|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОПРАВДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИБольшую часть жизни Чернышевский и Ольга Сократовна прожили врозь. В течение почти 20 лет сибирской ссылки связь поддерживалась только через письма. Главная тема писем Чернышевского к жене — ее здоровье. Он непрестанно справляется о ее здоровье, дает ей медицинские советы и настаивает, умоляет и требует, чтобы она вела здоровый образ жизни, искала отвлечений и развлечений, которые благотворно влияли бы на ее здоровье, и проводила зимы в теплых краях — в южной Италии, Сицилии, Португалии, Андалу-
зии. Эти советы порой превращались в пространные научные трактаты по вопросам гигиены (тела и духа) и климатологии. Хотя Чернышевский неизменно настаивал на том, что у него отличное здоровье, в действительности из них двоих здоровым человеком была Ольга Сократовна, тогда как здоровье Чернышевского было подорвано суровым климатом и скудным рационом восточной Сибири. Ключ к символическому смыслу этих наставлений можно отыскать в «Истории одной девушки», написанной в Сибири между 1864 и 1871 годами. Произведение это целиком посвящено вопросам здоровья женщины. Подход к этой проблеме — составной части женского вопроса демонстрирует присущую Чернышевскому позитивистскую тенденцию толковать человеческую природу через физиологию. Героиня, молодая провинциальная девушка, принимает решение не выходить замуж и счастливо живет со своими любящими родителями. Но вскоре у нее развиваются «болезненные пароксизмы», которые Чернышевский описывает с большими подробностями (в письмах астраханского периода он в тех же терминах описывал истерические припадки Ольги Сократовны). Таинственная болезнь становится опасна для жизни, и местный доктор ставит диагноз, согласно которому болезнь провоцируется половым воздержанием — чтобы спасти жизнь и здоровье, он рекомендует пациентке вести половую жизнь, но семейные предрассудки мешают девушке последовать совету врача. Между тем, девушка переезжает в Петербург, к брату, который придерживается более радикальных взглядов на половую мораль. Вскоре перед ней снова встает дилемма: вступить во внебрачную связь и таким образом нарушить общепринятый моральный кодекс или принести жизнь в жертву этому кодексу и умереть от разрушительных последствий, которые половое воздержание вызывает в организме энергичной, полной сил молодой девушки. После долгих колебаний, собравшись с силами, она вступает в связь сначала с одним из друзей брата, потом с другим и рожает двух внебрачных детей. Родной город героини — Саратов, в описании ее родительского дома нельзя не узнать дом Чернышевских; брат героини чертами характера и обстоятельствами биографии напоминает Александра Пыпина, в чьем доме Ольга Сократовна и ее двое детей жили, когда Чернышевский был в ссылке. Тот же сюжет и тот же комплекс идей воспроизводится в другом сибирском сочинении— в повести «Тихий голос», пересказанной П. Ф. Николаевым.44 Убеждением в том, что половое воздержание вредит здоровью женщины, проникнуты и другие произведения Чернышевского (см. 1:403; 13:574,661). Источники представлений Чернышевского о здоровье женщины можно обнаружить в физиологических теориях Просветителей, которые послужили базой для французских утопических сочинений XVIII—XIX вв., а впоследствии, в модифицированном виде, прояви-
Ill лись в трудах по физиологии женщины защитников женской эмансипации в 1850—60-е гг. В медицинских статьях на тему брака, помещенных в «Энциклопедии», утверждалось, что половое воздержание вызывает у незамужних девушек и вдов «истерические припадки».45 Одним из далеко идущих моральных следствий этих взглядов была идея о необходимости предоставить женщине сексуальную свободу — из соображений гуманности. Это была смелая идея. Даже Белинский в конце 40-х годов (за год до того, как он стал горячим поклонником Жорж Санд) был возмущен тем, что счел выражением социальных теорий Сен-Симона в романах Жорж Санд, а именно предложением «предоставить женщине завидное право менять мужей по состоянию своего здоровья».46 Чернышевский придал этим принципам еще более радикальный характер: он утверждал, что на карту ставится не только здоровье женщины, но и жизнь. Однако взгляды Чернышевского на гигиену тела определялись и его взглядами на отношения полов — его теорией смены ролей. Еще в дневниках Чернышевский рассматривал половую активность мужчин как избыточную трату физических сил, которая, как он полагал, вела к преждевременному старению и смерти, он не изменил этих представлений до старости. Стараясь убедить Ольгу Сократовну в письмах из Сибири, что здоровье его в прекрасном состоянии, он аргументировал это следующим образом: «Здоровье мое хорошо, и надеюсь, очень долго останется хорошо. Я не тратил его в молодости на обыкновенные дурачества юношей, ни разу в жизни не изменял правилам нравственной и физической гигиены. Теперь видна польза от этого» (14:502). Между тем в общественном мнении все еще господствовал традиционный взгляд на вещи: физическая потребность в половом контакте признавалась за мужчинами и только за мужчинами. Это мнение было подвергнуто сомнениям и нападкам двумя моралистами эпохи: Чернышевским и Толстым, каждый из которых проявил и личную заинтересованность в этом вопросе. Толстой подробно изложил свои взгляды в послесловии к «Крейцеровой сонате» (1890): «В нашем обществе сложилось твердое, общее всем сословиям и поддерживаемое ложной наукой, убеждение о том, что половое общение есть дело, необходимое для здоровья, и что так как женитьба есть дело не всегда возможное, то и половое общение вне брака, не обязывающее мужчину ни к чему, кроме денежной платы, есть дело совершенно естественное и потому долженствующее быть поощряемым».4? Это, утверждал Толстой, есть заблуждение и обман, порожденный псевдоучеными. Что касается женщин, то половые излишества им вредят, вызывая истерию. Известно, говорил он, что чистые девушки никогда не страдают нервными расстройствами и истерией;
эти недомогания — удел замужних женщин, живущих с мужьями, будь то русские крестьянки или парижанки — пациентки Шарко. Чернышевский придерживался другой точки зрения: воздержание, благотворное для здоровья мужчин, вредит здоровью женщин. Вывод этот был следствием смешения нескольких идей и эмоций: распространенной физиологической теории энциклопедистов и социалистов-утопистов о том, что женщина нуждается в сексуальном удовлетворении (это представление казалось естественным в контексте позитивизма), теории Чернышевского о «перегибе палки», т. е. о смене привычных половых ролей, его собственного амбивалентного отношения к плотской любви и его чувства вины из-за долгого отсутствия, впрочем, предусмотренного и запрограммированного еще до женитьбы. Его настойчивые просьбы к Ольге Сократовне, чтобы она всеми возможными способами укрепляла свое якобы расшатанное здоровье, можно интерпретировать как благословение на супружескую измену. То было удобное решение его семейной ситуации. Одновременно он старался внушить жене, что теория, согласно которой жена должна быть верной, «кажется очень глупою». Более того, его нападки были направлены против двойного стандарта традиционной морали: «Девушка, сделав ошибку по незнанию жизни, теряет "честное имя". Для меня это кажется мыслью очень глупою... Юноша не теряет "честного имени", наделав и в тысячу раз худших ошибок — целыми десятками наделав их» (15:214). В одном из писем Чернышевский клялся Ольге Сократовне в верности и писал, что намеревается истолковать особый «нюанс» своего чувства к ней в «ученой диссертации» и довести свою мысль до окончательного вывода: «Заботься о своем здоровье» (15:279—80). В другом письме он умоляет ее: «Заботься, моя милая голубочка, о соблюдении правил гигиены. Будешь заботиться, то я буду совершенно счастлив» (15:284). Эти правила эксплицитно выражены в «Истории одной девушки»: прелюбодеяние является для женщины, лишенной мужа, необходимым следствием гигиенических требований, предписанных наукой. С темой здоровья женщины связан и постоянный мотив, проходящий через сочинения Чернышевского, — противопоставление брюнеток и блондинок как двух типов женской красоты и характера. Оно восходит к романтическому клише, делению женщин на целомудренных блондинок и страстных брюнеток. Мотив этот настойчиво повторяется; он получает особое значение в романе «Что делать?», где этот конфликт, среди многих подобных, разрешается. В большинстве художественных произведений Чернышевского главная героиня — это жгучая брюнетка (прототипом которой является Ольга Сократовна). У брюнетки обычно есть двойник — светлокожая и голубоглазая блондинка. Обычно это молодая девушка благородного происхождения. Брюнетка восхищается блондинкой и за-
видует ей. Эта расстановка фигур, с небольшими отклонениями, повторяется во всех романах и повестях Чернышевского. Символический смысл этого мотива (в котором слышится отзвук вкусов Ольги Сократовны48) можно найти в трактовке образа блондинки из «Повести в повестях». Нескольким повестям предпослан эпиграф из «Коринфской невесты» Гете: «Wie Schnee, so weiss und kalt wie Eis» (бела, как снег, и холодна, как лед), — которую часто цитировали в эти годы (так, цитаты из нее встречаются у Герцена и Тургенева). Тему «Коринфской невесты» — борьба между христианским аскетизмом и языческим гедонизмом — проецировали на современную ситуацию. Смысл, который Чернышевский приписывал этому эпиграфу, проясняется в той части романа, которая называется «Дочь Иеффая». В романе опровергается христианский идеал женского целомудрия, названный Чернышевским «бесчеловечной невинностью». Согласно Чернышевскому, видеть в девичьей чистоте позитивную ценность— значит насиловать женскую природу. Чернышевский использует гетевский образ мертвой девушки, чтобы создать современный вариант романтического мифа о любви и смерти. В соответствии с «научными» представлениями о женской сексуальности, уходящими своими корнями в эпоху Просвещения, позитивистский миф о любви ассоциирует смерть не со страстью, а, напротив, с «безлюбовностью», понимаемой в физиологическом ключе как отказ от сексуального удовлетворения. Брюнетки Чернышевского олицетворяют здоровую женскую природу, которая не приемлет пуританских запретов, наложенных на удовлетворение сексуальных потребностей. В одном из сибирских писем Чернышевский писал Ольге Сократовне: «Как не можешь ты стать блондинкою, так не можешь ты, мой милый друг, стать робкою» (15:293). Таким образом, тема здоровья женщины, а также противопоставление блондинки и брюнетки, которое может показаться бессодержательным, банальным риторическим местом, входят в модель брака Чернышевского как ее неотъемлемые части и несут в себе важные идеи. ФИКТИВНЫЙ БРАК: РЕАЛЬНОСТЬ - ЛИТЕРАТУРА - РЕАЛЬНОСТЬ Супружеская жизнь главных героев «Что делать?» воспроизводит модель брака, воплощенную Чернышевским в собственной жизни и в его мелких художественных произведениях. Как было показано выше, женитьба Лопухова на Вере Павловне облегчается рядом посредствующих звеньев: важную роль играет «учитель»; умение говорить по-французски, играть на фортепьяно и танцевать помогают ухаживанию; брак, осознаваемый как долг, превращается в
дело спасения женщины; проигрывается сюжет соперника-посредника; после того, как попытки Лопухова найти другие пути освобождения Веры Павловны кончаются крахом, их брак становится делом крайней необходимости. Точно так же, как и в случае женитьбы самого Чернышевского, свадьба назначается на ближайшее время, что очень неудобно для жениха (Лопухов бросает учебу в медицинской академии за два месяца до ее окончания и оставляет врачебную карьеру, чтобы избавить Веру Павловну от еще двух месяцев «в подвале»). Но хотя женитьба Лопухова и Веры Павловны совершается поспешно, осуществление брачных отношений, напротив, откладывается до тех пор, пока оно также не становится неотложным (и осуществляется во избежание совращения Веры Павловны Кирсановым). Иными словами, это фиктивный брак. Существует мнение, будто одним из реальных прототипов Чернышевского была Мария Александровна Обручева. Генеральская дочь и сестра революционера-радикала, Мария Обручева стремилась к изучению медицины. Ее наставником был доктор Петр Боков, домашний врач и друг Чернышевского. Чтобы дать ей возможность учиться медицине, против чего возражали ее родители, Боков предложил ей фиктивный брак. Венчание состоялось 29 августа 1861 года.49 Впоследствии они полюбили друг друга и брак стал реальным, вопреки первоначальным намерениям обручившихся. Однако вскоре Мария Обручева-Бокова полюбила одного из своих профессоров в Медико-хирургической академии, друга мужа И. М. Сеченова (автора знаменитых «Рефлексов головного мозга»). Составился menage a trois. Позже Боков устранился из тройственного союза; вступив в связь с пациенткой (баронессой д'Адельгейм, женой секретаря Государственного совета Т. Измайлова). Союз Марии Обручевой и Сеченова продолжался до его смерти в 1905 году, но узаконен был лишь в 80-е годы. Ошибочное мнение, что любовный сюжет романа «Что делать?» — это точное воспроизведение реальной жизненной ситуации Петра Бокова, Марии Обручевой и Ивана Сеченова, до последнего времени было всеобщим. Эта точка зрения очень импонировала и современникам, и нынешним исследователям творчества Чернышевского. Многие мемуаристы прямо ставят знак равенства между Лопуховым и Петром Боковым, Верой Павловной и Марией Александровной Обручевой, Кирсановым и Иваном Сеченовым. Идея о реальных жизненных прототипах перешла, с небольшими поправками, из мемуаров в комментированные издания романа и в литературоведческие и исторические исследования. Бокова, Обручеву и Сеченова стали прочно связывать с их литературными образами, об них написаны такие очерки, как «Герои "Что делать?"» и «Героиня романа "Что делать?" в личной переписке».50 Между тем, некоторые мемуаристы отрицали реальное жизнен-
ное происхождение романа. Так, Василий Слепцов утверждал (по свидетельству Екатерины Жуковской): «Не автор романа списал с него [П. И. Бокова] свой тип, а напротив, сам доктор вдохновился романом и разыграл его в жизни: порукой в том хронология».51 Однако так велико было увлечение идеей, что роман списан с подлинной жизни, что ни сама Жуковская, ни публикатор ее мемуаров (Корней Чуковский) не поверили Слепцову— призыв обратиться к хронологии не был услышан. С. А. Рейсер восстановил хронологию событий, связанных с любовным треугольником Боков — Обручева — Сеченов, в комментариях к изданию романа 1975 года. Согласно его реконструкции, Чернышевскому, когда он начал роман, бьшо известно о фиктивном браке Бокова и Обручевой и, возможно, также и то, что их отношения переросли в реальный брак. Чернышевский был арестован 7 июля 1862 года, над романом он работал в полной изоляции в Петропавловской крепости между декабрем 1862 года и 4 апреля 1863 года, тогда как роман Сеченова с Обручевой, согласно датировке Рейсера, начался не ранее конца 1864 года или начала 1865 года.52 Мы имеем дело с замечательным случаем взаимного влияния литературы и жизни. Задумывая сюжет романа, Чернышевский мог в качестве исходного материала использовать историю Обручевой и Бокова. Прототипы его героев — у которых, безусловно, была возможность узнать себя в действующих лицах «Что делать?» и все основания отождествить себя с ними, — впоследствии могли использовать сюжет романа как модель для решения своего запутанного семейного конфликта. Даже если они действовали сами по себе, а не под влиянием романа, они, по-видимому, восприняли свой жизненный опыт сквозь призму литературной модели, возвышавшей ситуацию, с ее вульгарными сторонами (такими, как частые любовные связи Бокова с пациентками), до уровня социально значимого, а следовательно, приемлемого и значительного поведения. Именно в таком ключе Боков оповестил тещу о новом повороте в семейной жизни ее дочери: «Умоляю Вас поверить мне, что мы с моей дорогой, неоцененной Машей живем, как только подобает самым мирным супругам [...] Уверяю вас, как честный человек, что мы живем с ней в самых лучших отношениях и если она по характеру сошлась более с удивительным из людей русских, дорогим сыном нашей бедной родины, Иваном Михайловичем, так это только усилило наше общее счастье [...] Вы можете представить, до какой степени наша жизнь счастливей, имея членом семьи Ивана Михайловича! [...] Теперь я пользуюсь случаем, чтобы умолять Вас повидать Ивана Михайловича, как родного своего детища, коим я считаю себя уже с давних пор сам, и умоляю не отказать мне в этом».53
Использовав реальную жизненную ситуацию для сюжета своего романа, Чернышевский наделил ее дополнительным смыслом, для чего у него были и серьезные личные мотивы: в фиктивном браке Чернышевский нашел социально мотивированную и культурно приемлемую форму супружеского союза, не требовавшего физической близости. Можно считать, что фиктивные браки оказались современной— реалистической— модификацией романтического идеала безгрешного союза, основанного на братском чувстве (по образцу целомудренных браков ранних христиан), вдохновлявшего Грановского, Герцена, Бакунина и других русских романтиков 40-х годов. Знаменательно, что на языке радикальной молодежи 60-х годов фиктивный муж назывался словом «брат»54. В «Что делать?» начальная стадия совместной жизни Лопухова и Веры Павловны (в то время, когда их брак еще был фиктивным) описана как идеальное семейное устройство, основанное на взаимной любви и верности общей цели и совершенно свободное от сексуального влечения. Следствием романа Чернышевского было дальнейшее распространение фиктивных браков. Более того, увиденные сквозь призму литературной модели более поздние примеры оказываются исполненными символического смысла. Для поборников освобождения 60-х и 70-х годов фиктивный брак был чем-то несравненно большим, чем уловкой для преодоления юридических препятствий к независимости женщины. В нем видели идеальный брак, союз, призванный не только удовлетворять «личные чувства и ощущения» (иными словами, служить личному счастью), но служить и всеобщему счастью — реализации общего дела.55 Несколько поразительных примеров таких отношений встречаются в воспоминаниях Софии Ковалевской и других людей ее круга. Столь строги были их новые моральные нормы, что когда одна из участниц кружка вышла замуж по любви, другие сочли ее поступок «падением» и «предательством идеалов». Молодая женщина должна была скрывать от товарищей свое семейное счастье и просила мужа избегать проявлений нежности в их присутствии.56 Точно так же брак Софии и Ковалевского — в тот период, когда он еще был фиктивным, — считался в этом кругу основанным на идеальной любви, не запятнанной чувственностью, и на общих идеалах свободы, разумного труда, просвещения и науки. Позднее, когда Ковалевские не устояли и поддались «чувственности, ошибочно называемой "любовью"», как говорилось на языке кружка, друзья единодушно их осудили. Таков был жизненный контекст «Что делать?», романа, который кодифицировал фиктивный брак как культурно значимое явление.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |