АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАТЕХИЗИС РУССКОГО АТЕИЗМА

Читайте также:
  1. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  2. VI. Философия русского космизма.
  3. АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
  4. Архитектура Русского царства (XVI в.)
  5. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  6. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  7. Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  8. Белорусская экономическая модель как составляющая идеологии белорусского государства.
  9. Белорусская экономическая модель, как компонент идеологии белорусского государства
  10. Белорусского государства.
  11. Белорусского государства.
  12. Билет 7. Возникновение русского романтизма.

Наставляя верующих о назначении человека, катехизис учит, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему, дав ему ра­зум, свободную волю и бессмертную душу. Грех есть фактор свобо­ды человеческой воли. Моральная природа человека определяется личной ответственностью каждого за его грехи и основывается на вере в бессмертие души и надежду на спасение. В земной жизни че­ловек должен совершенствовать свою природу, чтобы в будущей жизни наследовать Царствие Небесное и жизнь вечную. Как я наме­рена показать, этическая система, изложенная в романе «Что де­лать?» и других сочинениях Чернышевского (в частности, в статье «Антропологический принцип в философии»), выводится из систе­матического и логического пересмотра основных положений право­славного катехизиса.

Исходный пункт — это отказ от личного бессмертия, подсказан­ный фейербаховской идеей о том, что надежда на вечную жизнь не­совместима с борьбой за улучшение земной жизни человека. В 1849 году Чернышевский записал в дневнике: «В бессмертие личное сно­ва трудно сказать, верю ли, — скорее нет, а скорее, как Гегель, верю в слияние моего "я" с абсолютною субстанциею, из которой оно вы­шло, сознание тождества "я" моего и ее останется более или менее ясно, смотря по достоинству моего "я"» (1:297). Историк Николай Костомаров, который виделся с Чернышевским в 1851 году в Сара­тове, описывал его как законченного фейербаховца, который про­возглашал: «Бессмертие души есть вредная мечта, удерживающая человека от прямого пути главнейшей цели жизни — улучшения собственного быта на земле».16

Отказавшись от личного бессмертия, но оставаясь в границах христианского понимания жизни, Чернышевский логически подо­шел к отрицанию свободы воли (этой «нелепости», как написал он в юношеском дневнике). Из исходной триады — разум, свободная во­ля и бессмертие души — сохранился только разум, который стал единственным ключом к истине. Понятие свободной воли смени­лось рационалистическим понятием детерминизма (который берет начало в утилитаризме Милля и Бентама). Личный выбор и харак­тер действия определяются суммой обстоятельств, не подвластных воле человека, и управляются фундаментальным принципом поль­зы. В то же время, сосредоточение на самом человеке — а именно он находится в центре всей системы — превращает эгоизм в основной принцип жизни. Согласно Чернышевскому, между утилитаризмом и эгоизмом нет противоречия, и эгоизм также вполне совместим с принципами христианской морали. Утилитаристский расчет фак­торов страдания и удовольствия гарантирует хорошие поступки, ибо все, что хорошо, доставляет удовольствие и полезно, тогда как

 

все дурное— неприятно и вредно. Поскольку измерение уровня пользы и математически точное исчисление факторов страдания и удовольствия являются основой добродетельного поведения, этика становится точной наукой, сопоставимой с математикой.

Крайнее ограничение волеизъявления приводит Чернышевского к логическому ограничению личной ответственности (замещаемой ответственностью общества за счастье огромного большинства граждан) и, более того, — к упразднению греха. Упразднение гре­ха — аксиоматическое положение французских христианских соци­алистов — в системе Чернышевского выводится из длинной цепи логических рассуждений. Для утилитаризма нет «греха», а есть «просчет», математическая ошибка. Отрицание греха, естественным образом, ведет к пересмотру христианского догмата о добре и зле. В учении христианских социалистов, человек — эманация и зеркаль­ное отражение Бога — добр по своей природе, но в системе Черны­шевского человек по своей природе ни добр, ни зол. Добро и зло контекстуально обусловлены; они определяются внешними факто­рами: «при известных обстоятельствах человек становится добр, при других — зол» («Антропологический принцип в философии», 7:264). Таким образом, детерминизм человеческого поведения и от­рицание свободы воли ведет к утверждению свободной трансмута­ции (обращаемости) добра и зла.

Отрицание греха ведет также к пересмотру идеи спасения и за­гробной жизни. Если нет греха, человеку предопределен свободный вход в Царствие Небесное. Но коль скоро грех упразднен, искупле­ние грехов через страдание и смерть, по примеру Христа, становит­ся абсолютно излишним и даже вредным. («В страдании человек от­рицает реальность мира», утверждал Фейербах). Понятие жертвы также становится абсурдным. «Это фальшивое понятие: жертва — сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь» (98), — рассуждает Лопухов, отказываясь от медицинской карьеры, чтобы избавить Ве­ру Павловну от еще двух месяцев мучений в доме матери. (Пароди- " руя принцип рационализма, Достоевский вкладывает в уста Лужи­ну, эпигону новых людей, слова: «Наука же говорит: возлюби, преж­де всего, одного себя»)17. Логический вывод из всей этой цепи рас­суждений таков: безгрешный человек примиряется с Богом и, по Фейербаху, отождествляется с Богом. Назначение человека состоит в том, чтобы создать небесную гармонию в земной жизни. Цель и назначение человека — создание Царствия Небесного на земле.

Вопрос о бессмертии души, служивший исходным пунктом все­го построения, являлся камнем преткновения для нескольких поко­лений русских мыслителей. Различие взглядов на этот вопрос при­вело к разрыву между романтиками и реалистами 40-х годов. В «Былом и думах» (глава 32, «Теоретический разрыв») Герцен опи­сывает «исторический момент» в истории русской мысли: спор о

 

бессмертии души между Герценом и Огаревым, с одной стороны, и Грановским, с другой, происшедший летом 1846 года.

Развитие науки, утверждал Герцен, «обязывает нас к принятию кой-каких истин», таких, как нераздельность причины и следствия, духа и материи (и отсюда — тела и души). Но если принять «холод­ную мысль» о единстве тела и души, возражает Грановский, с ней исчезает бессмертие души: «Личное бессмертие мне необходимо», — заявил он, отметая, таким образом, научные «истины» как малообя­зательные. Вследствие таких теоретических разногласий, в «стене дружеской храмины» образовалась неустранимая трещина («какие же могли быть уступки на этом поле?» — вопрошает Герцен). Гра­новский публично утвердил себя приверженцем не только веры, но и романтизма; Герцен и Огарев (и вместе с ними некогда страст­ный романтик Белинский) — приверженцами реализма, то есть ле-вогегельянских «убеждений сердца» и соответствующих (социали­стических) социально-политических взглядов18.

Анализ доктрины Чернышевского проясняет и смысл знамени­того аргумента Достоевского, направленного против русского атеиз­ма. Тот же ход мысли (аргумент «если... то», в котором бессмертие души берется за исходный пункт) скрывается за известным пара­доксом Ивана Карамазова — героя, взгляды которого не только тес­но связаны с христианским социализмом, но и имеют своим непос­редственным источником сочинения Герцена и Белинского!9: если нет бессмертия души, то все дозволено. Отрицание бессмертия ду­ши ради социальной утопии приводит Ивана к утверждению закон­ности эгоизма и даже преступления — неизбежному и рационально­му выводу из исходной посылки20.

Достоевский оперировал теми же понятиями, что и Чернышев­ский, переставляя — как бы в порядке эксперимента — константы катехизиса (бессмертие души, свобода воли, разум, грех), однако он устанавливает иные причинно-следственные связи. Отказ от бес­смертия прежде всего привел Достоевского к переосмыслению гра­ниц человеческой воли, но, начав с той же исходной посылки, что и Чернышевский, и пройдя по тому же пути доказательств, он, тем не менее, приходит к другому выводу. В то время как Чернышевский останавливается на детерминизме человеческой воли, Достоевский кончает безграничным волеизъявлением, или своеволием. Герои «Бесов» (Ставрогин и Кириллов) проявляют это качество. Согласно Достоевскому, логические последствия отказа от идеи бессмертия — это пагубная гипертрофия человеческой воли, грех, бунт (в том чис­ле и политический («русский бунт начинается с атеизма») и смерть. (Кириллов, вследствие экспансии личной воли, не ограниченной верой, приходит к идее самоубийства.) Таким образом, логическое

 

следствие отрицания идеи бессмертия души — это не земной рай, а самоуничтожение.

Я полагаю, что Достоевский пытался опровергнуть Чернышев­ского не только тем, что утверждал несостоятельность его исходной посылки и окончательного вывода; он стремился указать на пороч­ность самого рассуждения: логического разворачивания причин и следствий. По мнению Достоевского, рациональный, дедуктивный, «научный» подход не применим к вопросам личной веры: «если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы со­гласились лучше остаться с Христом, нежели с истиной»21.

Спор Достоевского с Чернышевским имеет особую эмоциональ­ную остроту, поскольку для Достоевского взгляды Чернышевского были логическим завершением его собственных взглядов, которых он придерживался в 40-е годы (годы участия в кружке Петрашев-ского), в то время, когда состоялся теоретический разговор о бес­смертии души между Герценом и Грановским. К 70-м годам Досто­евский, как известно, встал на сторону Грановского — причинно-следственные связи и законы науки оказались для него не обяза­тельны, а личное бессмертие необходимо. (Возможно, здесь имеется и прямая связь: в конце 70-х «Былое и думы» были хорошо извест­ны.)

В заключение добавлю, что знаменитый спор между Достоев­ским и Чернышевским об атеизме был продолжением конфронта­ции между романтизмом и реализмом. Знаменательно, что Досто­евский отрицал аргументы Чернышевского не как романтик, подо­бно Грановскому в споре с Герценом, но как «истинный реалист» (а вот в Иване Карамазове, позитивисте, дьявол Достоевского находит «романтическую струйку, столь осмеянную еще Белинским»; сам дьявол проявляет тягу к «земному реализму»)22.

Возражения Достоевского исходили не только из этических и эпистемологических, но и из психологических посылок. Согласно Достоевскому, рационалистические идеалы Чернышевского проти­воречили психологической реальности. Суть своего реализма он ви­дел в том, что изображал «все глубины человеческой души», в том числе темные бездны человеческой иррациональности. Противопо­ставляя себя приверженцам реализма из числа радикалов 1860-х годов, Достоевский утверждал: «Мой идеализм реальнее ихнего [ре­ализма]»23. Таким образом, различия в религиозных взглядах двух главных идеологов эпохи проистекали из различия в понимании исходного понятия — реальность.

Хотя система Чернышевского, реконструированная выше, от­талкивается от отрицания бессмертия души, это, в строгом смысле слова, не атеистическая система. «То, что сегодня атеизм, завтра бу­дет религией», — утверждал Фейербах24. Верно, что в системе Чер­нышевского, как и в фейербаховской, Бог как высшее существо иг-

 

рает весьма ограниченную роль. Но на место Бога фейербаховская антропология (или антропотеизм) поставила человека; сводя Бога к человеку, Фейербах, по его собственным словам, «вознес человека до Бога»25. Логическим следствием этой революции в отношениях Бо­га и человека, было обращение сферы сакрального и профанного. Десакрализация сакрального, вызванная позитивистским пере­смотром христианства, имела своим следствием сакрализацию по­вседневной жизни обычных людей, особенно тех, кто принимал ак­тивное участие в революционной борьбе, чувствуя себя апостолами новой веры.

В России этот процесс принял крайние формы в силу дополни­тельного обстоятельства: интеллигенты-радикалы и революционе­ры 60-х годов часто происходили из духовного звания и воспитыва­лись в духовных семинариях. С их приходом на культурную сцену, русская интеллектуальная жизнь прониклась духом сакрального26. Христианский символизм пропитывал повседневную жизнь моло­дых радикалов, и прочтение современных событий в терминах свя­щенной истории (что происходит в русской культуре начиная со средних веков) сделалось характерным для эпохи позитивизма.

Атмосфера религиозной истовости окружала все, что было свя­зано с новым миром социалистических устремлений, начиная с са­мого атеизма. По словам одного из современников, «атеизм превра­тился в религию своего рода, и ревнители этой новой веры разбре­лись подобно проповедникам по всем путям и дорогам, разыскивая везде душу живу, чтобы спасти ее от христианския скверны»27. Бо­лее того, как религия, не получившая официального одобрения и подвергавшаяся гонениям со стороны правительства, атеизм при­нимал форму жертвенного рвения, напоминавшего о протопопе Ав­вакуме и раскольниках. Один радикал 60-х годов заметил: «Каждый из нас охотно пошел бы на эшафот и сложил свою голову за Моле-шотта и Дарвина»28.

Представление об атеизме как о «господствующей религии обра­зованных классов» стало общим местом29. Достоевский вложил сле­дующие слова в уста героя «Идиота», князя Мышкина: «Наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль»30. В «Бе­сах» есть упоминание об офицере, «заразившемся атеизмом, кото­рый, выбросив из дому иконы, [...] разложил на подставках в виде трех налоев сочинения Фохта, Молешотта и Бюхнера, и перед каж­дый налоем зажигал восковые церковные свечки»31. Однако несмот­ря на эту издевку Достоевский, по-видимому, чувствовал, что рус­ский атеизм тесно связан с православием. «Атеизм самый полный ближе всех, может быть, к вере стоит», — писал он в заметках к «Бе­сам»32.

Ореол святости, окружавший радикалов-шестидесятников, мо-

 

жет быть проиллюстрирован на примере репутации самого Черны­шевского. Ограничусь двумя примерами: член революционной тер­рористической организации 60-х годов Николай Ишутин утверж­дал, что знает лишь трех великих людей: Иисуса Христа, апостола Павла и Чернышевского33. Священник в Саратове, видимо, думав­ший в тех же терминах, но в другой системе ценностей, сравнил Чернышевского с теми бесами, что принимают облик ангелов или Христа34.

Правительство способствовало канонизации Чернышевского, прибегнув к исключительно жестоким репрессивным мерам и со­здав вокруг него ореол мученика, как определил это один из совре­менников и идейных противников Чернышевского35. Одна из этих мер, церемония «гражданской казни», которой Чернышевский был подвергнут после приговора, имела отчетливый символический смысл. 12 мая 1864 года, среди рыдающей и глумящейся толпы, Чернышевский был привязан к столбу, посреди городской площа­ди, с дощечкой на груди «государственный преступник»36. Герцен в своем «Колоколе» назвал этот столб «товарищем Христа»37. Это ква­зираспятие вдохновило Некрасова:

Его еще покамест не распяли, Но час придет — он будет на кресте, Его послал Бог гнева и печали Царям земным напомнить о Христе. «Пророк» (1874)

Для многих эта сцена была распятием «русского демократиче­ского Христа». Неудивительно, что когда Чернышевский умер, его сын Михаил был потрясен сходством тела покойного отца с изобра­жениями снятия с креста, а набожная вдова Чернышевского, всегда бывшая человеком религиозным, сообщала о «посмертных чуде­сах»38.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)