|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Город как художественная формаГород является «негативом» архитектуры. Если внутренние объемы, ограниченные стенами, создают архитектуру, то внешние городские пространства, ограниченные отдельными зданиями, имеют обратную природу, говоря иными словами, их можно считать «негативом архитектуры». Поэтому город состоит не из отдельных зданий, а из городских пространств, ограниченных частями этих зданий. К несчастью, «современная» архитектура, внесшая большой вклад в искусство проектирования зданий, игнорировала пространства, остающиеся между ними. «Современная» архитектура не рассматривала градостроительство как искусство, выходящее за чисто функциональный уровень. Даже сегодня всего несколько авторов, пишущих о градостроительстве, признают, что помимо функционального, экономического и социального значений города, существует уровень, на котором город становится художественной формой. Некоторые видят здесь условие «апостериори», реже кто видит в этом условие «априори». Условие «апостериори» означает, что градостроительные формы существуют, поэтому они должны нам нравиться, и так как они нам нравятся, мы считаем их художественной формой. Искусство, подобно жизни, основано на материальном существовании, однако оно служит вы- ражением человеческого духа, который поднимается выше приземленного материализма. Мы обманываем себя, думая, что город не является художественной формой. Мы реагируем визуально и эмоционально на город точно так же, как и на объект искусства. В самом деле, искусство выражает человеческий дух, и искусство градостроительства должно отражать это. Градостроительство выражается в пространстве города, которое выходит за пределы отдельных формирующих его элементов. Так как любая форма пробуждает эмоциональную реакцию в человеке, ценностная оценка «нравится или не нравится» по отношению к городу происходит автоматически. На такую оценку также влияют персональные или культурные установки. Поэтому для принятия архитектурных форм, отличающихся от установленного образца, необходимо время. «Современная» архитектура отвергала исторические формы. Логика функционализма и квазилогика моральной ценности правдивости архитектурного выражения были использованы для утверждения новых (современных) форм как единственно приемлемых. Аргументировалось это тем, что форма появляется в результате только социальных, функциональных и конструктивных воздействий. Но человек руководствуется не только сознательным логическим мышлением, но и эмоциями, идущими 113 подсознания. Ограниченный круг современных архитектурных форм был вызван отрицанием самостоятельной способности эмоций создавать формы. К сожалению, известно, что эмоции трудно определить и выразить словами, тем не менее их существование нельзя отрицать. Недостаток взаимодействия между рациональным мышлением и эмоциями усиливает нашу неспособность словесно выразить эмоциональные потребности человека, которым должна удовлетворять среда. Человек обретает душевное спокойствие, созерцая природу. Но искусственно созданная им самим среда редко приносит ему такое спокойствие. Чаще происходит обратное — возникает чувство раздражающей дисгармонии. Теории искусства прошлого пытались возвести в абсолют закономерности гармонии форм. Это не удалось, хотя некоторые из этих теорий оказывали на нас значительное влияние. И все же существуют определенные законы гармонии. Эти правила связаны со способностью человека интуитивно воспринимать порядок, симметрию, сложность, равновесие и контраст. Тем не менее, они не абсолютны, и их обоснованность связана с изменениями в культуре. Поликлет в своем Дори-форе создал канон греческой скульптуры — правила, которые имели огромное воздействие, но не были универсальными для всех культур. Удачные города и городские пространства были запроектированы и не возникли стихийно. Великие города прошлого были запланированы, хотя в ретроспективе иногда кажется, что это не так. Сложность городов средневековья, запутанные взаимосвязи иерархии улиц, панорам, башен и монументов, визуальная протяженность масштабных пешеходу пространств — все это было создано не слу-
Бульвары Османа в Париже. Удачная взаимосвязь городского пространства и городской жизнедеятельности Площадь Дефанс в Париже. Отсутствие городского пространства препятствует развитию городской деятельности чайно. Конечно, они не имеют ничего общего с монотонными технократическими проектами, которые сегодня приравнены к градостроительству, но, безусловно, свидетельствуют о том, что их жители имели определенные представления о том, каким образом отдельные здания должны входить в визуально воспринимаемое, гармоничное целое. Визуальная завершенность этих городов прошлого вызывает большое восхищение. Мы сможем вновь обрести такую преемственность города только в том случае, если будем готовы принять принципы градостроительства, определяющие условия пространственного развития города. Речь здесь идет о принципах, которые учитывают коллажную природу города и объединяют многие противоречия и сложности города в согласованной форме, а не в гигантской геометрии, порождающей только монотонность. Однако до сих пор ни один город Северной Америки не воспринял эту идею. Искусство и жизнь. Пространство, удачно решенное как произведение искусства, еще не означает успеха в качестве городского пространства. Для этого необходимо присутствие человеческой
жизнедеятельности. В качестве иллюстрации интересно сравнить бульвары Османа в Париже, район Дефанс в Париже и некоторые из мадридских бульваров, построенных в конце прошлого века. В каждом из этих примеров городское пространство связано с человеческой жизнедеятельностью различным образом, но только первый из них можно считать действительно удачным. В бульварах Османа была создана протяженная улица со сплошным рядом магазинов. Магазины и легкий доступ к ним создавали этот жизненно важный элемент — активную жизнедеятельность. С другой стороны, современная пощадь Дефанс в Париже не имела развитой единой формы. Она состоит из монофункциональных зданий, изолированных скульптур, расположенных в парке. Хотя там есть магазины, отели, рестораны, конторы, жилье и метро, она не имела успеха, так как там не хватало такого городского пространства, которое создавало бы визуальную среду, стимулирующую жизнедеятельность. Бульвары Мадрида Викторианской эпохи представляли собой целостную городскую улицу, но магазины и рестораны были вынесены из них из опасения, что коммерческая деятельность может умалить достоинства улицы и осквернить ее красоту. Внешне очаровательным бульварам не хватало оживления, которое создает человеческая деятельность, и поэтому они не имели успеха в качестве городского пространства. Только бульвары Османа объединяли оба ключевых элемента — форму и деятельность. Поэтому и сегодня остаются примером удачного, живого градостроительства. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |