АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Все книги автора

Читайте также:
  1. I.Религиозные книги
  2. IV. О древнейших памятниках креста, взятых из книги под заглавием «Чтения в Императорском Московском обществе Истории и Древностей Российских»
  3. Билет № 10. Организация работы средневековых западноевропейских скрипториев. Оформление средневековой книги.
  4. Билет № 11. Предпосылки введения книгопечатания в Европе. Ксилографические книги XV века.
  5. Билет № 27. Организация работы древнерусских книгописных мастерских. Оформление древнерусской книги
  6. Билет № 4. Форма книги в ее историческом развитии.
  7. В качестве ситуационных задач использованы материалы А.Л. Венгера из его книги «Психологическое консультирование и диагностика»
  8. ВІД АВТОРА
  9. Внешнее оформление книги
  10. Внешние элементы книги
  11. Все книги автора

[1][1] По истории тюрко-монгольских империй, рассматриваемой как исследования по человеческой географии, см. Owen Lattimore, The geographical factor in Mongol history, The Geographical Journal (London), XCI, January 1938.

 

[2][2] Однако кажется, что Якуты прибыли на север, а их происхождение следует искать в регионе оз. Байкал. Несмотря на то, что в своей стране они на данное время используют северных оленей, у них существует обычай применения в некоторых церемониях лошадиных черепов, как признак их пребывания в приграничных зонах монгольских степей. Это явление противоположно тому, что обнаружено в захоронениях Пазырыка. См. О. Lattimore, Geogr. Journ., 1938, 1, 8.

 

[3][3] «Мы разумно отказались, по крайней мере, на современном этапе исследований, от рассмотрения урало-алтайской лингвистической семьи, которая включала бы также финно-угорские и самоедские, тюркские, монгольские и тунгусские языки» (Pelliot, Les mots В Hinitiale? Aujourd hui amuie, dans le mongol des ХШ et XIV siecles. J. A. 1925, 193).

 

[4][4] Монгольский, тунгусский и тюркский проязыки, которые произошли от алтайского проязыка по предположению Поппе. «Эпоха тюркского проязыка длилась не дольше первых веков до нашей эры». По утверждению Поппе и Бартольда, «в общем тюркские языки находятся на более продвинутом уровне, чем монгольские языки. Даже монгольский язык любой части монгольского мира еще более архаичен, чем известные наиболее древние тюркские языки. Письменный монгольский язык с фонетической точки зрения находится почти на том же уровне развития, что алтайский проязык». См. N. Рорре Ungarische Jahrbucher, VI, 98. Состояние вопроса об «общности»: par Jean Deny, Langues turques, mongoles et tongouzesinin Langues du monde de Meillet et Cohen,185.

 

[5][5] См. стр., где дан физический портрет Хун-ну, описанному китайскими историографами и описание Гуннов Аттилы, данное латинскими историографами. Портрет чингизханидских монголов дан китайскими, арабскими и христианскими летописцами.

Напомним, что древним мифическим образом у тюрко-монголов являлся волк с белой отметиной, у Монголов по Секретной Истории – это Бортчи-но или Серый Волк, Кек Бури – у Тюрков по Огузнамэ; "Из яркого луча появился крупный волк-самец с серой шерстью и серой гривой".

 

[6][6] Замещение степной лошади на северного оленя сибирской тайги, выявленное маскировкой в облике северных оленей жертвенных лошадей, найденных в захоронениях Пазырыка (Танну Тува, сибирский Алтай, V. 100 av. J-C.) явно свидетельствует о переходе племени от жизни лесных охотников к жизни кочевых скотоводов. См. Owen Lattimore, Geographical factor in Mongol history, Geographical Journal, London, Janvier 1938, 8.

См. Teilhard de Chardin, Esquisse de la prehistoire chinoise, Bulletin catholique dJ PJkin, mars 1934 et: Les families prehistoriques de Peking, Rev, des quistions scientifiques (de Louvain), mars 1934, p. 181-193. Tolmatchov. Sur le palJolJthique de la Mandchourie, Eurasia septentrionalis antiqua, IV, Helsinki, 1929. M. C. Burkitt, Some reflexionson the Aurignacian culture and its female statuettes, Eurasia septentrionalis Antiqua, IX, 1934, 113.Andersson, Der Weg Uber die Steppen, Bull. Museum of Far East. Antiq., Stockholm, 1929.

 

[7][7] Напомним, что древним мифическим образом у тюрко-монголов являлся волк с белой отметиной, у Монголов по Секретной Истории – это Бортчи-но или Серый Волк, Кек Бури – у Тюрков по Огузнамэ; "Из яркого луча появился крупный волк-самец с серой шерстью и серой гривой".

 

[8][8] См. Teilhard de Chardin, Esquisse de la prehistoire chinoise, Bulletin catholique dJ PJkin, mars 1934 et: Les families prehistoriques de Peking, Rev, des quistions scientifiques (de Louvain), mars 1934, p. 181-193. Tolmatchov. Sur le palJolJthique de la Mandchourie, Eurasia septentrionalis antiqua, IV, Helsinki, 1929. M. C. Burkitt, Some reflexionson the Aurignacian culture and its female statuettes, Eurasia septentrionalis Antiqua, IX, 1934, 113.Andersson, Der Weg Uber die Steppen, Bull. Museum of Far East. Antiq., Stockholm, 1929.

 

[9][9] См. L. Bachhofer, Der Zug nach den Osten, einige Bemerkungen zur prahistorischen Keramik Chinas, dans Sinica, 1935 (Francfort), p.101-128. Max Loehr, Beitrage zur Chronologie der alteren chinesischen Bronzen, dans Ostasiatische Zeitschrift, 1936,1, 3-41. L. Bachhofer, Zur Fruhgeschichte Chinas, dans Die Welt als Geschichte, 111,4,1937 (Stuttgart)

 

[10][10] Очерк по сравнительной хронологии был предложен А. В. Шмидтом. Rurgane der Stanica Konstantinovskaia, Eurasia Septentrionalis antiqua, IV, 1929, 18. О неточностях этих различных датировок и их странные отклонения в соотвествии с системами, cf Tallgren, Caucasian monuments, ibid., (E.S.A.), V.1930, 180 et Tallgren, Zu der nordkaukaukasischen Bronzezeit, ibid.,Vl, 1931, 144.

 

[11][11] Фракийские наименования присутствуют еще в части легенд, приводимых Геродотом при описании скифов. (Е. Benveniste, Communication В la SocietJ Asiatique, 7 avril 1938). Они присутствуют также в историческом царстве Киерийского Босфора в греко-римскую эпоху. (Rostovtzeff, Iranians and Greeks, p.39)

 

[12][12] См. A. M. Tallgren, La Pontide prescythique apriIs 1 introduction des mJtaux, Eurasia Septentrionalis Antiqua, II, Helsinki 1926, p.220.

 

[13][13] Франц Ганчар фактически относит к периоду между XIV и VIII веками до новой эры весь комплекс закавказских культур Гянджи-Карабаха, с одной стороны, Лельвара и Талыша, с другой стороны, которые, по его мнению, ориентированы на современные культуры Передней Азии, а также на формы топоров, поясные пластины и изделия из керамики. (Kaukasus-Luristan, Eurasia septentrionalis antiqua, IX, 1934,107).

 

[14][14] См. наше приложение по Минусинску, согласно Таллгрена и Мергарта. По киммерийскому периоду мы приводим мнение Таллгрена La Pontide prescythique aprils 1 introduction des metaux, Eurasia septentrionaiis antiqua, II, Helsinki, 1926. Что касается миграции Киммерийцев, Franz Hancar, Kaukasus-Luristan, dans Eurasia septentrionaiis antiqua, IX, 1934 – 47. В этой статье помещен очерк о связях звериного стиля Кубани с Северным Кавказом и бронзовых изделий Луристана со скифскими и киммерийскими миграциями VII века. По данному вопросу существует другое исследование того же автора: Franz Hancar, Probleme des Kaukasischen Tierstils, dans Mitteil. D. Anthropologischen Gesellschaft in Wien, Bd. LXV, 1935, p. 276.

 

[15][15] См. N. Makarenko, La civilisation des Scythes et Hallstatt, Eurasia septentrionaiis antiqua, V, 1930, 22.

 

[16][16] Персидская ахеменидская номенклатура включала: 1. Саков Хамавар-гов, которые соответствуют собственно нашим сакам и которые проживали в Фергане и районе Кашгара; 2. Саки Тиграхауды, которые населяли район Арала и нижнюю Сырдарью; 3. Саки Тарадравы, то есть «с другого берега» в Южной Руси, являвшиеся собственно нашими историческими скифами.

 

[17][17] См. W. Miller, Die Sprache der Osseten dans Grundriss der iranischen Philologie, I. Miller, сравнивая и классифицируя скифские надписи Южной Руси, наткнулся на иранский элемент, который варьировал в соответствии с зонами между 10, 20, 50, и 60 %. Впрочем, Эмиль Бенвенист находит у скифов, у Геродота (IV, 5) те же социальные группы: военные, священники и крестьяне, то же, что и у авестийских и ахеменидских персов (Societe Asiatique, 7 avril 1938).

 

[18][18] См. Minns, Scythians and Greeks, 48 – 49. Rostovtzeff, Iranians and Greewks in South Russia, planches. XXI, XXII. Относительно рас лошадей скифско-гуннской степи и их отображения в искусстве, Andersson, Hunting magic and the animal style, Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm. n.4, 1932, p.259.

 

[19][19] Проблема стремени является одной из важных. Изобретение стремени на длительный срок обеспечило северным кочевникам огромное преимущество над кавалерией оседлых народов. Знаменитая греко-скифская ваза Чертомлыка показывает нам «стремена, образованные с кожанным ремнем из подпруги». (W. W. Arendt, Sur 1 apparition de etrier chez les Scythes, Eurasia septentrionalis antiqua, IX, 1934, p.208). Аранд добавляет, что данное «прочтение» подтверждается исследованиями находок Козельской усыпальницы, расположенной близ Ново-александровки Мелитопольского края, находящихся в данное время в Историческом музее Москвы. Таким же образом стремена у хун-ну были в ходу, начиная с III века до нашей эры. На Западе ни греки, ни римляне не пользовались ими. Только, кажется, авары VI в. распространили их.

Продолжение скифской истории, связанной в основном с греческим миром, Max Ebert, Sud-Russland im Alterhum, Leipzig 1921.

 

[20][20] Геродот (IV, 71) указывает на похоронные церемонии (ритуалы населения, кровоточащие раны на руках, лбе и носу, с целью чествования умершего, жертвоприношения и захоронения рабов и лошадей вместе с трупом умершего). Что касается хун-ну или монгольских гуннов, то Шаванн цитирует Тзи-еньхань Шу по Шавану, MJmoires de Sse-ma Tsien, I. p. LXV (жертвоприношения на могиле предводителя достигли цифры от ста до тысячи женщин и слуг). Наконец Станислас Жюльен дает сведения о ту-кю или монгольских тюрках VI века, потомках гуннов. Stanislas Julien, Documents sur les T ou-kiue, Journal Asiatique, 1864, 332: «Они наносят ножом раны на лицах, таким образом, что кровь течет вместе со слезами».

 

[21][21] По Геродоту IV, 13, миграция скифов в направлении Европы была бы встречным ударом по нашествиям с Востока или вернее Северо-Востока, так как скифы оттеснили исседонов, а последних оттеснили аримаспы. Исседоны по описаниям Геродота были, возможно, Финно-Уграми. Бенвенист относит их в ту классическую эпоху к региону Урала, например, в направлении Екатеринбурга. Аримасы, которые, вне всякого сомнения, проживали далее к востоку, у Иртыша и Енисея, возможно, были иранцами, как и скифы, о чем свидетельствует их название, восстановленное Бенвенистом как ариамаспа «друзья лошадей» (выступление Бенвениста на заседании Азиатского общества 8 апреля 1938 года). – Что же касается массагетов юго-восточных берегов Аральского озера, сам Геродот (1, 201) рассматривает их как скифов и их наименование по ирански Массиагата означает «рыболовы») (J. Marquart, Skizzen zur geschichtlichen Volkerkunde von Mittelasien, Festschrift Friedrich Hirth, 1920, 292) Некоторые авторы древности, такие, как Дион Кассиус и Арриан видят в Массагетах предков сарматского народа – аланов. См. о «Скифах земледельцах», то есть вне сомнения, коренных жителей черноземья, а также о скифских кочевниках (истинные скифы), которые облагали их данью. См. Stcherbakivskiy, zur Agathyrsenfrage, Eurasia sept. antiq. IX, 1934, 208.

 

[22][22] Продолжение скифской истории, связанной в основном с греческим миром, Max Ebert, Sud-Russland im Alterhum, Leipzig 1921.

 

[23][23] Tallgren, Sur l’origine des antiquitJs dites mordviennes, E.S.A., XI, 1937, 123. Cf K. Schefold, Skytische Tierstil in Sudrussland, ibid., XII, 1938.

 

[24][24] Emile Benveniste, Communication a la Societe Asiatique, 7 april 1938.

 

[25][25] Tallgren, I.e., 128.

Может тогда произошло смешение народностей. Гардизи свидетельствует, что в то время у киргизов был светлый цвет лица и рыжие волосы. Впрочем, эти киргизы Енисея не были по происхождению тюркоговорящим народом (Radloff, Altturk. Inschriffen, p.425).

 

[26][26] Ibid.,127.

 

[27][27] См. N. Makarenko, La civilisation des Scythes et Hallstatt, Eurasia Septentrionalis Antiqua, V.1930, 22.

 

[28][28] F. Hancar, Gurtelschliessen aus dem Kaukasus, Eurasia Septentrionalis Antiqua, Vll, 1931, 146 et, du meme, Kaukasus-Luristan, ibid., IX, 1934, 47.

 

[29][29] Типичные репродукции у Ростовцева, Animal style in South Russia and China, 1929. Rostovtzeff Le centre de'Asie, la Russie, la Chine et le style animal, Seminarium Kondakovianum de Prague, 1929. G. Borovka, Skythian art, New-York, 1928; приложения в конце книги.

 

[30][30] Andersson, Hunting magic in the animal style, Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, n.4, 1932. В этом же исследовании, стр. 259 и далее, помещен очерк по классификации лошадей, оленей и т.д. по степям и сходству типов, изображенных на изделиях ордосской бронзы. – Процитируем О. Жанса по магической природе орнаментальных мотивов и искусстве степей. Le cheval cornu et la boule magique, Ipec, 1935, 1, p.66 et Potapoff, Conceptions totemiques des Altaiens, R.A.A.,1937, 208.

 

[31][31] С Josef Zykan, Der Tierzauber, Artibus Asiae, V. 1935, 202.

 

[32][32] Tallgren, Sur I origine des antiquites dites mordviennes, Eurasia Septentrionalis Antiqua, XI, Helsinki, 1937, 133.

 

[33][33] Однако, указывая на V век до нашей эры, Геродот (IV, 116) упоминает «Саороматов» на востоке устья Дона и говорит о них как о метисах скифов и амазонок, говоривших, впрочем, на скифском языке. Шла ли речь об авангардах, которые последовали за скифами в их миграции до прибытия основных групп сарматов, которые кочевали еще на сев. Ростовцев указывает на важный фактор как матриархат, обнаруженный греками у сарматов, но не существует совсем у сарматов. Он считает, что эти два народа не имеют ничего общего (Iranians and Greeks. 113).

 

[34][34] В тот период скифы были зажаты между сарматами, которые прибыли со стороны Азии, а с другой – гетами (будущими даками) – фрако-фригийского происхождения, которые основали империю в Венгрии и Румынии.

 

[35][35] Strabon, livre XI, ch. 11.

 

[36][36] Наряду с характерными сарматскими изделиями из бронзы, хотя найденных в зоне несомненно не сарматского, финно-угорского происхождения, были найдены изделия в захоронениях Уфы на западе от Южного Урала, а также сокровища Екатериновки между Уфой и Пермью, которые Таллгрен относит, те и другие, к 300 и 100 годам до Рождества Христова (Tallgren, Itudes sur la Russie orientale durant lancien age du fer, Eurasia Septentrionalis Antiqua, VII, 1932, 7). Кажется, что это и пластины с «животными с завитушками» сарматского происхождения, найденные в Глиаденово на северо-востоке Перми, которые Таллгрен относит к началу нашей эры. Что касается крупных пластин из сокровищницы Петра Великого, найденных в Западной Сибири, возможно, они формировали условия перехода между скифами или «запоздавшими скифами» и сарматами. Однако они относятся к сарматскому периоду, и, кажется, ассоциируются с монетами Нерона и Гальбы. См. Joachim Werner, Zur Stellung der Ordosbronzen, Eurasia sept. antiq.,IX, 1934, 260.

 

[37][37] Репродукции у Ростовцева, Iranians and Greeks, p. XXV; Borovka, Skythian art, p.46-48; и наши рисунки, фигурки.

 

[38][38] См. Tallgren, Collection Tovostine des antiquitJs de Minoussinsk, Helsingfors, 1917. – Merhart, Bronzezeit am lenissei, Vienne 1926. – Teploukhov Essai de classification des anciennes civilisations metalliques de la region de Minoussinsk, Materialii po Ethnographi, IV, Leningrad, 1929.

 

[39][39] Данные чаши – котелки цилиндрической формы, с прямыми и прямоугольными «ушками» находятся одновременно в музее Сернуччи (Миссия Вайа, регион Минусинска) и в музеях Будапешта. См. Zoltan Takacs. Francis Hot? Memorial Exhebition 1933. The Art of Greater Asia, p. 17 et 68.

 

[40][40] По жертвоприношениям лошадей у трупа предводителя в скифских захоронениях, Геродот, IV, 72. По северным оленям, Acad. Cult. Mater., fevr. 1931.

 

[41][41] По группе захоронений Пазырык, Шибе, Каганца и т.д. см. Griaznov, in American Journal of Archaeology, 1933, p.32 – Kiseleff, Fouilles de 1934 dans 1 Altai, trad. In Revuue des arts asiatiques, X, 4, 1937, p.206 – Laure Morgenstern, L'exposition dart iranien В LJningrad et les dJcouvertes de Pasyryk, ibid.,p. 199. -L. Morgenstern, Esthetiques d'Orient et dOccident, Paris, Alcan 1937 (illustre). -Joachim Werner, ESA, IX, 265. – По маскаронам Пазырыка, Salmony, Chinesische Schmuckform in Eurasien, ibid., 329. -ESA, 1933, 249 (monnaies du Bosphore, III s. avant J-C. TrouvJes en Dzoungarie).

 

[42][42] Griaznov, in American Journal of Archaeology, 1933, p.32. Tallgren Oglakty, Eurasia septentrionalis Antiqua, XI, 1937, 69.

 

[43][43] Может тогда произошло смешение народностей. Гардизи свидетельствует, что в то время у киргизов был светлый цвет лица и рыжие волосы. Впрочем, эти киргизы Енисея не были по происхождению тюркоговорящим народом (Radloff, Altturk. Inschriffen, p.425).

 

[44][44] Возможно, было бы, кстати, отнести к сарматскому искусству или, по крайней мере, спатаникам, произошедшим от сарматов, часть любопытных каменных наскальных рисунков, найденных в Сибири и далее до Монголии (в горах Оглакты в Кызылкае, в Сулеке у Минусинска, в Морозове в Урянгае, верхнем Енисее и, наконец, в Дюрбельджи и в Ильхалыке на Орхоне. Фрески Урен-хоя (Танну Ула) изображают эскизы оленей и медведей с необычайным реализмом, с линейным движением, присущим лучшим греко-скифским традициям (Бу-лук, Кедрала, Цагангол). С другой стороны, некоторые наскальные рисунки Су-лека, близ Минусинска, изображают всадников, которые, кажется, носили шлемы конической формы с луком и длинной пикой, и напоминают достаточно хорошо романо-сарматские фрески Керчи в Крыму. Явно, что в Сулеке обнаружили «рунические» надписи, что склоняет некоторых исследователей отнести эти рисунки к VII в. нашей эры. Cf Tallgren, Inner Asiatic and Siberian rocks pictures, Eurasia septentrionalis antiqua, VIII, 1933, 175-197. – Впрочем, Фетгиш показал связи последней культуры Минусинска VIII века нашей эры с протовенгерским искусством эпохи Лебедии. См. Nandor Fettich Die Reiternomaden kultur von Minussinsk, dans Metallkunst der Landnehmenden Ungarn, 1937, p.202.

 

[45][45]Являются ли полностью независимыми друг от друга три термина: Хунну, Гунны и Хуна? A priori, это недостоверно» (Pelliot, A propos des Comans, J. A. 1920, 141).

 

[46][46] Официальным инициатором этой реформы в области одежды, по свидетельству Сыма Цяня был правитель Чао У-линь в 307 году. Trad. Chavannes V, 73.

 

[47][47] См. Chavannes. Les memoires de Sse-maTsien, I, p. LXV. Куракиши Ширатори объясняет слово «шанъюй» посредством китайской этимологии, что означает «бескрайние просторы» (К. Shiratori, A study on the titles of khagan and khatun, Memoirs ofthe Toyo Bunko, Lp. D, et On the territory ofthe Hsiungnu, ibid.,V. p. 71.

 

[48][48] Albert Herrman, Die Gobi im Zeitalter der Hunnenherrschaft (Geografika Annaler 1935, Sven Hedin), p.131.

 

[49][49] Chavannes, Sse-ma Tsien, 1 с

 

[50][50] К. Ширатори напоминает, что хун-ну носили косичку и от них пошла традиция к нижеследующим тюрко-монгольским ордам; тоба, жуань-жуаням, ту-кю, киданям и монголам. См. The queue among the peoples of North Asia. Memoirs of the Toyo Bunko, n 4, 1929.

 

[51][51] Tsien-Han chou, dans Chavannes, Sse-ma Tsien, I, p. LXV et LXX.

 

[52][52] Stanislas Julien, Documents sur les Tou-kiue, J. A., 1864, 332.

 

[53][53] Herodote, IV, 62, 64.

 

[54][54] Tsien-Han chou, dans Chavannes, Sse-ma Tsien, I, LXV

 

[55][55] Ibid., LXII. См. De Groot, Die Hunnen der vorchristlichen Zeit. 2 et sq.

 

[56][56] Скифы после знаменитого рейда в VII веке по сравнению с хун-ну не оставили после себя репутацию грабителей, потому что их страна была более богатой, а их кочевая кавалерия с берегов Черного моря существовала за счет «Скифов земледельцев», которые возделывали культуры на черноземной почве Украины.

 

[57][57] К. Ширатори напоминает, что хун-ну носили косичку и от них пошла традиция к нижеследующим тюрко-монгольским ордам; тоба, жуань-жуаням, ту-кю, киданям и монголам. Cf The queue among the peoples of North Asia. Memoirs of the Toyo Bunko, n 4, 1929.

 

[58][58] Herodote, IV,62,64.

 

[59][59] Tsien-Han chou, dans Chavannes, Sse-ma Tsien, I, LXV

 

[60][60] Ibid., LXII. См. De Groot, Die Hunnen der vorchristlichen Zeit. 2 et sq.

 

[61][61] Скифы после знаменитого рейда в VII веке по сравнению с хун-ну не оставили после себя репутацию грабителей, потому что их страна была более богатой, а их кочевая кавалерия с берегов Черного моря существовала за счет «Скифов земледельцев», которые возделывали культуры на черноземной почве Украины.

 

[62][62] Подобные находки, тесно связанные с ордосским стилем, обнаружены Талко-Гринцевичем близ Тулту на нижней Чите и около Бичурской на Чилоке, в бассейне Селенги. См. Joachim Werner, Zur Stellung der Ordos-Bronzen, I.e.,261.

 

[63][63] Borovka, Comples rendus des expJditions pour l'exploration du nord de la Mongolie, Leningrad, 1925. Trever, Excavations in Northern Mongolia, 1924-1925, Memoirs of the Academy of Material culture, LJningrad, 1932,-См. Joachim Werner, E.S.A.,1934,264.

 

[64][64] См. Andersson, The Altai rock carving, dans Hunting magic in animal style, 308.Tallgren, Inner Asiatic and Siberian rocks pictures, Eurasia Septentrionalis Antiqua, VIII, 1933, p. 175.

 

[65][65] См. Guide to the exhibitions of the Museum of Far Eastern Antiquities Stockholm, 10 septembre, 1933, p.40.

 

[66][66] Tsien-Han chou, dans Chavannes, Sse-ma Tsien, I, p. LXV et L XX.

 

[67][67] Stanislas Julien, Documents sur les Tou-kiue, J. A., 1864, 332.

 

[68][68] По этому периоду J. -J. -M. De Groot, Die Hunnen der vorchristlichen Zeiten, 1921 et le c.r. de O.Franke dans Ostasiat. Zeitscrift, 1920 – 1921, 144 (Wiedergabe fremder Volkernamen durch die Chinesen). -См. G.Haloun, Seit wann kannten die Chinesen die Tocharer oder Indogermanen uberhapt, Asia Major, Leipzig, 1926.

 

[69][69] См. Chavannes, Les mJmoires de Se-ma Ts-ien, I, p. LXX.

 

[70][70] Густав Халун видит в современном китайском слове юечжи древнее произношение Згюджа, которое означает не что иное как название скифов (по-ассирийски – ашку заи). См. G.Haloun, Zur Ue-tsi, dans Zeitschrift der deutschen morgenlandischen Gesellschaft, t.91,2,1937,p.316. См. также в этой статье попытку определения локализации первоначальных владений юечжи на карте северного и западного Ганьсу (р.258).

 

[71][71] Птолемей, – 16. Согдийские тексты IX века называют еще Бешбалык, Турфан, Карашар и т. д. как «Четыре Тугри» (W. В. Htnning, Argi and the Torharians, Bui. Ofthe School of Oriental Studies, 1938, 560.

 

[72][72] Strabon, XI, 8,2, et Tsien Han cnou, trad. Haneda Toru, Bulletin de la maison franco-japonaise, IV, I, Tokyo, 1933, p.7-8.

 

[73][73] У Зигмунда Фейста мы находим четкое изложение тохарского вопроса с приложением различных тезисов и библиографии, относящейся к 1920 г., Der gegenwartige Stand des Tocharerproblems, in Festschrift fur Friedrich Hirth, Berlin, 1920, p. 74-84. См. Рене Груссэ по изменениям с того периода. L Orientalisme et les Jtudes historiques, dans Revue historique, Bullettin critique, t. CLXXXI, fasc. ljanvier-mars 1937 (article tenant compte de Bailey, Ttaugara, dans Bulletin of the school of oriental studies London, VIII, 4, 1936, et de Pelliot; A propos du tokharien, Toung-pao, XXII, 4, 1936) et tarn, Greeks in Bactria and India, 1938.

 

[74][74] Тот же обычай, сообщенный Геродотом (IV, 65), относительно скифов.

 

[75][75] См. Chavannes, Memoires de Sema Tsien, I, p. LXX.

 

[76]Pelliot, J. A., 1934,1,37.

 

[77][77] J. Charpentier, Die ethnographische Stellung der Tocharer, in Zeitschr. D. deutsch. morgenland. Gesellschaft, 71 Bd., 1917.

 

[78][78] в самом деле кажется, что У-суни также иммигрировали в регион Или и они так же как сами юечжи, были изгнаны хунну с северо-западных границ Китая, например, региона Собо-нора и Согок-нора, на севере Сучоу, как это предлагает Atlas of China Альберта Германна, карта № 17, или немного далее на юг от Ханчоу, по мнению К. Ширатори, или еще далее на запад от Хуачоу около Дунхуана, что не исключает эту возможность. – См. Kurakichi Shiratori, On the territory of the Hsiung-nu Prince Hsiu-tu Wang and his metal statues for Heaven-worship, Memoirs of the Research Department of Toyo Bunko, n.5,1930,16-20. – Мы задались вопросом, не спровоцировала ли миграция юечжи ухода сарматов, чтобы отнять Южную Русь у скифов, но хронологически существование подобной гипотезы не представляется возможным. – См. Rostovtzeff, Recueil Kondakov, Prague, 1926, 239, N. Fettich, Archeologia Ungarica, XXI, 1937, 142.

 

[79][79] Нам известно, что слово Азиози подобно наименованию аланов на тюрко-монгольском языке (корень Аз, множественное число Азод по-монгольски). Ярль Шарпантье делает вывод, что усуни были предками сарматского народа (т.е. североиранцев) аланов (Die ethnographische Stellung der Tocharer. Ostasiat. Zeitschr., t.71, 1917. 357-361).

 

[80][80] Bull. Sch. Or. Stud., VH 4, p.916, 1936. Tarn, Greeks in Bactr., 290.

 

[81][81] Haneda, A propos des Та Yue-tce et des Kouei-chouang, in Bull. Maison franco-japonaise, 1933, p.13.

 

[82][82] Cf O. Franke. Das alte Ta-hia der Chinesen, ein Beitrag zur Tocharer Frage, dans Festschrift fur Friedrich Hirth, Berlin, 1920, 117.

 

[83][83] Trad. Haneda, Bull. Maison franco-japonaise, I. C, p.8.

 

[84][84] Перевод Шаванна: Les pays d'Occident dapres le Heou-Han chou, Toung pao, 1906, p.230.

 

[85][85] Тарн (Greeks in Baktria and India, 1938, p.283) приходит к выводу, что завоевание Бактрии саками по Страбону, XI, УШ, 4, относится к VII веку, а не ко II веку. См. Przyluski, Nouveaux aspects de Ihistoire des Scythes, Revue de lUniversite de Bruxelles, fevrier-avril, 1937, p.3.

 

[86][86] Хоу Хань Шу отмечает, что начиная с этого периода, юечжи стали могущественными. Все остальные царства называли их Куэйшуангами (Кучана), но ханьцы называли их юечжи, сохраняя их древнее название» (Heou Han chou, trad. Chavannes, Toung pao, 1097, 192).

 

[87][87] Корректировка Пельо, Tokharien et koutchJen, J. A., 1934, I, 30.

 

[88][88] Всем известны неточности кушанской хронологии и «головоломка Канишки». Смотрите теоретическую дисскуссию в VallJe-Poussin, li nde au temps des Mauryas et des Barbares, p.343. У Стена Каноу имеется множество лингвистических сходств и этнических гипотез. (Beitrag zur Kenntniss der Indoskythen, Festschrift fur Friedrich Hirth, 1920,220). Но следует учитывать скептицизм в La Vallee-Poussin (I.e.) и критика H. W. Bailey, Thaugara, Bull. Sch. Orient. Stud., VIII, 4, 1936, особенно (с.912) против наименования Арчи, идентифицированное с Азиози и передано Тохарам. Также Henning, Argi and the Tokharians, ibid., IX, 3, 545.

 

[89][89] См. Albert Herrmann, Die Gobi im Zeitalter der Hunnenherrschaft, in Geografiska Annaler, 1935, p. 130.

 

[90][90] Sur les guerres de Wou-ti, Chavannes, Memoires de Ssema Tsien, I, p. LXII – LXXXWI. Avant, Hist. Of Former Han, trad. Dubs, 1938.

 

[91][91] Кьюнчэй сменил в 161 г. до Рождества Христова своего отца, знаменитого Лао-шанью.

 

[92][92] См. Chavannes, MJmoires de Sse-ma Tsien, I, LXXI-LXXII.

 

[93][93] Chavannes, Ibid., LXVII-LVXIII. Kurakichi Shiratori, On the territory of the Hsiung-nu prince Hsiu-tu Wang and his metal statues for Heaven worship dans Memoires of the Toyo Bunko, 5, Tokyo, 1930, 7-21.

 

[94][94] Sceu-ma Tsien, ap. Chavannes, I.e., LXVIII. Cf Albert Hermann, Atlas of China, carte 17,2. Lartigue, Mission Segalen, Lartigue, de Voisins, I.pl.I.L'artigue, L'art funeraire a l'epoque Han, 1935, p.33. Zoltan de Takacs, The monument of Ho Cha-ping, Budapest, Dis. Ed. Mahler, 1937.

 

[95][95] Chavannes, L.c, LXXXVII.

 

[96][96] Chavannes, L.c, LXXIV-LXXV.

 

[97][97] Chavannes, L.c, LXXV-LXXVE – Персеваль Етц достаточно убедительно установил, что китайская кампания в Фергану не была вовсе проявлением прихоти или демонстрацией величия. Китаю с трудом удавалось сдерживать грозную кавалерию хунну, наводящих ужас лучников, которые на низкорослых монгольских лошадях (Пржевальского) время от времени совершали разбойничьи набеги на приграничные районы. Китайцы, уступавшие им в верховой езде, использовавшие таких же лошадей как они, не могли оказывать им достойного соперничества. В то же время в Фергане, как и в средней Согдиане, существовала боевая лошадь, превосходящая по качествам монгольскую породу, трансоксианская лошадь крупных размеров, подобная той, которую греки использовали в Мидии под названием нисакской лошади. Китайцам пришла мысль заменить часть кавалерии лошадьми этой крупной иностранной породы, которые, по их мнению, могли принести превосходство над взъерошенными лошадками гуннов. Это и явилось причиной их похода на Фергану, что должно было обеспечить им в дальнейшем военное превосходство над кочевниками. (В самом деле на гравюрах эпохи вторичных ханьцев, как например, в Хао-тянь-шане имеется изображение крупной трансоксианской лошади рядом с низкорослой лошадью Пржевальского). В связи с этим отметим, что ученые задались вопросом: не относилась ли Фергана еще к последним греко-бактрийцам, китайское название которой «Тайюань» можно приблизить к индо-иранскому наименованию греков Юавана, т.е. Ионийцев. Советуем ознакомиться с блестящей статьей Персеваля Етца, The horse, a factor in early Chinese history, Eurasia septentrionalis antiqua, IX, 1934, 231.

 

[98][98] Chavannes, L.c, LXXV-LXXVIII.

 

[99][99] Tsien-Han chou, trad. Chavannes, Sse-ma Tsien. I, XXXVIII. 62

 

[100][100] См. Козлов, Теплухов, Боровка, Полинов и Кризановский. Отчет об экспедициях по исследованию севера Монголии, АН СССР, Ленинград, 1925.

 

[101][101] Напомним, что греческие монеты Пантикапеи, относящиеся к III в. до нашей эры, были обнаружены в 1918 г. в Боротале в Джунгарии. См. J.Werner, E.S.A., VIII.1933, 249.

 

[102][102] Кит. летописи по этим различным царствам эпохи поздних ханьцев переведены из Хоу Хань Шу Шованном. Les pays d'Occident, Toung pao, 1907,168-221.

 

[103][103] Sieg et Siegling, Tocharische Grammatik, Gottingen, 1931, и замечания Сильвена Леви, Fragments de textes koutcheens, Societe Asiatique, 1933. См. по компаративным позициям кучанских диалектов и т.д. среди исследований по др. индо-европейским языкам. Н. Pedersen, Le groupement des dialectes indo-europeens, in Kgl. danske Vid. sel. hist. fil. meddelcer, XI, 3, 1925.

 

[104][104] Cf Albert Herrmann, Die alten Seidenstrassen zwischen China und Syrien, Quell.u. Vorsch. Z. Alten Gesch.u. Georg., Berlin, 1910. -Herrmann, Die Seidenstrassen von China nach dem Romischen Reich, Mitt. Georgr. Ges. Wien, 1915,472. – Herrmann, Die altesten chinesischen Karten von Zentral-und Westasien, dans Festschrift fur Friedrich Hirth, 1920, 185.

 

[105][105] Biographie de Keng Ping, traduite du Heou-Han chou par Chavannes, Toung pao 1907, 222.

 

[106][106] Biographie de Pan Tchao, Pan Yong et Leang Kin traduite du Heou Han chou, par Chavannes, sous le titre de Trois gJnJraux chinois de la dynastie des Han, Toung pao, 1906, 218.

 

[107][107] Heou-Han chou, trad. Chavannes, Toung pao, 1907 156.

 

[108][108] Heou-Han chou, Biographie de Keng Ping, trad. Chavannes, Toung pao 1907, 222-223.

 

[109][109] Ibid. Biographie de Keng Kong, 226.

 

[110][110] Heou-Han chou, Biographie de Pan Tchao, trad. Chavannes, Toung-pao, 1907,218-220.

 

[111][111] Heou-Han chou, Toung pao, 1907, 197.

 

[112]112 Ibid., Toung pao, 1907, 203-204.

 

[113][113] Это имя дано, разумеется, в китайской транскрипции неизвестного хотанского имени.

 

[114][114] Heou-Han chou, trad. Chavannes, Toung-pao, 1907, 222.

 

[115][115] Ibid.,Toung pao, 1907, 226-229.

 

[116][116] Ibid. 1906, 223-224.

 

[117][117] Jbid. Toung pao, 1907, 230.

 

[118][118] Ibid., 1906, 224-227.

 

[119][119] Heou-Han chou, Toung pao, 1906, 230-231.

 

[120][120] Ibid., 1906, 231-232.

 

[121][121] Ibid., 1906, 233.

 

[122][122] Ibid., 235-236.

 

[123][123] Ibid., 1907, 178.

 

[124][124] Ibid., 1906, 256-257 (Biographie de Leang Kin).

 

[125][125] Heou-Han chou, Biographie de Pan Yong, trad. Chavannes, Toung pao, 1906, 246-254.

 

[126][126] См. Peter Boodberg, Two notes on the history of Chinese frontier, Harvard Journal of Asiatic Studies, 3-4, novembre 1936, 286.

 

[127][127] В рубрике Хеу Хань Шу повествует нам о китайском гарнизоне Кьзеу или Куче. Питер Будберг считает, что здесь идет речь не о Куче на р. Музарт в Центральной Азии, а о колонии, основанной когда-то депортированными или эмигрировавшими кучанцами на северо-восток Шень-си, несомненно, на севере Юлиня.(Harvard journ. of Asiatic Studies. novembre 1936, 286.

 

[128][128] Reproduction in Aurel Stein, Ancient Khotan, II, pl. XIV et sq, XLIX et LXXI. Aurel Stein, Serindia, t. IV, pl XL-XLII et fig.134, 136 et sq. p. 517,520 et sq. Aurel Stein. On ancient Central-Asian tracks (1933); pi.54, 57. F. H Andrews, central Asian wall-paintings, in Indian Arts and Letters VIII, I, 1934.

 

[129][129] Traduit du Tripitaka par Sylvain Levi dans le Tokharien B, langue de Koutcha, in J. A., 1913,11,335.

 

[130][130] См. Herzfeld, Kushano-sassanian coins, Mem. archaeol. surv.India n.38, 1930- Haskin, Repartition des monnaies anciennes en Afghanistan journal Asiatique, april-juin 1935, 287.

 

[131][131] См. A. Godar, Y. Godar et Haskin, Les antiquites bouddhiques de Bamiyan, Paris 1928,- J. Haskin, Nouvelles recherches archeologiques a Bamiyan, 1933. – Hackin et Carl, Recherches archeologiquea a Khair Khaneh, 1936.

 

[132][132] Hackin, L'art indien et l'art iranien en Asie Centrale in Histoire des arts de L. Reau, t. IV, p.253 et Buddhist ait in Central Asia, in Studies in Chinese art and some Indian influences, India Society, London, 1938, 12.

 

[133][133] Von Le Coq, Bilderatlas zur Kunst und Kulturgeschichte Mittelasiens (1925), fig. 32, 33, 50. Rostovtzeff, Iranians and Greeks in South Russia, pi.29.

 

[134][134] Считаю возможным, что влияние кучанских фресок распространилось далеко на север вплоть до Сибири. Замечу в связи с этим, что тип «наездников Кызыла» встречается в наскальных фресках Сулека в долине Караюз (Писаная гора) близ Минусинска, где можно различать всадников в экипировке с коническими касками и длинными пиками, очень напоминающих «войну реликтов в Кызыле») (Von le Coq, Bilderftlas, p. 54, fig. 50) Таллгрен, впрочем, считает, что «галопирующие скачки» сулекских наездников напоминают сасанидские галопирующие скачки эпохи Тан, возможно VII века нашей эры. Вплоть до грубых антроморфических рисунков стел региона Семипалатинска на севере Балхаша на Верхнем Иртыше (каменная баба), которые с широкими полями одежды персонажей отдаленно напоминают сасанидский очаг Кучи. См. Tallgren, Inner Asiatic and Siberian rocks pictures, Eurasia septentrionalis antiqua, VIII, 193.

 

[135][135] Крупные публикации de Sir Aurel Stein, Ancient Khotan (1907), Ruins of desert Cathay (1912), Serindia (1921), Innermost Asia (1929), резюмированы в проиллюстрированной книге того же автора. On ancient Central-Asian tracks (Macmillan, 1933). Отметим также солидные альбомы Фон Лекока, Buddhistische Spatantike in Mittelsasien (1922-1930), резюме которых можно найти в двух следующих томах ученого: Bilderatlas zur Kunst und Kulturgeschichte Mittelasiens (Berlin, D. Reimer et E. Vohsen, 1925) et Buried treasures of Chinese Turkestan (Londres, Allen et Unwin, 1928). Aussi E. Waldschmidt, Gandhara, Kutsca, Turfan (Leipzig, Klinkhardt u. Biermann, 1925), et Hackin, Recherches archeo-logiques en Asie Centrale, Rev. d. Arts Asiatiques, 1936 (et ibid. 1938, I).

 

[136][136] Torii, Itudes archJologiques et ethnologiques, populations primitives de la Mongolie orientate, Journal of the College of Science, Imperial University of Tokyo, t. XXXVI, p.9 et 19. Тори считает, что сяньби остались на очень поздней стадии развития, используя изделия труда эпохи энеолита и бронзы. Железо стало использоваться у них только к концу II в. н.э. китайскими беженцами (op. cit.,p. 70 et 96). Пельо придерживается мнения, что китайская транскрипция сяньби идет от оригинала Сарби, Сирби или Сирви (Tokharien et KoutchJen, J. A., 1934, 1, 35).

 

[137][137] San kouo tche, resume dans A. Boodberg, Two notes on the history of the Chinese frontier, Harvard Journal of Asiatic Studies, 3-4, novembre 1936, 292.

 

[138][138] См. труды, касающихся этого периода, такого же смутного, как V в. на Западе: Chih louh Kouoh Kiang Yuh Tchi, Histoire gJographique des seize royaumes…, 304-407. Перевод Де Мишелью. Питер Будберг попытался разобраться и восстановить генеалогию и хронологию шаньюев хунну III-IV вв. (Harvard Journal of Asiatic Studies, novembre 1936, 298).

 

[139][139] Произношение китайского современного слова Топа, восходит к старокитайскому Так-бат (Pelliot, Toung pao, 1912, 732).

 

[140][140] О происхождении Топа, Pelliot, Toung pao, 1915, 689; J. A., 1925, I, 254255, note 4; Toung-pao, 1925-1926, p.79 et 93. – Aussi Peter A. Boodberg, The language of the ToApa Wei, Harvard Journal of Asiatic Studies, 2, July 1936, 167185, где также даются пояснения на основе тюркских корней нескольких вариантов тора, переданных нам в китайской транскрипции.

 

[141][141] Wieger, Textes historiques, II, 943.

 

[142][142] Царства моюнов или правителей Янь, разделенных на две части внезапной экспансией царства тоба династии Вэй. Разделение пошло на пользу двум ветвям семьи: I. Царство Янь на самом севере Пей Янь в нынешнем Жехоле на северо-востоке Йон-Пин с центром в Лунчене, близ нынешнего Чао-янь, на современной границе Жехоля и Маньчжоуко, царства, существовавшее до 436 г.; и 2. Царство Южное Янь, Нан Янь, в Шантоне, с центром в Куан-ку, около Цзинь-чу, которое существовало с 398 по 410 гг.

 

[143][143] См. Marquart, Histoirische Glossen, 196 et Eransahr, 53 et sq. – Chavannes, Documents surlesTou-kiueoccidentaux, 221, 229. – Pelliot, A propos des Comans, J. A., 1920, I, 144, Toung-pao, 1915, 688 et 1920, 328. – K. Shiratori, Khan and khagan, Proced. Jap. Acad., juin 1926.

 

[144][144] За исключением царства Нан Янь в Шаттоне, остатков государства моюнов, которое было аннексировано в 410 г. южной китайской империей.

 

[145][145] Pelliot, Toung pao, 1912, 792.

 

[146][146] См. Demieville, L inscription de Yun-kang, BEFEO, 1925,3-4,449.

 

[147][147] Сделано для удобства повествования. Фактически если два написания Хон у отца и сына имели по-франц. аналогичное произношение, то в кит. графике они совершенно отличаются.

 

[148][148] Ло-уянь иногда обозначаются в византийской и сирийской географии как Тугаст, от того же имени, что Тобгач или То-па.

 

[149][149] См. Chavannes, Le voyage de Song Yun dans l'Udyana et le Gandhara, BEFEO, 1903, 379.

 

[150][150] См. Tallgren, Collection Tovostine, Helsingfors, 1917. К основным месторасположениям находок по искусству Минусинска в ту эпоху относятся деревни Анаш, Айошка, Ойская, Бискар, Городческая, Луговское, Малый-Терек, Протошилово, берега р. Аскис, деревня Тютча на правом берегу р. Ка-зыр и абаканские степи. Военные снаряжения подобного стиля были обнаружены в русской части Восточной Монголии на юге от Байкала в Бичуре около Верхнеудинска, в Селенжинске и Троицке. См. N. Fettich Die Reiternoma-denkultur von Mnussinsk dans Metallkunst der Landnehmenden Ungam. Archae-logia Ungarica, V.1935, 202.

 

[151][151] Fettich, Ibid., 205.

 

[152][152] Marquart, Ueber das Volkstum der Komanen, in Ostturkische Dialektatudien, Abh. Akad. Wiss. Gottingen 1920 et Pelliot, A propos des Comans, J. A. 1920, I, 140.

 

[153][153] Pei-che, Leang-chou et Tang-chou, in Chavannes, Tou-kiue ocddentaux, 223. Cf Albert Herrmann, Die Hephtaliten und ihre Beziehungen zu China, Asia Major, II, 3-4, 1925, 564-580.

 

[154][154] Noeldeke, Ktudes historiques sur la Perse ancienne, 161, 163. Marquart, Eranschahr, 57. Christensen, L'Iran sous les Sassanides (1936), 284.

 

[155][155] F. W. K. Muller, Soghdische Texte, 1, 108.

 

[156][156] Marquart, Eranschahr, p.60-63 et Christensen. op. dt.,289.

 

[157][157] Локализация по Кристиансену (по согласованию с Маркартом), LTran sous les Sassanides, carte in fine.

 

[158][158] Marquart, Eranschahr, 55-57. Christensen, op. cit.,287-288.

 

[159][159] Pelliot, Tokharien et koutchJen, J. A., 1934. I,42.Chavannes, Toung pao, 1907, 188.

 

[160][160] Не совсем четкие источники, которые стали темой дискуссии. См. La VallJe Poussin, Dynasties et histoire de l'lnde, 52-54.

 

[161][161] Tabari, trad. Zotenberg, II, 131.

 

[162][162] Song Yun, trad. Chavannes, BEFEO, 1903, 402, 417.

 

[163]163 См. Foucher, Art grJco-bouddhique, II, II, 589.

 

[164][164] Касательно нумизматики у эфталитов, Junkler, Die heptalitischen Mi. inzinschriften, Sitz. preuss. Akad.1930, 64. Morgan, Num. or.,1936, 446-457.

 

[165][165] Дискуссию по текстам: La VallJe Poussin, Dynasties et histoire de l'lndc, 62-66.

 

[166][166] На северо-западе Дели. Царство Танешвара или Танесара (на санскрите Шанвишвара) обязано своим расцветом приграничным форпостам, которые сыграли свою роль для защиты страны Ганги от нашествий гуннов.

 

[167][167] Может тюркология могла бы нам предоставить несколько свидетельств оразделении в далеком прошлом гуннов Азии и гуннов Европы. Согласно Н. Поппе, современные чуваши, которые проживают в регионе между Самарой и Казанью на Волге, были потомками западных гуннов. Чувашский язык имеет свои специфические особенности, отличающие его от других тюркских языков. Разделение чувашского языка от других тюркских языков состоялось, по-видимому, по мнению Н. Поппе и Бартольда, к началу христианской эры. См. N. Poppe, Asia Major, L 775 et Ungansche Jahrbucher, VII, 151, et Barthold, Turks in Enc. Isl.948.

 

[168][168] Что касается аланов, которые нас особенно интересуют, потому что под названием Азод мы их видим в чингизханидской монгольской истории, cf. Tomaschek, Alani, in Real-Enkyklop, de Pauly-Wissowa; Barthold, Allan, Enc. lsl., I, 315 et Minorsky, The Alan, in Hudud al-Alam, 444. Макс Эберт пишет: "К концу II в. до нашей эры, аланы кочевали еще в арало-каспийских степях. Оттуда они двинулись к Дону. В эпоху Страбона они находились между Каспием и Доном, откуда они пошли грабить парфянский Азербайджан". Мах Ebert, Sud-Russland im Altertum, 375.См. Marquart, Osteuropaische uni! Ostasiatische Strefzuge, Leipzig l 903, 164 et sq.

 

[169][169] См. L. Franchet, Une colonie scytho-alaine en Orleanais au V siecle. Les bronzes caucasiens du Vendomois, Revue scientifique. 8 et 22 fevrier 1930.

 

[170][170] Ammien Maroellin, XXXL,2. «Вооруженные огромными луками и длинными стрелами, – говорит также Сидуан Апполинер, – гунны никогда не промахивались мимо цели; несчастье падало на того, на кого были направлены их стрелы, так как они несли верную гибель!»

 

[171][171] Турецкий историк, доктор Решид Саффет, профессор Стамбульского университета, сделал интересный панегирик во славу Аттилы, Contribution В une histoire sincPre d'Attila, Paris, librairie Marcel Fresco, et Istanbul, imprimerie Universum 1934. По искусству гуннов в Верхней Азии, а затем в Венгрии, A. Alfoldi, Funde aus der Hunnenzeit und ihre ethnische Sonderung, Archaeologia Ungarica, 1932 et Zoltan Takacs. В указанных трудах Золтан Такач расширяет предыдущие исследования (Chinesische Kunst bei den Hunnen, Ostasiat. Zeitschrift, 1916, 174-186; Chinesisch-hunnische Kunstformen, Bull. De 1 Institut Archeologique Bulgare, 1925, 194-229; Sino-Hunnica, read at the School of Oriental Studies, Alexis Petrovics Anniversary Volume, 1934; L art des grandes migrations en Hongrie et en ExtrLme-Orient, Revue des Arts Asiatiques, Paris, 1931, 32). Что касается Восточной России того периода, см. Schmidt, Katchka, Beitrage zur Erforschungen der Kulturen Ostrusslands in der Zeit der Volkerwanderung, Eurasia Septentrionalis Antiqua, I, 1927, 18. По общей проблематике сарматов, гуннов и аваров Венгрии, см. Nandor Fettich, Die Metallkunst der Landnehmenden Ungarn. Archaeologia Hungarica, XXI, Budapest, Magyar Torteneti Museum, 1937 (плюс том иллюстраций).

 

[172][172] См. Пельо, происхождение Ту-кю, кит. название Тюрков, Toung-pao, 1915, 687. – V. Thomson, Zeitsch. Deut. Moigenl. Ges. LXXVIII, 1924, 122 W. K. Muller, Uigurica, II, 67, 97. – Marquart, Untersuchungen zur Geschichte von Eran, II, 252 (1905). – Barthold, art. Turks, Encyclopedie de L islam, p.948.

 

[173][173] Предок Тукю был выкормлен волчицей. Как только он вырос, он присоединился к ней и к десяти детенышам, которые появились на свет в материнской пещере (Stanislas Julien, Documents sur les Tou-kiue, 326). На древке своих знамен, тукю водружали голову волчицы, отлитую из золота. Приближенные правителей называли себя волками. Так как они произошли от одной волчицы, они не забывали своих корней». (Ibid., 331).

 

[174][174] См. Chavannes, Documents sur les Tou-kiue occidentaux, 221 (d'apres le Pei che, le Tcheou chou et le Leang chou.

 

[175][175] To, что подтверждает византийский историк Теофилакт Симокатта, когда он нам повествует, что остатки «аваров» скрылись в Таугасте, т.е. у потомков тобгачей или тоба. Процитировано Шаванном в Documents, 246.

 

[176][176] «Chaganus magnus, despota septem gentium et dominus septem mondi climatum» (Theophylacte Simocatta, VII, 7). Напомним, что титулы кагана и хана, как мы это видели, были титулами жуань-жуаней, т.е., видимо, монголов. Тукю были, по нашим сведениям, первым тюркским народом, использовавшим эти титулы.

 

[177][177] Станислас Жюльен перевел основные китайские термины (Souei chou, Tang chou, etc) относящиеся к тукю, в частности, к восточным тукю. (Documents sur les Tou-kiue, Journal Asiatique, 1864). Шаванн приводит эти переводы в той части, где речь идет о западных тукю (Документы по западным тукю, Санкт-Петербург, 1903 и Notes additionnelles sur les Tou-kiue occidentaux, dans Toung pao, 1904, 1-110.

 

[178][178] Титул ябгу или ябгху возможно перешел к тюркам от древних кушанцев или индо-скифов. Кушанец Кадфиз I наносит это на своих монетах. См. Foucher, Art greco-bouddhique du Gandhara, II, 299. Marquart, Eranschahr, 204.W. Bang, Ungarische Jahrbucher, VI, 102.

 

[179][179] Что касается утонченности поясных украшений Котчкара на юге озера Балхаш с аварскими бронзовыми изделиями Венгрии Nandor Fettich, Metallkunst der Landnehmenden Ungam, 1935, p.211 et 274.

 

[180][180] Тюрки, которые при первом соприкосновении обнаружили, что Северный Китай был оккупирован табгачами или тоба, продолжали называть его по названию народа и под этим наименованием, звучащим по-гречески То-гаст, как об этом писали византийские летописцы, такие как Теофилакт Си-мокатта. Cf Thomsen, Inscriptions de 1 Orkhon, in Memoires de la Societe finno-ougrienne, t. V. Helsingfors, 1896, p.26.

 

[181][181] Касательно различных форм этого названия, Cf Marquart, Hstorische Glosen zu den altturkischen Inschriften. P. 185 et (и того же автора) Eranschahr, p.216. Шаванн. История Истеми была восстановлена по китайским, византийским и арабским источникам, Documents sur les Tou-kiue occidentaux, 226 et sq.

 

[182][182] Что касается культуры и верований ту-кю см. V. Thomsen, Altturkische Inscriften aus der Mongolei in Zeitschr. d. deut. morgenland. Gesellsch. N.F. Bd.3.H.2.,1924, p.131.

 

[183][183] Напомним, что византийские и китайские источники были объектами исследований Шаванна в его труде Documents, p.233-252.

 

[184][184] В действительности, армянский историк Себеос свидетельствует, что в 597-598 годах персы при полководце (армянском) Семпаде Багратуни нанесли ответный удар тюркам вплоть до Балха. См. Marquart, Eranschahr, 6566. Chavannes, Documents 251. Hiuan-tsang, Vie, trad. Stanislas Julien, 61-66.

 

[185][185] V. Thomsen, Inscriptions de 1 Orkhon, Memoires de la societe fmno-ougrienne. V. Helsingfors, 1896, 97-98.

 

[186][186] V. Thomsen, Altturkischen Inschriften aus der Mongolei, Zeitschr. d. Morgenland, Gesell., 1924, 130.

 

[187][187] Тенгри означает одновременно небо и бога. Pelliot. Le mont Yu-tou-kin (IT tukan) chez les anciens Turcs, Toung-pao, 1929, 4-5, 215-216.

 

[188][188] Вне всякого сомнения это богиня земли, одушевленная богиней горы Утюкан, что возможно идентично Аткжан или Итюган, богине земли у монголов XIII века Prlliot, Le mont Utukan chez les anciens Turcs Toung pao, 1929, 4-5, 212219.

 

[189][189] Пример Тоньюкука показывает, что данное китайское обвинение необоснованно. См. далее.

 

[190][190] S. Julien, Documents, J. A., 1864, 331.

 

[191][191] Thomsen, Inscriptions de 1 Orkhon, 98-99.

 

[192][192] Отметим, что с 575 по 585 год хан топа оказал гостеприимство гандхарскому миссионеру Жнангупте, изгнанного из Китая, и который обратил его в буддизм. См. Шаванн, Jinagupta, Toung-pao, 1905, 334 et 346 (traduit du Siu kao seng tchouan).

 

[193][193] См. восстановление биографии Тарду, осуществленное Шаванном, Documents, 48, n.l et 241.

 

[194][194] Китаизированная форма исконного тюркского Ишпара? См. Pelliot, Quelques mots d’Asie Centrale. l., с 211.

 

[195][195] Именно в это время в 598 г. Тарду послал в Константинополь к императору Морису посольство с письмом, где он недвусмысленно объявил себя верховным каганом, «великим предводителем семи рас и повелителем семи климатов» (Theophylacte, dans Chavannes Documents, 246).

 

[196][196] См. Le Souei chou, trad. Chavannes, Documents sur les Tou-kiue occidenfaux, p. 15-20. – F. Jager, Leben und Werke des Pei Kiu, chinesische Kolonialgeschichte, Ostasiat. Zeitschr., octobre 1921.

 

[197][197] См. Pelliot, Note sur les Tou-yu-houeu et les Sou-pi, Toung-pao, 1920, 323.

 

[198][198] Китайское повествование об этом эпизоде с прекрасным эпическим ритмом было переведено Станисласом Жюльтеном, Documents sur les Toukiue, Journal Asiatique, 1864, II, 213 – 219.

 

[199][199] Китайские источники (le Tang chou) даны в перев. Станисласа Жюльена, Documents sur les Tou-kiue, J. A. 1864, I.e.

 

[200][200] Tang chou, trad. Chavannes, Documents, 95.

 

[201][201] См. Thomsen, Inscriptions de 1 Orkhon, 99. Китайские источники уже даны в переводе у Гобиля, Histoire de la grand dynastie des Tang, in Memoires concernant les Chinois, XV, 441.

 

[202][202] Kieou Tang chou, trad. Chavannes, Documents, 24-25. Tang chou, ibid., 52-53.

 

[203][203] Hiuan-tsang, Vie, trad. Stanislas Julien, 55.

 

[204][204] Chavannes, Documents, 192 (traduit du Siu kao seng tchouan.

 

[205][205] Kieou Tang chou in Chavannes, Documents, 25-26. Tang chou, ibid.,53.

 

[206][206] Kieou Tang chou, ibid.,27-32. Tang chou, ibid., 56-58.

 

[207][207] См. Pelliot, Tokharien et Koutcheen, J. A. 1934,1, 52. Отметим на всякий случай не углубляясь в лингвистику, непосредственный аспект индоевропейского характера значительной части кучанского словаря и словаря соседних народов: st et nessi = etre; ste = il est; patar, matar = pere, mere; pracer = frater, fee; se = fils; ikacer = fille; okso = boeuf; yakwe = equus, cheval; nem = nom; knan = savoir; klauke, kaklau = cercle; salyi = sel; malkwer=lait; wek=voix; ek, = oeil; trai = trois; okt = huit; ikam = vingt; kante = cent; mene = lune; pest = apresetc.

 

[208][208] Pelliot, Le Cha-tcheou Tou tou fou king et la colonie sogdienne du Lob-nor J. A. 1916,1, 120.

 

[209][209] Hackin, op. cit., notamment in Histoire des arts, collect. Reau, IV, 253 (Colin) 1938 et Buddhist art in Central Asia etc., India Society, 1938, p. 12.

 

[210][210] См. Hackin, Recherches archeologiques en Asie Centrale. Revue des Arts Asiatiques, 1936.

 

[211][211] См. Pelliot, Note sur les anciens noms de Koutcha, d Aqsu et d Utch-Turfan, Toung pao 1923, 127 et Tokharien et Koutcheen, J. A., 1934, 86-87. Luders, Weitere Beitruge zur Geschichte und Geographie von Ostturkistan, Sitb. Pr. Ak. Wiss., 1930, 17. Сиг определял в текстах на «тохарском А» для обозначения этого языка название «арчи», которое возможно принадлежало «тохарскому народу» и которое сравнивали с названиями азиози, вусуен, аланы и т.д. Но Байлей доказал, что речь шла об обычной интерпретации, так «арчи было только «тохарским вариантом» пракритского слова «арча» и в санскрите «ариа». См. Bailey, Ttaugara, Bull. School Orient. Stud. VIII, 4, 1936, 912.

 

[212][212] Столица Турфанского царства в эпоху династии Тан располагалась не в той местности, которая носит это название, а далее на восток – в Идикут шахри, древний Кара-ходжа, и как следствие, совершенно не совпадает с нынешним Кара-ходжой. См. Pelliot, Kao-tchang, Qotcho, Houo-tcheau et Qara-khodja J. A. 1912, 1, 579. Китайские источники (Tang-chou) no Турфану переведены Шаванном и даны в резюме Сильвена Леви, (Documents 101-110, Fragments des textes koutcheens, 15).

 

[213][213] Под названием «тохарский» и согдийский (Arg et Ak?) Карашара, видно влияние санскритской транскрипции Агни, cf. Pelliot, A propos du tokharien, Toung pao XXX, 4, 265 (1937) et Henning, Argi and the Tokharians, B.S.O.S. 1938, 564. Китайские источники по Карашару переведены Шаванном (Documents 110114) и даны в резюме Сильвена Леви (Fragments 8-15). Подтверждение санскритского названия Агни в отношении Карашара находим в Luders Weitere Beitrage zur Geschichte und Geographie von Ostturkestan, 1938, 20.

 

[214][214] Китайские источники (Tang chou) по истории Кучи переведены Шаванном, (Documents, 114-121) и даны в резюме Сильвена Леви (Le Tokharien В, langue de Koutcha, J. A. septembre-octobre 1913.

 

[215][215] Hiuan-tsang, Vie, trad. Julien, 48.

 

[216][216] Цветок на кучанском звучит – пиапио (Sylvain Levi, Fragments de textes koutcheens, Soc. As.1933, 140).

 

[217][217] Китайские источники (Tang chou) у Шаванна, Documents, 121-128. Cf Sten Konow, Khotan studies JRAS, 1914, 339. Sylvain Levi, Les rois Foutou de Khotan. ibid.1020. F.W.Thomas, The language ofancient Khotan, Asia Major, II, 1925, 251.

 

[218][218] Tang chou, trad. Chavannes, Documents, 121.

 

[219][219] Trad. Chavannes, Documents, 174-178.

 

[220][220] Kieou Tang chou dans Chavannes, Documents, 32-38. Tang chou, ibid.,59-66.

 

[221][221] Тибетские документы из Дунхуана, представленные Пельо (Национальная библиотека, фонд Пельо) и исследованные Жю Бако, доказывают, что полный переход Тибета к буддизму до сих пор приписываемый тибетским правителям VII в., был осуществлен значительно позднее (сообщение Бако в Азиатском Обществе, 1937).

 

[222][222] Thomsen, Inscriptions de Orkhon,100.

 

[223][223] Курикане предположительно жили на правом берегу озера Байкал.

 

[224][224] Thomsen, Inscription de 1 Orkhon, 101-102.

 

[225][225] "Центром, где правила империя, являлись лесные массивы Утукена", – говорится в надписи Мокилена (Thomsen, Inscription de 1 Orkhon, 116). Месторасположение предложено Томсеном, Zeitschr. d. D. morgenl. Gesell. LXXVIII,1924, 123.

 

[226][226] Radloff, Die altturkischen Inschriften der Mongolei, II, 1899 (Radloff, Die lnschrift des Tonjukuk; Fr. Hirth, Nachworte zur lnschrift des Tonjukuk W. Barthold, Die altturkischen Inschriften und die arabischen Quellen).

 

[227][227] См. Radloff, Altturk. Inschr. II.3I.

 

[228]228 Identifications de Fr. Hirth, ibid.56-58.

 

[229][229] Tang chou dans Chavannes, Documents, 119.

 

[230][230] Форма тюргиш обнаружена в уйг. яз.; см. к пр., A. von Gabain, Die uigurische Uebersetzung der Biographie Huen-tsangs, Sitzungsber.d.preuss. Akad.d. Wiss., phil. hist. Kl.,1935, Vii, p.24).

 

[231][231] Kieou Tang chou, у Шаванна, Documents, 43. Tang chou, ibid.,79 (там упоминаются две резиденции тюргешского хана: «крупный лагерь» в долине Ток-мака и «маленький лагерь» в Кон-юэ, на севере Или. См. замечания Шаванна, то же самое, 283).

 

[232][232] Pelliot, Neuf notes sur des questions d Asie Centrale, Toung pao, 1929, 4 et 5, p.206-207.

 

[233][233] См. Stanislas Julien, Documents sur les Tou-kiue, J. A., 1864, II, 413-458. Sur Mo-tcho = Bak-tchor, Pelliot, Toung pao, 1914, 450.

 

[234][234] StanJulien, Documents, J. A., 1864, II, 420.

 

[235][235] Thomsen, Inscriptions de 1 Orkhon, 109.

 

[236][236] Ibid., 105.

 

[237][237] Ibid., 109.

 

[238][238] Marquart, Chronologie der altturkischen Inschriften, I.e., 17 et 53. Chavannes, Documents, 283. Sur So-ko = en turc Saqal, d apres M. Pelliot, Kieou Tang chou, dans Chavannes, 43-44 et Tang chou, ibid., 79-81.

 

[239][239] Thomsen, Inscriptions, 110-111.

 

[240][240] См. Pelliot, La flle de Mo-tcho qaghan et ses rapports avec Kul-tegin. Toung pao 1912, 301.

 

[241][241]Когда-то Мокилэн был назначен его дядей Мочо – ханом сыртардушей, входивших в тюркское племя в Кобдо.

 

[242][242] Чуть дальше Тридцать Татар, Отуз Татар С Thomsen, Inscriptions de 1 Orkhon, 140.

 

[243][243] Уйгуры, бывшие Толаши, несомненно кочевали в стороне Тарбагатая на юго-западе гор Монгольского Алтая, а карлуки, безусловно, на восточной стороне оз. Балхаш. Предводители уйгуров, также как и карлуков, носили в то время титул эльтабиров. Cf Thomsen, Inscriptions de 1 Orkhon, 127 et 128.

 

[244][244] Thomsen, Inscriptions, 112, 125-126.

 

[245][245] Memoires concernant les Chinois, XVI, II. См. J. Marquart, Skizzen zur geschichtlichen Volkerkunde des Mittelasien und Siberien, Festschrift fur Friedrich Hirth, 1920, 291.

 

[246][246] Thomsen, Inscriptions de 1 Orkhon, 117 – 118.

 

[247][247] После смерти Мокилэна, Сиюаньцзун высоко оценил миролюбивые чувства и доверительную дружбу, которые каган испытывал по отношению к империи. См. Pelliot, L inscription chinoise de Bilga qaghan. Toung pao 1929, 4-5, p.238.

 

[248][248] См. Pelliot, Les funerailles de Kul-tegin, Toung-pao, 1929, 4-5, p.246.

 

[249][249] Pelliot, L inscription chinoise de Bilga qaghan, Toung pao, 1929, 229-246. 140.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.142 сек.)