|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТРЕТИЙ: СОПЕРНИК-ПОСРЕДНИК
Каждый шаг стратегии Чернышевского, нацеленной на женитьбу, был связан с посредничеством внешнего агента. До женитьбы функция посредника сводилась к облегчению выбора предмета любви. (Эту роль мог выполнять человек, с которым герой отождествлял себя, т. е. двойник.) Помощь посредника была незаменима и после того, как Чернышевский вступил в брак. Чернышевский обдумывал эту ситуацию еще в то время, когда был одним из участников брака Лободовских. Планируя свою будущую женитьбу, он рассматривал ее как утверждение определенных идеологических принципов, не санкционированных общепринятыми правилами. Проблема верности убеждениям ставится в неоконченной повести «Теория и практика», написанной в 1849 году, тогда же, когда делались дневниковые записи о браке Лободовских. Он намеревался вывести Василия Петровича в качестве героя этой повести и написать о том, как «трудно всякому человеку следовать своим убеждениям в жизни, как тут овладевают им и сомнение в этих убеждениях, и нерешительность, и непоследовательность, и, наконец, эгоизм действует сильнее, чем в случаях, когда он должен отвергать его для общепринятых уже в свете правил и т. д.» (1:325). В этой повести молодой человек дает уроки юной барышне и ее бра-ту— детям своего благодетеля и наставника. Однажды герой присутствует при приступе тяжелой болезни благодетеля, угрожающей
его жизни. Учителю тотчас приходит в голову, что честь повелевает ему в случае смерти наставника жениться на его дочери и взять на себя материальную ответственность за семью. Перспектива эта страшит молодого человека, который в финансовом и в ряде других отношений зависит от матери. (Эта ситуация явно связана с фантазиями Чернышевского, в которых он воображал себя обязанным в случае смерти Лободовского жениться на Надежде Егоровне.) Чтобы избежать этого непосильного обязательства, герой хочет выдать барышню замуж за своего друга — учителя ее брата. В интеллектуальном и моральном отношении друг этот уступает герою и явно не достоин девушки, но у него есть одно преимущество: он умеет играть на фортепьяно и танцевать, что, разумеется, верный путь к сердцу женщины. Но в последний момент друг-заместитель отказывается от женитьбы. Рассказ остался недописанным, но в экспозиции повести фигурирует сам герой, счастливо женатый на героине. Нетрудно догадаться, что после бегства заместителя герою не остается ничего другого, кроме как жениться, чтобы спасти честь жестоко брошенной девушки. Женитьба героя является результатом длинной цепи посредствующих звеньев. Герою помогает «другой», являющийся и его соперником, и посредником между ним и женщиной. На начальных стадиях любовных отношений призванный самим героем соперник избавляет его от обязанности жениться. На следующем этапе другой облегчает вступление в брак: когда соперник бежит, его исчезновение превращает женитьбу героя в необходимость. Некоторые элементы схемы "соперник-посредник" были воспроизведены Чернышевским и в его собственной женитьбе. На первом этапе ухаживания он заявляет о своей готовности жениться — при необходимости («всегда буду по одному вашему слову готов стать вашим мужем»; 1:414). Он женится на Ольге Сократовне при одном важном условии: только если у нее не найдется другого подходящего жениха. Далее он поощряет Ольгу Сократовну искать другого жениха, расспрашивает о возможных кандидатурах и тщательно взвешивает их достоинства и недостатки. Только убедившись, что такого не имеется, он делает окончательное предложение. Соперник-посредник представлен в качестве одного из элементов и в модели брака, описанной в романе «Что делать?»: потенциальный жених Веры Павловны Сторешников явно не достоин ее, уступая Лопухову и в моральном, и в интеллектуальном отношении, но, в отличие от Лопухова, он светский человек. Из-за опасности, которую представляет для Веры Павловны Сторешников, Лопухов вынужден предложить ей замужество. В этой модели сначала вводится, а потом устраняется гипотетический «другой» — с целью катализировать женитьбу.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |