|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Градостроительное проектирование в поисках признанияНеудачи в создании хороших градостроительных проектов происходят не из-за нашей неспособности, художественной или технической, решить его проблемы. Причина проста! Мы убедили самих себя в том, что города не должны проектироваться как связный художественный ансамбль. Утверждение, что общество не может развиваться в запланированной среде, верно только в том случае, если мы приравниваем согласованное проектирование к казарменной жесткости. Но это не та согласованность, о которой я говорю. Согласованное градостроительство Должно быть сложным и объединять множество идей. Оно должно создавать город, состоящий из различных коллажей. С позиций узкоэкономического подхода, города не могут быть запроектированы, так как они должны гибко реагировать на требования рынка. За этим подходом скрывается представление о том, что городская территория является частной собственностью, которая должна приносить максимальную прибыль. Но подобные экономические соображения не обеспечивают максимального бла- га для большинства людей. Градостроительство является таким актом организованного общества на службе общественных интересов. Все удачно решенные городские пространства прошлого или настоящего благодаря преемственности и согласованности выражают определенный дух, который пробуждает в нас эмоциональный отклик. Эмоциональное соответствие отдельных зданий городскому контексту так же важно, как и обеспечение их функциональных требований, поскольку в конечном итоге городское пространство выходит за пределы функции и становится искусством, которое говорит с нами на другом уровне — духовном. Введение картезианской философии в западное мышление вызвало взрыв научной мысли, новое понимание мира и путей его преобразования. Но это научное мышление лишило нас важного аспекта нашей жизни — духовного измерения. Попытки удовлетворить только функциональные и эко<-номические требования города затормозили его эмоциональное и духовное развитие. Это зашло так далеко, что для современного градостроительства то, что нельзя было количественно оценить, не представляло важности. Мы сможем преодолеть это ограничение, только если поймем эмоциональное воздействие города на его обитателей и будем это соответственно планировать. Городская жизнь и здания, в которых она разворачивается, не смогут раскрыться в своем богатстве, если наши города будут лишены этого измерения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Манифесты вышли из моды. По-видимому, они принадлежали прошедшей эпохе, которой был свойствен героический стиль. В начале нашего века мы испытывали последствия такого «героизма» и ищем сейчас менее определенные утверждения. Однако думается, что мы не должны допускать развертывания событий, последствия которых могут стать необратимыми. Опыт прошлого показал, что наш подход к городу должен быть изменен. Прогресс, техника, экономика и громадные изменения, ими вызванные, не являются самостоятельными целями, которые могли бы рассматриваться изолированно. С другой стороны, человек и его психологическая реакция на окружающую среду мало изменились в течение столетий. Сегодня большинство людей вынуждено проводить большую часть своей жизни в городской среде, искусство создания которой для человека мы утратили. Мы не только утратили искусство ее создания, но также веру, что способны этого достичь. Мы должны планировать, но не верим больше в планирование. Нам необходим порядок, но мы отвергаем его, так как он напоминает нам военную дисциплину. Мы верим в свободу архитектурного выражения, в плюрализм, в совокупность, и наша городская среда превратилась в визуальный хаос. Мы содрогаемся при мысли об абсолютном порядке фашистской планировки, при видении плана Вуазена или аркологии П. Соле- ри, но, тем не менее нам необходим городской порядок, структура, в которой индивид мог бы раскрыться и развиваться, и которая была бы выражена посредством визуальной согласованности.
Я предполагаю, что такая структура должна быть не жестким элементом технологической мегаструктуры, а духовной идеей городского порядка, соответствующей нашей физической реальности, психологии, а также технической инфраструктуре. Внутри этой структуры нам необходим универсальный строительный блок для осуществления такой городской среды. Я считаю, что многофункциональное здание могло бы быть одним из таких строительных блоков, так как оно содержит в себе разнообразие городской жизни и обладает способностью включаться в ткань города, приспосабливаться к ней и развиваться вместе с ней. Чтобы стать таким городским строительным блоком, многофункциональное здание должно отвечать определенным правилам, которые, взятые вместе, учитывают двойственность города: соответствие здания и городской среде, и своим собственным функциям. Таким образом, многофункциональные здания должны удовлетворять следующим условиям. — Сохранить городское пространство. В городе концентрация и плотность являются условиями, обеспечивающими свободу выбора. Плотность и качество созданного пространства не связаны непосредственно. Одна и та же плотность может создать в одном случае привлекательную для обитания среду, а в другом — невыносимые условия, однако городская жизнь немыслима без плотности. Взаимосвязь здания и окружающей природной среды должна быть установлена в зависимости от его специфических потребностей: например, определенным пространствам необходимо проникание солнца и освещение, а другим нет. Многофункциональные здания, в которых умело сочетаются разные функции, способны обеспечить оптимальные условия для каждой из них при максимальной плотности. При помощи многофункциональных зданий можно предотвратить расточительное отношение к городской территории, устраивая, например, автомобильные стоянки на неиспользуемых крышах низких строений и т. п. Благодаря правильному разделению функций внутри многофункциональных зданий, солнце может проникать туда, где это необходимо, и открытые озелененные пространства можно будет разбить там, где это нужно городу. Стимулировать городскую жизнедеятельность и соответствовать ей. Атмосфера города определяется ви Быть связующим звеном в городском пространстве. За редким исключением городские здания являются не изолированными объемами, а составляют часть большого целого. Большинство многофункциональных —Создавать социальное разнообразие. По-видимому, неприятие чужеродных элементов является побочным продуктом роста. В конечном счете город становится гетто со всеми вытекающими из этого проблемами. Сосредоточение в городском районе определенной группы населения кажется естественным процессом роста. На ранних стадиях этот процесс, вероятно, желателен, так как люди хотят жить рядом с себе подобными. Однако, если этот процесс будет идти безостановочно, он может привести к упадку города. Важно сохранить социальный баланс города. Многофункциональное здание может способствовать сохранению разнообразной социальной структуры. — Соответствовать историческому и культурному контексту. Жизнь течет подобно реке. Но понять ее Архитектура выражает культуру народа, его прошлое и настоящее, и здания становятся свидетелями этой культуры. Мы живем в городах сегодня, и они не должны быть музеями. Однако, если мы совершенно забываем прошлое, мы можем также разрушить наше будущее. Многофункциональное здание является строительным блоком, который должен быть включен в эту культурную преемственность. Оно должно вписываться в существующую городскую ситуацию, которая в некоторых случаях может требовать расположения его в историческом здании или продолжения фасада, характерного для данного места. Каждое здание города должно соответствовать историческим и культурным условиям участка; способ достигать этого и составляет Искусство Архитектуры — Отвечать требованиям каждой функции. Кредо современной архитектуры заключалось в оптимальном Для любой функции необходимо определенное пространство, где она могла бы развиваться, однако функция не должна быть единственным источником архитектурного выражения формы. До определенной степени одни и те же функции могут быть выражены в разных формах, но встречаются случаи, когда определенная форма может предоставить оптимальные условия для конкретной функции в физическом, психологическом и эмоциональном аспектах. Для конкретных жилых единиц или рабочих мест необходимо соблюдение специфических условий, например, таких, как вид, сквозное проветривание, определенный процент влажности или солнцезащита. Эти требования не есть абсолютное правила, они зависят от конкретных обстоятельств и отвечают определенным условиям. Однако их необходимо учитывать, и система города должна обеспечить их реализацию. — Обеспечить взаимосвязи различных функций. Важно не только удовлетворять требования отдельных функций, но и учитывать тесные взаимосвязи между ними.
Например, выгодно располагать ресторан в жилом квартале, однако поблизости от ресторана должны находиться места работы, чтобы он мог функционировать в обеденные часы. Этот упрощенный пример показывает сложность функциональных взаимосвязей. Такое сочетание различных функций — коммерческой деятельности и жилья, жилья и мест работы — в едином городском пространстве может осуществляться благодаря созданию многофункциональных зданий, которые будут содействовать их совместному воздействию на город. — Оптимально использовать технику. Энтузиазм, вызванный сегодня новым открытием значения прошлого, не должен побудить нас повернуть часы архитектуры вспять и поверить, что не существует новых форм. Проектировать сегодня город в модуле космического пространства также неразумно, как и создать простран — Отвечать экономическим требованиям. Легко определить первоначальные капитальные вложения на строительство здания, но не так легко оценить затраты на его содержание и эксплуатацию, оценить стоимость его так называемого жизненного цикла. Еще труднее оценить стоимость адаптации здания, т. е. затраты на переоборудование при изменении его функционального использования. Например, в больничных зданиях затраты на адаптацию в течение нескольких десятилетий могут в несколько раз превысить их первоначальную капитальную стоимость. Тем не менее, наиболее сложно определить рентабельность здания в контексте города. В конечном итоге, истинная рентабельность может быть оценена только при взаимосвязанном рассмотрении четырех типов затрат: капитальных вложений, затрат на содержание и эксплуатацию и стоимости адаптации здания. Капитальные вложения, затраты на содержание здания и вопросы экономии энергии взаимосвязаны, и именно в этом смысле хотелось бы взглянуть на энергию — не в узко упрощенном смысле, в каком мы рассматриваем ее сегодня под лозунгом сохранения энергии. Существуют административные здания, получающие премию за малое потребление энергии, которые функционируют только с 9 ч до 16.40 мин в рабочие дни и пустуют 70 % всего времени. Служащие приезжают туда на машинах, которые потребляют больше энергии, чем само здание. Это неверный подход к проблемам, сохранения энергии. Благодаря многофункциональным зданиям можно достигнуть нового уровня рентабельности в стоимости общего жизненного цикла не только внутри здания, но и внутри городской ткани. — Соответствовать человеческой психике. Городские пространства, создаваемые различными зданиями и их фасадами, воздействуют на психику человека так же,как и внутренние пространства этих зданий. Ответные
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Banham, Reyner: Megastructures, New York 1976. — The New Brutalism. Ethic or Aesthetic?, London 1966 Benewelo, Leonardo: The Origins of Modern Town Planning, Cambridge 1971 Le Corbusier: The Athens Charter, New York 1973 —Looking at City Planning, New York 1971 —Towards a New Architecture, London 1970 —The Radiant City, New York 1964 Galbraith, John Kenneth: The Age of Uncertainty, Boston 1977 Geist, Johann Friedrich: Passagen. Ein Bautyp des 19. Jahrhunderts, Munchen 1969" Giedion, Sigfried: Space Time and Architecture, Cambridge 1963 Goodman, Paul+ Percival: Communitas, New York 1960 Gropius, Walter: The New Architecture and The Bauhaus, London 1935 Hamlin, Talbot: Architecture through the Ages, New York 1953 Hitchcock, Henry-Russel: The Pelikan History of Art and Architecture Nineteenth and Twentieth Centuries, Baltimore 1969 — Johnson, Philip: The International Style, New York 1966 Howard, Ebenezer: Garden Cities of Tomorrow, London 1970 Jacobs, Jane: The Death and Life of Great American Cities, New York 1961 Jaynes, Julian: The Origins of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind, Boston 1976 Jencks, Charles: Le Corbusier and The Tragic View of Architecture, London 1973 —Modern Movements in Architecture, Garden City 1973 —Joedicke, Jiirgen: A History of Modern Architecture, London 1959 —Architecture Since 1945, London 1969 Kaufmann, Edgar Jr., Editor: The Rise of an American Architecture, New York 1970 Koestler, Arthur: The Ghost in the Machine, London 1967 Kuantes, P. W.: Transportation Aspects of Multi-use Centres, Oktober 1972 Newman, Oscar: CIAM '59 in Otterlo, Stuttgart 1961 Papper, Karl R.: The Open Society and Its Enemies, London 1945 Proshansky, Harold M., Ittleson, William H., Rivlin, Leanne G.: Environmental Psychology, New York 1967 Procos, Dimitri: Mixed Land Use: From Revival to Innovation, Stroudsburg 1976 Saalman, Howard: Medieval Cities, New York 1968 Sagan, Carl: The Dragons of Eden — Speculations on the Evolution of Human Intelligence, New York 1977 Sert, Josep Lluis: Le Corbusier. The Athens Charter, New York 1973 — Can Our Cities Survive?, Cambridge 1942 Smithson, Alison, Editor: Team 10 Primer, London 1968 Spleri, Paolo: Arcology: The City in the Image of Man, Cambridge 1969 Spelt, Jacob; Toronto, Don Mills 1972 Steegman, John: Victorian Taste — A Study of the Arts and Architecture from 1830 to 1876, Cambridge 1970 Wiebenson, Dora: Tony Gamier, The Cite Industrielle, New York 1969 Witherspoon, Robert E.: Mixed Use Developments, Washington 1976
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию ……………………………………………………………………………… 3 Предисловие ………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3 Введение ………………………………………………………………………………………………………….. 4 ЧАСТЬ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ………………………………………………………………………………………………………………………………………………...6 Индустриализация и утопия: конец многофункциональных зданий ……………..………………………………………………... 8 СИАМ и господство функционального города.................. ………………………………………………………………………………….11 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |