АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие, принципы демократии. Сущность демократического режима

Читайте также:
  1. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  2. I. Структурные принципы
  3. II. Принципы процесса
  4. II. Принципы средневековой философии.
  5. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
  6. II.4. Принципы монархического строя
  7. III. Принципы конечного результата
  8. III. Принципы конечного результата.
  9. VI. Биоэнергетические принципы аналитической терапии
  10. Автонастройка режима
  11. Авторское право: понятие, объекты и субъекты
  12. Аграрная модернизация в начале ХХ в.: предпосылки, сущность, итоги.

 

Термин «демократия» происходит от греческого demos – «народ» и kratos – «власть», что означает народовластие. Это слово было впервые употреблено античным мыслителем Аристотелем в труде «Политика». В политологическом словаре демократия определяется как власть народа, народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества.

Местом рождения демократии является город-государство Афины, V век до н.э. (Перикловы Афины). Центральным политическим институтом в Афинах этого периода было собрание, привлекавшее обычно 5-6 тысяч участников и открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы, иностранцы исключались). Собрание простым большинством голосов могло решать любые внутренние проблемы без всяких ограничений. Суды проводились присяжными в составе 501 гражданина, также большинством голосов решавших, виновен человек или нет.

Лидеры Собрания не избирались, а тянули жребий, поскольку афиняне считали, что любой гражданин способен занимать государственную должность. Отсутствовали такие исполнительные институты как президент, правительство. Ответственность за принятие решений ложилась на плечи граждан – членов Собрания.

Несмотря на наличие врагов и внутренние слабости, афинская демократия просуществовала 200 лет.

Первоначально, с момента возникновения, демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия была признана «худшей формой» правления. Ибо низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным «народовластием», вследствие чего режимы демократии были недолговечны и переходили в охлократию (власть толпы); а те, в свою очередь, порождали тиранию. Глядя на это, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к первой. Такая оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия воспринималась негативно ибыла вытеснена из политического обихода.

В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни помимо Афинской демократии в Древней Греции. Это и республиканский Рим, и городские демократии средних веков, в том числе Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.д.

Демократия проходит свой исторический путь через ряд определенных этапов, которые зафиксированы соответствующими теориями. В различные исторические эпохи в понятие «демократия» вкладывался различный смысл.

По Платону, демократия — это власть завистливых бедняков. Аристотель рассматривал ее как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно данного большинства. Это худшая форма правления, так как рано или поздно из-за низкой культуры людей превращается в охлократию, т. е. власть толпы.

Со времен Великой французской революции демократия рассматривается как общественное устройство, отвергающее монархию и элитарность. С тех пор возникла масса теорий демократического устройства общества. В XVIII-XIX вв. демократия рассматривалась как режим, гарантирующий совокупность социальных и политических прав и свобод: участие в принятии важных политических решений; права собраний, союзов; свободы совести, мнений, передвижения, переписки. Этот режим означал гарантирование естественных прав человека на жизнь, безопасность, жилище, труд и т. п. Важнейшими условиями демократии стали формирующиеся гражданское общество и правовое государство.

Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в ХУШ в. Это объясняется тем, что идеальная модель демократии как повседневного и непосредственного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях, подобных национальным государствам (а не маленьким городам-полисам), практически невозможна. Первоначальный смысл демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям жизни. На процесс трансформации оказывали влияние культура конкретного общества, политические и исторические традиции, демократический опыт. Первоначальный смысл демократии как народовластия существенно расходился с многообразием практических форм ее реализации, что и привносило известную путаницу в понимание данного термина.

Различия в интерпретации демократии, как и различия в механизмах ее реализации в конкретных обществах, обусловлены отсутствием единства методологических принципов ее анализа. В первом случае, с точки зрения нормативного подхода, формируется идеальная модель демократического правления, соответствующая ментальности населения, его представлениям о справедливом правлении. Однако реальные условия приспосабливают идеальную модель демократического правления к запросам практики. Во втором случае, с позиций эмпирически-описательного подхода, демократия оказывается совокупностью принципов, процедур и политических структур, которые обнаружили свою эффективность в реализации общественных и индивидуальных потребностей и целей.

В современной политической науке существуют различные подходы к пониманию и анализу демократии.

Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д.

Как отмечает отечественный политолог Р.Т.Мухаев, демократия интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть.; в-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Таким образом, демократия как идеал и демократия как набор институтов и процедур принятия решений не совпадают.

Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются:

§ народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им;

§ свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок;

§ политический плюрализм;

§ гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам;

§ контроль представительных институтов за работой правительства;

§ устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

В то же время сторонники разных концепций единодушны в выделении общих принципов демократии:

принцип народного суверенитета, согласно которомуединственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ, он выбирает своих представителей и может периодически их сменять, а также имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей;

участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной).Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях крупных социальных систем и сложности принимаемых решений;

 

конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом;

наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство;

принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них;

принцип большинства, в соответствии с которым меньшинство подчиняется большинству при принятии и выполнении решений, но при этом меньшинство имеет право на оппозицию. Позиция меньшинства не может игнорироваться властью.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Демократический политический режим характеризуется следующими чертами:

1. Источником власти является народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Если избранные депутаты допускают ошибки и теряют политический авторитет, то на следующих выборах граждане могут выдвинуть другого представителя в органы власти.

2. Народ имеет право влиять на выработку политических решений. Это влияние проявляется в форме поддержки или критики власти в СМИ, в массовых выступлениях или лоббистской деятельности, в участии в предвыборных кампаниях. Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией.

3. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами. 4.Принцип разделения властей действует фактически. Это означает, что законодательная, исполнительная и судебная ветви власти реально независимы и уравновешивают друг друга. Высший законодательный орган страны – парламент – наделён исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть – президент, правительство – обладают лишь законодательной инициативой. Высшая судебная власть определяет соответствие издаваемых законов конституции государства.

5. Политический плюрализм является неотъемлемой чертой данного режима. Он предполагает возможность образования двух- или многопартийной системы, соревновательность политических партий в их влиянии на массы, существование на законных основаниях политической оппозиции.

6. Права и свободы граждан гарантируются государством.

7. Взаимоотношения общества и власти строятся по принципу: «Разрешено все, что не запрещено законом».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)