|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УЧИТЕЛЬУже на самом первом этапе женитьбы, на этапе встречи с возможными предметами любви, новые люди оказались перед серьезной трудностью: собственной социальной ущербностью. Обдумывая опыт своего «первого бала», Чернышевский писал: «Я увидел необходимость знать много вещей [...] чтоб сблизиться с девицами и молодыми женщинами, чтобы проложить себе путь в общество их и, следовательно, путь к тому, чтобы избрать одну из них в подруги жизни» (1:211). У разночинца, не обладавшего светскими манерами, было не много возможностей познакомиться с женщинами из общества. На помощь пришла литература, обогащенная опытом его друга и двойника Лободовского. В одном из последних интимных разговоров Чернышевский признался Лободовскому в своей неопытности в любви, в ответ тот рассказал ему о своих любовных приключениях. В основе всех трех эпизодов лежала одна и та же ситуация: Лободовский служил домашним учителем в помещичьем доме и по инициативе жены или дочери хозяина становился ее тайным любовником, а когда дело обнаруживалось, спасался бегством. На Чернышевского эти истории произвели большое впечатление, он был увлечен возможностями, открывающимися перед учителем, приглашенным к знатной ученице. Примерно месяц спустя Чернышевский попытался опробовать эту возможность: его пригласили давать уроки в частном доме нескольким барышням-дворянкам. Взволнованный открывшейся перспективой, он предался фантазиям, в которых переживал и радость будущей влюбленности, и радость интеллектуального влияния на молодых женщин, которых собирался развивать и просвещать (1:270—72). Но после двух пробных уроков, которые он провел в терзаниях по поводу своей неотесанности и неловкости, предложения продолжать занятия, к его огорчению, не последовало. Тогда он придумал еще один план того же характера — стать домашним секретарем одного важного чиновника. Эта должность открьша бы ему возможность получить доступ в общество, быть там принятым и приобрести светскую непринужденность: «Сближение с этим порядочным домом введет меня в круг порядочных людей, думаю я [...] приучусь быть как следует, держать себя как следует, стану через несколько времени говорить по-французски, по-немецки, одним словом — стану, как должно быть» (1:273). В то же время он радовался
возможности продемонстрировать обществу порядочных людей свой блестящий ум и превосходное образование: «Итак, рисуется светская жизнь, блистание некоторое умом, знаниями, языком острым, остроумием, некоторая перспектива приятного общества, приятного существа, с которым несколько раз в день видеться и говорить, некоторые виды на обеспечение будущности и т. д.» (1:273). Такой опыт, размышляет Чернышевский, может обеспечить ему будущее, не только дав социальное положение и материальную независимость, но, что важнее, позволив войти в женское общество и подготовиться к общению с прекрасным полом. Узнав, что у его потенциального нанимателя молодая жена, Чернышевский обдумывает открывающуюся перспективу: «Вот я и ожидаю, что миленькая, хорошенькая, умная и т. д., что я сближусь с нею, понравлюсь ей — т. е., само собою разумеется, не что-нибудь вроде любви и т. д., а, во-первых, буду иметь приятное общество, во-вторых, приучу держать себя как следует с женщинами, приучусь знать их и т. д. — о любви у меня в мыслях нет и помину» (1:273). Однако и этому плану не суждено было осуществиться. Чиновник, видимо, мыслил в терминах другого социального языка. Во время переговоров о месте Чернышевского часто заставляли ждать в передней, со слугами. Он утешал себя тем, что дело не в нем как в личности и что такое обращение спровоцировано внешними признаками бедности и низкого социального положения: «Ведь это не я, а моя одежда, и то, что пришел пешком» (1:267). Осуществление этих планов и желаний, не достижимых в реальности, являлось ему во сне: «Мне снилась долгая история о том, что я поступил в какое-то знатное семейство учителем сына (лет 7 или 8), и собственно потому, что мы с этою дамою любим друг друга — или собственно она любит меня и хочет этого, я тоже люблю ее, а до этого мы почти не знали с ней друг друга. Она белокурая, высокая, волоса даже весьма светлорусые, золотистые, такая прекрасная. Я у нее целовал 2—3 раза руку в радости, что она заставляет меня жить в их доме. Муж ее человек пожилой, глупый довольно, с брюхом, несколько надутый или собственно не то, что надутый, а так. Итак, я чувствовал себя весьма радостным от этой любви с нею, с наслаждением целовал ее руку (которая, кажется, была в перчатке и еще темного цвета). Собственно для нее уладил я с мужем, который не слишком-то тянулся за мной, но я сначала был разошедшись с ним, после сам завязал снова дело и сказал ему, что я-таки поселяюсь у них, потому что она так велела или желала, или просто сказала: живи у нас. Никакой мысли плотской не было (каким образом? это странно), решительно никакой плотской мысли, а только радость на душе, что она любит меня, что я любим» (1:300—301).
От этого сна, отмечает Чернышевский, у него осталось в душе чувство великой радости. Ситуация учителя или секретаря, человека простого звания, живущего в богатом доме и допущенного в общество благодаря покровительству знатной дамы — покровительству, питаемому нежной дружбой, которая ненароком перерастает в любовную связь, — была частью культурной традиции, отраженной и кодифицированной в европейском романе. Эта модель была связана с институцией литературного салона и социального восхождения и продвижения благодаря покровительству женщины, державшей салон. Салоны вводили элементы эгалитаризма в общество, осуществляли принцип признания, основанного на таланте, остроумии, уме и образовании, а не на происхождении или служебном положении. Распространяя революционные идеи и выдвигая независимых деятелей, салоны представляли угрозу для существующего общественного порядка.4 Во Франции покровительство светских женщин и парижские салоны сыграли большую роль в становлении карьеры Руссо; в России Николай I считал салоны ответственными за распространение декабристского движения.5 Строго говоря, ситуация в России 50—60-х годов отличалась от той, что была во Франции в XVIII веке. Разночинцы влились в высшее общество en masse, а не по одному, через салоны, и, в конечном счете, появление разночинцев привело к крушению социальной системы, основывавшейся на власти светского общества. Но на ранних этапах этого процесса, когда культурные модели и правила поведения, облегчавшие задачу вхождения в светское общество, еще находились в стадии становления, Чернышевский мог смотреть на Руссо как на собрата-разночинца. Ему легко было отождествить себя с Руссо, который также тяготился своей робостью и невоспитанностью и испытывал чувство сексуальной неполноценности. Многие ситуации, описанные в «Исповеди» и в «Новой Элоизе» и связанные с разными аспектами амплуа учителя (мадам де Варане велит своему молодому возлюбленному учиться фехтованию и танцам, чтобы ввести его в свет; Сен-Пре завязывает любовные отношения со своей знатной ученицей), как и многие другие литературные воплощения этой культурной модели, давали Чернышевскому весьма ценный материал для решения его собственных трудностей. Однако модель перестраивалась, чтобы служить потребностям другой социальной ситуации и другого индивида. В европейском романе имеется два варианта амплуа учителя. В «Новой Элоизе» социальное неравенство героя и героини является преградой, стоящей на пути их взаимной любви. В «Красном и черном» Стендаля молодой, даровитый простолюдин перешагивает через социальные барьеры, войдя в семью влиятельного человека в качестве (в одном случае) учителя его детей и (в другом) личного секретаря, причем восхождение героя по социальной лестнице облегча-
ется его обаянием и талантами любовника, что стяжает ему благосклонность хозяйки дома/дочери хозяина.6 Чернышевский перестроил эту схему: женщина для него не средство, помогающее подняться по социальной лестнице, но цель всего замысла. Для обаятельного Жюльена Сореля завоевать сердце светской женщины значило открыть для себя двери светского общества, тогда как для Чернышевского, напротив, вхождение в светское общество открывало доступ к сердцу женщины и к любви, не достижимой иным способом. Место учителя или секретаря в знатном доме давало возможность овладеть чуждыми, но необходимыми формами поведения, ассоциировавшимися с возможностями развития личности, в которых Чернышевскому было отказано как разночинцу. В модели Чернышевского аристократ— хозяин дома, муж или отец предмета любви, служит посредником между героем и женщиной: он принимает его в дом и представляет женщине.7 Однако присутствие хозяина и его исключительное положение относительно женщины освобождает молодого учителя от необходимости принять на себя полную ответственность за возникшие отношения. Так же, как в треугольнике Чернышевский — Лободовский — Надежда Егоровна, ситуация любовника-учителя— пример такой расстановки сил, при которой Чернышевский под благовидным предлогом мог уклониться от физической стороны любви. Скрещение литературного кода, предписывавшего любовную связь учителя и знатной дамы, с социальным кодом, запрещавшим такую связь и вознаграждавшим аскетическую сдержанность, создавало амбивалентную ситуацию, которая отвечала внутренней амбивалентности самого Чернышевского. Для Чернышевского и его современников некоторые компоненты модели учителя приобретали дополнительные значения. В 50-е и 60-е годы обучение женщины приобрело социальную значимость. Расширение умственных горизонтов женщины с целью ее освобождения легло в основу тактики русского феминизма и было распространенным занятием молодежи того времени. Один из современников вспоминал, что в конце 50-х годов «вся интеллигенция была охвачена эпидемией общего взаимного развивания». «Развивание» приводило к зарождению любви, реализация которой, однако, не была простым делом: «Романы иначе и не начинались тогда, как вдруг появлялся "он" и поражал "ее" обширностью знаний и начитанностью, глубиной идей и головокружительной новизною смелых взглядов [...] [Но в то время] молодые развиватели не только не дерзали еще увозить барышень из родительских усадеб на славный путь труда и борьбы, но не отваживались и на мало-мальски смелый шаг в любовном отношении, и большинство романов оканчивались таким же малодуши-
ем и отступлением в решительную минуту, каким отличались и Ру-дин, и герои "Аси", и Молотов».** Для интеллигента-разночинца быть учителем женщины значило открыть себе путь к развитию и воспитанию чувств. Но быть учителем женщины значило также исполнить свой общественный долг, служа общему делу. Таким образом, учитель способствовал возвышению женщины и одновременно возвышался сам благодаря женщине — был и благодетелем, и благодетельствуемым. Когда в 1852 году в Саратове Чернышевский впервые (ненадолго) увлекся женщиной, Екатериной Николаевной Кобылиной, он тотчас обратился к идее учителя: «Я решился в этот день высказать ей свою любовь и какие тут мысли вертелись у меня в голове! Она весьма хороша, но не образована. Я предложу ей давать уроки; конечно, без платы. И я буду иметь потом удовольствие думать, что она обязана мне кое-чем все-таки» (1:408). Но Кобылина не предоставила ему случая объясниться в любви, и проект не удался. Впоследствии Чернышевский реализовал его в своих сочинениях. Такая ситуация фигурирует в сибирском романе «Пролог», в главе «Дневник Левицкого». Прототипом Левицкого (эту фамилию носил один из соучеников Чернышевского по семинарии) послужил Добролюбов, и Чернышевский воспользовался дневником Добролюбова в своем романе. Между 1856 и 1861 годами Добролюбов играл примерно такую же роль в жизни Чернышевского, какую в более ранние годы играл Лободовский. Чернышевский видел в Добролюбове своего двойника, реализовавшего многие стремления, которые сам Чернышевский, по разным причинам, не мог осуществить. В своих «Материалах к биографии Н. А. Добролюбова» Чернышевский наделил Добролюбова теми свойствами характера, которые мечтал иметь сам, в том числе чувствительностью и сильными страстями, непринужденностью и свободой обращения, а также подлинным художественным даром. Но все это (утверждал Чернышевский) скрывалось под маской напускной холодности и апатии, да и сам Добролюбов не замечал в себе эти качества. Проницательные современники видели в Чернышевском и Добролюбове «товарищей по оружию», дополнявших друг друга до единого целого.9 Среди прочих своих свершений Добролюбов осуществил мечту Чернышевского получить доступ в дом аристократа: он стал домашним учителем и практически членом семьи богатого сановника, князя Александра Куракина. Более того, Добролюбова часто приглашали давать уроки русской словесности детям знатных петербургских семейств. Однако это не привело к любовным отношениям. Добролюбову, завсегдатаю публичных домов, больше везло с дамами полусвета. Левицкий в «Прологе» — двойник двойника, идеализированный образ Добролюбова, и в качестве такового ему надлежало полностью реализовать модель учителя.
Левицкий, поповский сын, бывший семинарист с университетским образованием, готовится к роли общественного деятеля и литературного критика. Он служит домашним учителем в семье чрезвычайно богатого и сановитого вельможи Илатонцева. Учитель приобретает огромное влияние в доме; хозяин спрашивает мнения учителя и по личным, и по государственным вопросам, дело доходит до того, что без помощи учителя он не может уладить ни материальные проблемы, ни личные отношения. Дочь Илатонцева, девушка ослепительной красоты, влюбляется в учителя, что наводит старшего друга Левицкого Волгина (alter ego Чернышевского) на мысль о браке между молодым разночинцем и знатной барышней. Ситуация повторяется и на другом уровне. В то время как учителя преследует своей любовью дочь хозяина, сам он влюбляется в ее горничную Мери, которая занимается самообразованием и собирается стать учительницей. Молодой разночинец, в соответствии с моральным кодексом новых людей, великодушно предлагает давать ей уроки по разным предметам. В соответствии с другой культурной моделью, уроки приводят к любви. Но в Мери влюблен Илатонцев. Это сюжетное переплетение порождает сложную структуру, в которую входят разные компоненты модели учителя. В конце концов, отношения между четырьмя персонажами выстраиваются таким образом, что все они живут одной большой семьей. В «Что делать?» ситуация учителя использована, чтобы свести героя и героиню. Лопухов, учитель младшего брата Веры Павловны, через своего ученика завязывает с ней знакомство. Он берется просвещать ее — развивает ее ум, руководя ее чтением. Чернышевский пытался осуществить эту модель и в собственном браке. Он был учителем младшего брата Ольги Сократовны, Венедикта. Ухаживая за ней, он пользовался своим положением учителя, чтобы передавать ей записки и оказывать мелкие услуги. Чернышевский стремился и к тому, чтобы развивать свою возлюбленную и наставлять ее в разных областях знания: «Я буду ее учитель, я буду излагать ей свои понятия, я буду преподавать ей энциклопедию цивилизации» (1:535). Он добросовестно записывает в дневнике, что в ответ на эти слова Ольга Сократовна залилась смехом, но его это не обескуражило. В далекой перспективе он надеялся воспитать из Ольги Сократовны мадам де Сталь — женщину, которая будет царить в русской литературе: «Нужно только развить этот ум, этот такт серьезными учеными беседами, и тогда посмотрим, не должен ли я буду сказать, что у меня жена Mme Stael!» (1:475—76). Любопытно, что русский феминизм 50—60-х годов, по крайней мере в лице его страстного пропагандиста Чернышевского, воскресил феминизм французского литературного салона XVIII—XIX веков. По всей видимости, для Чернышевского литературный салон служил моделью такого социального устройства, при котором муж-
чина и женщина пользуются равноправием, однако женщине принадлежит первенствующее место. В ситуации салона именно к женщине, наделенной особым литературным чутьем, как принято было считать, обращались за вдохновением и покровительством писатели.10 По мысли Чернышевского, угнетенную русскую мещанку следовало реабилитировать, возвысив до положения хозяйки европейского литературного салона. Он придавал большое значение роли женщины в становлении русской литературы. До конца жизни Чернышевский сохранял веру в замечательный литературный дар Ольги Сократовны и жалел, что она не писала романов. Но и без них, как он писал жене в одном из сибирских писем, в русской литературе она великая сила: «Вот каково было твое влияние на русскую литературу, моя милая подруга: половиной деятельности Некрасова, почти всею деятельности Добролюбова и всей моей деятельности русское общество обязано тебе» (15:701). За вторую половину сделанного Некрасовым русская культура, по-видимому, обязана его многолетней любовнице Авдотье Панаевой, жене его друга и соиздателя Ивана Панаева. В письме к Панаевой Чернышевский утверждал: «Развитию честных понятий в русской публике (...) так много содействовало ваше влияние на русскую литературу» (15:575). В революционные 60-е годы, когда все, начиная от идей и кончая манерами, подверглось пересмотру, прежние культурные стереотипы и понятия, на первый взгляд, несовместимые с требованиями нового времени, оказались поразительно живучими и полезными— если были соответствующим образом перестроены и переосмыслены.11 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |