|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Узбек и Джанибек
На смену Токтаю пришел его племянник – Узбек (1312-1340). [1065]Сведения, касающиеся его религиозных взглядов являются достаточно противоречивыми. По словам Рашид ад-Дина, в период правления Токтая, Узбек вызвал недовольство монгольских правителей своим безграничным мусульманским прозелитизмом: "Они ему говорили: Довольствуйся нашим послушанием. Какое тебе дело до нашей религии? И почему мы должны отказаться от яссака Чингиз-хана ради арабской религии?" После смерти Токтая, монгольские правители, прежде чем назначить ханом сына покойного, приняли решение устранить кандидатуру Узбека, пригласив его на празднество, где планировали убить его. Но Узбек, осведомленный о готовящейся расправе, быстро умчался и вернулся со своей армией. Он окружил место проведения празднества, и разом уничтожил заговорщиков и наследника Токтая, после чего сам взошел на трон. По просьбе мамлюкского султана Египта – Эн-Насира, после длительных проволочек он решил выдать за него замуж Чингизханидскую принцессу, что было невиданной благосклонностью в понимании монголов и тесно сближало кипчакское ханство с официальными сторонниками ислама (1320). [1066] Однако, магометанские устремления Узбека не помешали ему проявить себя весьма либеральным по отношению к христианству. [1067] В своем письменном послании от 13 июля 1338 г. Папа Иоан XXII выражает благодарность хану за его доброжелательное отношение к католическим миссиям. [1068] В 1339 г. Узбек принял францисканца Жана де Мариньоли, посланника Папы Бенедикта XII, который направил ему в качестве подарка отменного боевого скакуна, прежде чем продолжить путь в Кипчакию в направлении государства Чагатая и в Пекин. [1069] В то же самое время Узбек заключил торговое соглашение с генуэзцами и венецианцами. Послы Генуи – Антонио Грильо и Николо ди Пагана, получили разрешение на восстановление фактории и строительство складских помещений в Каффе. С 1316 г. эта колония вновь развернула свою деятельность. [1070] В 1332 г. Узбек даже позволил венецианцам развернуть факторию в Тане, в устье реки Дон. [1071] Что же касается русской стороны, то жители Твери уничтожили 15 августа 1327 г. монгольских эмиссаров, прибывших для взимания податей и даже казнили одного из кузенов Узбека. Хан распорядился наказать князя московского Ивана. В связи с этим, он направил пятидесятитысячную армию. Московские князья заложили основы их будущего величия, именно в качестве исполнителей воли хана. Хан Джанибек (1340-1357), сын и преемник Узбека, начал с подтверждения своих привилегий (1342), но после стычки между итальянцами и мусульманами, вспыхнувшей в Тане в 1343 г., он изгнал венецианцев и генуэзцев из Таны, и дважды атаковал Каффу (1343,1345). [1072] Генуэзская колония, впрочем, оказала ему такое достойное сопротивление, что он был вынужден снять осаду города. [1073]Тогда Генуя и Венеция заблокировали монгольские берега Черного моря на восток от Керчи. В итоге, в 1347 г. Джанибек был вынужден дать разрешение на восстановление колонии в Тане. [1074] Враждебное отношение к пришельцам с Запада сопровождалось новой волной исламизации. Успехи в упрочении позиций ислама, которые были весьма ощутимы, в период правления Узбека, принесли положительные результаты, также как и растущее влияние мамелюкского Египта во всех областях общественно-политической жизни. От традиционной религиозной терпимости Чингизханидов Белая Орда переходила к "всеобщему" мусульманскому фанатизму мамелюков. [1075]Джанибек воспользовался беспорядками, царившими в Персии после падения хулагидского ханства, для того, чтобы реализовать давнишнюю мечту династии: завоевание Азербайджана. В 1355 г. ему удалось захватить эту провинцию вместе с Таурисом, бывшей столицы персидских ханов. Он напал на местного правителя Ашрафа Чопанского и убил его, выставив отрубленную голову над воротами самой большой мечети города. Но его сын Бердибек, которого он оставил вице-правителем в Таурисе, тотчас же вернулся в Кипчакию в связи с болезнью своего отца, и в 1358 г. кипчаки были изгнаны из Азербайджана джалаирами. [1076]
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |