|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КОНЕЦ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗДАНИЙПромышленная революция резко изменила облик городов. Прежние приемы застройки и образ мысли казались устаревшими. До тех пор, пока города оставались относительно устойчивыми торговыми и административными центрами, их сложная структура объяснялась непосредственно этими видами деятельности. Однако промышленная революция способствовала появлению целого ряда новых видов деятельности и форм их осуществления, которые было трудно ввести в существовавшую городскую ткань. Объем городских проблем возрос и вышел из-под контроля. Простые реформы более не удовлетворяли. С развитием машинного производства пол Изменилась не только основная структура общества, стали другими и жилищные условия. Бе-невело описывает эту ситуацию в работе «Истоки современного градостроительства»: «Жилые районы 10. Фамилистера Годена. Разрез стремились строить ближе к рабочим местам, таким образом, что дома и заводы часто оказывались в близком соседстве, случайно перемежались, что было взаимно неудобно. Дым проникал в дома, а отходы загрязняли воду, движение промышленного транспорта было, как правило, затруднено частным транспортом.... Хаос постоянно усиливался из-за данамичного развития промышленности. Заводы перестраивались и расширялись, дома разрушались и реконструировались, городские окраины все глубже проникали в пригороды, никогда не достигая равновесия.» Американские и европейские города столкнулись с одинаковыми социальными проблемами, которые усугублялись индустриализацией: нищетой, неграмотностью, преступностью, алкоголизмом, проституцией и душевными болезнями. Поэтому неудивительно, что социальная критика рассматривала города как среду, физически и морально деградирующую. Неизбежно появились предложения по созданию идеальных обществ, основанных
на альтернативах-капитализму как первопричине возникновения различных городских проблем. Утописты не только хотели введения нового законодательства, направленного на улучшение здоровья людей и санитарных условий, но и стремились построить полностью новое общество. Такие философы, как Роберт Оуэн, Шарль Фурье и Сен-Симон предлагали общество, основанное на скороспелой и наивной форме социализма. Они устанавливали правила для этих обществ, которыми определялось все, начиная с общих социальных вопросов, таких, как частная собственность, и кончая такими аспектами строительства и планировки, как ширина дорог и зеленых насаждений. Их работы конца XVIII — начала XIX в. сформировали основы современной философии градостроительства. Впоследствии эта философия сильно повлияет на доктрину функционального города СИАЙ, доктрину, которая прервала богатую историю городских многофункциональных сооружений. Из движения утопистов возникли три основные идеи, которые способствовали переходу от традиционных градостроительных концепций к совершенно новому направлению. Во-первых, идеальное утопическое общество представляло собой изолированное целое, расположенное среди благоприятного ландшафта, свободное от хаоса городской жизни. Рассматривая город со всеми конфликтными ситуациями и вытекающей из них социальной несправедливостью как врага, утописты стали развивать свои решения за пределами города. Это стремление иллюстрируют «фамилистеры» Годена: «Так как напротив «фамилистеры» не располагаются другие здания, то соответственно нет и любопытных соседей, выглядывающих из окон. Прекрасным летним вечером каждый житель сможет только закрыв дверь в большой зал, присесть у открытого окна, выкурить трубку или почитать книгу в полной уединенности, как если бы он был владельцем отдельного дома, стоящего на собственном участке». Во-вторых, утопическое сообщество было ограничено по количеству жителей. Идеальный город не должен был стать безграничным вместилищем людей и видов деятельности. Абсолютная численность населения промышленных городов не только безвозвратно изменила характер городской жизни, но и вызвала множество социальных болезней, которых утописты стремились избежать. Не случайно в поздних утопических проектах таких архитекторов, как Ле Корбюзье, большое значение придавалось идеальным размерам. Была аргументирована мысль о том, что если общество ограничить разумными пределами, то оно станет социально и физически управляемым. К несчастью, эта идеализированная точка зрения противоречила реальности растущих промышленных городов. В-третьих, утописты предложили функциональное зонирование как возможность частичного решения социальных проблем. Они изучали общество в целом, затем выделяли его составные части и планировочно располагали их таким образом, что-6tf избежать возможных конфликтов. Во многих отношениях эта концепция была противоречива. Хотя фаланстеры Шарля Фурье объединяли разные виды деятельности в многофункциональную структуру, она тщательно проектировалась таким обра- зом, чтобы разделить их, что показывает следующее: «Одно крыло должно объединить все шумные виды работ — столярные мастерские, кузницы и др. Оно должно вместить также все помещения для детского труда, так как дети очень шумны в своей деятельности, Другое крыло содержит гостиницу с залами и другими помещениями для посторон- них, чтобы они не занимали центральный объем здания и не мешали семейной жизни». Работы утопистов повлияли на другие градостроительные концепции, складывающиеся в это же время в Америке и Европе. Эти различные философские разработки вместе с принципами утопистов образовали идеологическую основу современной градостроительной доктрины — доктрины, которая отрицала значение многофункциональной структуры как важной городской модели. Чтобы понять, почему многофункциональные сооружения были отвергнуты и к нашему времени исчезли, необходимо объяснить философский контекст, в котором существовало это явление. Идеи радикально настроенного английского философа и утописта Дж. Бентама были благожелательно встречены в Америке в начале XIX в. И Америка, и Европа столкнулись с близкими градостроительными проблемами, вызванными ростом индустриализации, и на обоих континентах велись поиски их решения. Но основополагающие условия жизни американского общества были совершенно иными. Америка формировалась под влиянием ценностей сельскохозяйственных традиций, ассоциированных с нравственным характером сельской жизни. Томас Джефферсон, философ, архитектор и государственный деятель, воплощал эту идею и часто предостерегал против губительного влияния городской жизни. Движение утилитаризма Бентама дало американским социологам наиболее убедительные аргументы в пользу превращения этой традиции в градостроительную философию, носящую американский характер. Бентам и Джефферсон выступали за научный, рациональный подход к демократической форме правления. Оба верили, что добиться наибольшего блага для максимального большинства можно только с помощью приемлемой морали. Соответственно те, кто разделяли их взгляды и стремились нейтрализовать вредное влияние города, искали пути улучшения санитарных условий, здоровья людей, чистоты воздуха, открытых пространств и условий для образования и отдыха. Существовала тесная связь между английским и американским движением «создания парков» (Park Movement), которое формировалось на основе этой философии. Общедоступные парки, всеобщее образование, бывшие ранее привилегией богатых,, стали рассматриваться как нравственное спасение от болезней общества. Ф. Л. Ольмстед, наиболее влиятельный американский ландшафтный архитектор, использовал философию утилитаризма при планировке парков многих американских городов. Его проекты позднее воплотились в законченные системы парков. Ландшафтное организованное пространство, символ более здорового и свободного общества, вновь вернулось в города. Утописты предлагали идеальные управляемые общины за пределами городов; «ландшафтное движение» выработало особый инструмент для возрождения самого города — оба направления дали дальнейшее развитие концепции разделения функций. Убеждение, что парки могут обладать нравственной и социальной ценностью, придало им значение как части новой градостроительной, философии. К тому времени, как проект города-сада Эбене- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |