|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Часть I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗДАНИЙi-f-1
Нет смысла описывать здания как многофункциональные сооружения периода до промышленной революции. Они существовали и были составной частью европейских городов. Они строились и использовались людьми на протяжении столетий. Греческие агоры и римские термы — широко известные примеры ранних многофункциональных структур. Агора, гражданский центр греческих городов, представляла собой нечто большее, чем просто правильно организованные торговые ряды. Пространство вокруг них служило социальным и политическим форумом для горожан, где проходили разнообразные дискуссии и собрания. Термы тоже были театром не только для спортивных состязаний, развлечений, но и для общественных собраний. В их, как правило, симметричных планах были предусмотрены различные помещения для разных видов деятельности: библиотеки, театры, лекционные залы, спортивные залы, столовые. В римском и греческом обществе работа не рассматривалась как всепоглощающая деятельность, занимающая все время человеческой жизни; и главная черта, присущая их общественной жизни,— гражданственность — выражалась физически и эмоционально в многофункциональных общественных сооружениях. Такие структуры отражали дух и устройство общества, их породившего. В обществе, где религиозная и экономическая сферы жизни превалировали над общественной, гражданские многофункциональные здания теряли свое значение. Примером этому служат средневековые города. Здесь функции больших многофункциональных сооружений, характерных для римского и греческого общества, выполнялись мелкими частными зданиями. Например, как описывает Говард Саальман в своей книге «Средневековые города», первые городские советы — ратуши — размещались не в специально созданных для этой цели зданиях, а в частных сооружениях, как правило, наполовину укрепленных башнях. В.стенах средневекового города сосредоточивались все сферы деятельности его обитателей. Жизнь горожанина ограничивалась собственным домом и протекала внутри него, за исключением немногочисленных обрядов или функций, совершавшихся в церкви или ратуше. Горожане, как правило, жили этажом выше своей мастерской или лавочки. Жилище и место приложения труда сосуществовали в единой структуре, образуя наиболее устойчивую многофункциональную единицу любого города, старого или нового. Такие частные многофункциональные здания были характерны для средневекового города и создавали его особый облик. Со временем средневековые города становились перенаселенными и плотно застроенными. Почти не оставалось места для возведения новых домов, и строительство должно было выйти за пределы стен города. Таким образом, как пишет Саальман, 2. Стена Ротенбурга заключает в себе все виды деятельности горожан средневековья «жилище и торговля, производство и потребление разделились. Горожане стали жителями пригородов». Произошло расщепление городской ткани, предзнаменовавшее современное развитие пригородов-спален. Изменение в социальном устройстве средневековых городов привело и к изменению использования зданий. В связи с ростом численности населения и его концентрацией в городах появилась необходимость строить «много квартир над одной мастерской». Характерным примером Этого может служить известный парижский многоэтажный жилой дом начала XIX в. Весь первый этаж занимали магазины, рестораны, кафе, театры, а над ними — четыре-пять этажей квартир. Так, элегантным вариантом этой модели может служить улица Риволи, где первые этажи домов объединены аркадой, защищающей покупателя от непогоды и зрительно объединяющей фасад улицы. Осман взял эту модель за основу жилого блока для его необыкновенно успешной реконструкции улиц и бульваров. Свое высшее развитие многофункциональная модель торгово-жилищного комплекса получила в виде крытого пассажа или галереи. Горизонтальный ряд таких жилых блоков формировал длинный, перекрытый стеклянной крышей двухсторонний пешеходный проход, каждый конец которого выходил на улицу. Такие галереи-пассажи являлись жизнеспособным.типом застройки в Европе наряду с многоэтажным жилым домом парижского типа: оба типа городской застройки получили широкое распространение в Северной Америке. Пассажи могут быть включены в городскую ткань, объединяя существующие здания в единую структуру. Огромный градостроительный потенциал использования перекрытых галерей наилучшим образом виден на примере Парижа. Здесь сложная сеть пассажей была создана вокруг бульвара Монмартр, что позволило использовать узкие длинные земельные участки между улицами, вдохнуть новую жизнь во внутреннюю застройку кварталов и открыть новые пешеходные пути. Пассажи были удобны с точки зрения использования участка, занимая мало ценного фронта фасадов из-за своего перпендикулярного расположения к улице. Такие структуры были особенно доходны благодаря своему различному функциональному использованию. Магазины, лавки ремесленников, ночные клубы, рестораны, кафе и даже музеи располагались на первом этаже. Жилье, а иногда конторы занимали верхние этажи. В плане пассажи обычно представляли собой регулярную сетку колонн, соответствующую размерам участка. Каждый пролет имел собственный вход и Лестницу, специальные большие лестницы были предусмотрены для помещений общественного 3. Разрез парижского жилого дома с лестничной связью 4. Фасад парижского жилого дома с лестничной связью 5. Фрагмент плана Парижа (кварталы Бон-Нувель и Порт 1— общественные пути; 2— колоннады; 3— открытые пассажи (дворцы, сите, тупики); 4 — крытые пассажи 6. Галерея в Кливленде 7. Парижский пассаж назначения, расположенных на втором этаже, например ресторанов. Гостиные в квартирах, имеющих обычно два уровня, выходили окнами в пассаж, а спальни располагались выше стеклянного перекрытия над пассажем. Несмотря на различные варианты основной модели пассажа, все они сохраняли подобное вертикальное зонирование (распределение функций). Хотя пассажи получили большое распростране-
ние в XIX в.. и, во многом* предвосхитили развитие прогресса в технологии стали и стекла, современные историки не связывают их с началом индустриальной эры. Несмотря на их часто значительные размеры и элегантный фасад, они были слишком скромным изобретением, слишком тесно вплетались в существующую ткань города, чтобы охарактеризовать разрыв с прошлым. Этот разрыв будет связан с созданием огромных выставочных залов, вокзалов и выдающихся инженерных сооружений. Отделенные от реальности городской жизни пространством, эти исполинские сооружения провозглашали достижения промышленной революции. Значение же пассажей состояло в другом. Они показали богатый потенциал ввода новых элементов и обновления городской среды в масштабе человека. Сооружение пассажей не означало изменение или разрушение отдельных кварталов города. Они решали проблемы непосредственно близлежащего окружения, кроме того, они продемонстрировали большие возможности, заложенные в идее создания непрерывной функционально насыщенной пешеходной сети для, города в целом. Сегодня пассажи, сохранившиеся в Париже и других городах, живут и функционируют столь же активно, как и прежде. Они существуют как один из последних примеров ярко выраженной многофункциональной городской структуры. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И УТОПИЯ: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |