|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТРАНСФОРМАЦИИ РЕАЛЬНОСТИСвою сложную и мучительную семейную ситуацию Чернышевский подверг трансформации с помощью литературного вымысла в нескольких произведениях периода ссылки. Для его устных импровизаций в Александровском заводе характерна замечательно откровенная и до наивности прямая переработка биографического материала. Одна из таких историй, «Старина», сохранилась в пересказе С. Г. Стахевича. Ее герой, молодой человек по фамилии Волгин (в «Прологе» так же зовут автобиографического героя), ищет руки молодой дамы, пользующейся скандальной известностью в маленьком провинциальном городке. Любимая героя, занимаясь благотворительной деятельностью, порой принимает подозрительного вида особ, которых многочисленные ревнивцы, искатели ее руки, считают своднями. Дама, раздраженная и обиженная поклонниками и их подозрениями, не только не пытается восстановить свою репутацию, но, чтобы бросить вызов общественному мнению, старается еще больше себя скомпрометировать. И только Волгин, испытывающий «особенную «любовь к ней (любовь, свободную от ревности и претензий), верит, и верит справедливо, в ее невинность. Она не может сделать ничего дурного, утверждает он, потому что «натура у нее великолепная».41 В другом варианте этой истории акцент ставится на предупреждении, сделанном доброжелателем. Недавний выпускник Петербургского университета получает место в своем родном городе и вскоре становится женихом барышни скандальной репутации. Друг предупреждает героя об опасности такой женитьбы, но герой спокойно и вежливо отклоняет предупреждение. Позже героя вдруг охватывает сильнейшая ненависть к доброжелателю. Он вынуждает его принять вызов и убивает на дуэли.42 Сюжет получает дальнейшее развитие в еще одном варианте этой истории, рассказанном В. П. Шагановым, товарищем Чернышевского по заключению. Друг предостерегает героя против женитьбы, утверждая, что он сам был одним из любовников молодой женщины, но оставил ее из-за ее распутства. Герой тут же убивает доброжелателя и избавляется от тела, спустив его в прорубь, а сам женится, и брак оказывается счастливым. Жена, явно любящая мужа, блюдет ему верность, а убийство остается нераскрытым. Герой не испытывает угрызений совести по поводу содеянного и, более того, по-прежнему считает и себя, и убитого честными, порядочными людьми.43 Остается только гадать, что чувствовал Чернышевский, получив перед женитьбой предостережение от друга. Еще один вопрос, который Чернышевский решал для себя перед женитьбой, а впоследствии подверг беллетризации, был вопрос о том, какими мотивами руководствовалась невеста, приняв его пред-
ложение. В дневнике Чернышевский высказывает предположение, что Ольга Сократовна могла быть движима лишь желанием освободиться от семейных оков и что на него она смотрела как на удобного и послушного мужа, которым можно будет манипулировать и которого легко будет обманывать (1:488). В письме к Пыпину из Сибири, написанном в 1878 году, он следующим образом описывает ситуацию: «Я женился, мой милый, с совершенной уверенностью, что вообще никакая жена не стала бы любить меня, а моя невеста — меньше всякой другой девушки может любить меня» (13:138—39). Совсем иначе та же ситуация повернута в романе «Пролог». В разговоре со своим знатным, красивым и богатым поклонником Нивель-зиным Волгина оправдывает свой выбор спутника жизни таким образом: «Я неученая, увидела это из первых разговоров, пустых, обо мне, о пустяках, о моем счастье, — я увидела, какая разница между ним и другими! — И ошиблась ли я? Вы знаете, как теперь начинают думать о нем [...] Тогда все думали, что он пролежит весь свой век на диване с книгою в руках, вялый, сонный. Но я поняла, какая у него голова, какой характер!» (13:90). Наконец, еще одна составляющая модели брака, которая подверглась радикальной трансформации в литературе, была верность жены. Героини двух произведений Чернышевского (истории, пересказанной Шагановым, и романа «Пролог») — кажутся неверными женами. Но это только видимость: первая героиня полностью перевоспиталась, а вторая — всегда была целомудренна. Хотя она всегда окружена толпой поклонников — партнеров по шумным забавам, которые ее домогаются, и хотя она наслаждается полной свободой, предоставленной ей мужем, Волгина «любит мужа» и всегда остается ему верна (13:95). В юношеских дневниках Чернышевский планировал события своей жизни и описывал их до того, как они свершились. В беллетристике (в особенности в беллетристике сибирских лет) — преобразовывал совершившиеся и весьма неудовлетворительные события. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |