосо и Лауренсии, полная трагизма, вплетается в общее настроение Фуэнте Овехуны. С гениальным мастерством сумел Лопе де Вега показать, как чувство любви обогащается сознанием братской солидарности. Крестьянка Лаурен-сия, выступающая в начале пьесы как типичная для некоторых комедий «плаща и шпаги» холодная и недоступная красавица, пренебрегающая любовью Фрондосо, проникается чувством уважения и симпатии к молодому крестьянину в тот момент, когда их обоих связывает одна судьба, судьба обездоленных и угнетенных. Любовь возникает, развивается и крепнет в обста-

–новке борьбы с враждебными силами; она становится силой, которая зовет людей на борьбу, вливает бодрость в их сердца, заставляет их бороться с врагом за право на жизнь, свободу и счастье. Лауренсия, ведущая за собой вооруженных крестьян в четвертой сцене третьего акта, мало похожа на Лауренсию первого акта. Она выросла и возмужала благодаря своей любви к Фрондосо, благодаря ненависти к угнетателям и солидарности со всей народной массой. Равным образом и Фрондосо, в начале пьесы похожий на традиционного «галана» (любовника) из комедии «плаща и шпаги», превращается в отважного защитника Лауренсии против насильника командора, а потом и в одного из вожаков восстания.

У людей из кругов высшего дворянства другие нормы поведения. Сухой расчет, голый интерес — вот что объединяет магистра и командора. Поражение командора приводит к тому, что его недавний соратник, магистр ордена Калатрава, взваливает на него всю вину за неудавшееся выступление против «католических королей». Честь, о которой так торжественно говорит командор, считая ее принадлежностью одних только дворян, не что иное, как разменная монета. Рыцарская доблесть магистра бледнеет перед его двойным предательством. Такова цена феодальной верности и чести.

Энгельс, говоря об эпохе позднего средневековья, когда борьба между феодалами и королевской властью приняла чудовищные формы, характеризует взаимоотношения внутри феодальной системы как бесконечную, непрерывно продолжающуюся вереницу «предательских убийств, отравлений, коварств и всяческих низостей, какие только возможно вообразить, которые скрываются под поэтическим именем рыцарства и при наличии которых все же решаются говорить о чести и верности» ‘.

Этим волчьим нравам Лопе де Вега противопоставляет подлинно человеческие отношения, основанные на любви, солидарности и сознании общности интересов. Сценически он выражает эту противоположность посредством параллельно-контрастных сцен: из крепости ордена, в которой магистр и командор затевают заговор против королей-объединителей, драматург переносит нас в крепкую, дружную семью крестьян, где труд составляет основу человеческих отношений.

Честь и верность, любовь и дружба — эти нравственные категории трактуются в драме широко и разносторонне. Чтобы с наибольшей художественной выразительностью противопоставить две нравственные системы — угнетателей и угнетенных, драматург вводит сцены, на первый взгляд не связанные со всем раз-

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 445.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)