|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Институт как предмет анализаПонятие «институт» не имеет четкого общепризнанного определения. Считается, что к основам возникновения института можно относить все: обычаи, привычки, традиции, обряды, мифы, сказания, образ мыслей, преставления и пр., которые существуют у определенной группы людей. Под институтом понимают особый способ существования общества, закрепленный обычаями способ регулирования жизненных процессов, предписанные образцы согласованного поведения, правила и механизмы их выполнения, и многое другое. Для того, чтобы понять, что такое институт, нужно прежде всего начать с простейшего отношения, породившего эту категорию. О.Уильямсон (1932) выдвинул концепцию о роли послушания и оппортунизма в становлении институциональных правил, требований. Послушание, или выраженное индивидами согласие соблюдать установленные ограничения, способствует реализации институциональных правил в хозяйственной жизни субъектов. Оппортунизм, или преследование личного интереса с использованием коварства, обеспечивает накопление изменений в институциональных требованиях Увеличение частоты этих изменений, исключений из правила в итоге способно повлиять на изменение института в целом и привести к установлению новых правил. Таким образом, исходным для понимания сути института является отношение согласия, устанавливающееся между субъектами в процессе их жизнедеятельности. Привычки, обычая лишь тогда будут служить объединению людей, когда их разделяет, поддерживает большинство, т.е. когда их использование согласовано между определенным числом субъектов. Условием поддержания общих ограничений является возможность получения выгоды (при отсутствии достаточных собственных ресурсов) с наименьшими индивидуальными издержками. Получение выгоды в этом случае становится зависимым от действий, предпринимаемых другими участниками связей. Причем необходимо всем соблюдать условия обмена, выполнение соглашений, предоставление достоверных характеристик товара, использование единой расчетной единицы и пр. Достигнуть этого можно только при условии согласования всех интересов и действий, включая временный отказ от части своих интересов, что обеспечит каждому участнику б о льшие выгоды, чем если бы оно предпринимал для достижения данной цели индивидуальные усилия. В основе институтов найма, присвоения, хозяйствования лежат отношения согласия субъектов по поводу условий использования рабочей силы, границ и форм предпринимательской деятельности, по поводу распределения объектов собственности. Признание существующих ограничений и обязанность, согласие их выполнения, является основой и сущностью тех отношений, которые возникают между субъектами в рамках института. Таким образом, институт можно представить как систему устойчивых отношении по поводу упорядочения форм совместных действий индивидов на основе норм и правил, признаваемых участниками взаимодействия. Вбирая в себя все необходимые повторяющиеся отношения, институты выступают формой упорядочения способа производства и соответствующих ему общественных отношений, а также средством ограждения последних от случайности и произвола и ведут к закреплению в системе единообразия. В этих условиях даже обладатели эгоистических интересов ведут себя прилично, т.е. придерживаются некоторых форм порядочного поведения по отношению к другим. И выигрывают в данном случае все. Данное положение часто доказывается на дилемме заключенных. Например, арестованы 2 преступника, а доказательств их вины нет. Наказание будет зависеть от того, как они себя поведут. Возможны 3 варианта поведения: никто не признается, один признался, второй нет, оба не признаются. При условии порядочного поведения по отношению друг к другу результат оптимальный. Эгоистическое поведение ухудшает положение обоих преступников, т.е. проигрывают обе стороны. Отсюда вывод и для экономики. Взаимодействующие на рынке субъекты, получают худшие результаты, если они безразличны к интересам партнеров, и наоборот. Следовательно, общество не может рассчитывать только на использование личного интереса как двигателя экономики, оно должно поощрять действия субъектов, направленные на согласование, кооперацию взаимных предпочтений и действий. Также в экономической литературе существует и другая классификация условий, сторонники которой выделяют два типа институтов: 1) Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. Например, институт собственности. 2) Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска и уменьшают трансакционные издержки (предприятия, виды договоров, платежные и кредитные средства, средства накопления)[3]. В отечественной науке происходит сведение сущности институтов к всевозможным их проявлениям, таким как: нормы, правила, кодексы, конституции, законы, привычки, условности, табу, обычаи и т.д. Такие ученые как А.Н. Олейник, В.М. Полтерович и в частности А. Шаститко определяют институт как ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением этих правил. Несмотря на различия в подходах к определению институтов представители различных школ едины в том, что институты - это согласованные правила игры в обществе. Они создают структуру побудительных мотивов человеческого поведения, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь. Институты не имеют физического смысла, существуют и проявляются исключительно в процессе жизнедеятельности людей. При экономическом анализе понятие института сужается. Институт слишком многогранное понятие, и в анализе чаще всего институт предстает как нормы и правила, регулирующие и ограничивающие человеческую деятельность
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |