|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическое лидерство в современной России
Проблема политического лидерства для современного российского общества, осуществляющего переход к демократии, представляет большой интерес. В переходных обществах, к которым относится и современная Россия, политические лидеры обретают особый смысл как факторы стабильности, интеграции различных групп интересов, выступают инициаторами необходимых преобразований. В этих условиях лидеры персонально олицетворяют политический курс, поскольку, как правило, именно они формируют стратегию развития общества, определяют средства её реализации. Однако особенность политического лидерства в современной России заключается в том, что в условиях формирующейся демократии проявляются прежние политические традиции лидерства, и в первую очередь в массовом сознании сохраняются устойчивые представления о лидере, о чертах, которыми он должен обладать. Опираясь на классификацию М. Вебера, можно утверждать, что история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. Традиционное лидерство (власть монарха) было основано на передаче власти по наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться. Традиционное господство в России имело форму абсолютной монархии, в которой воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами. Советский период породил особую разновидность лидерства – вождизм. Харизматический вождь, к числу которых можно отнести В.И. Ленина и И. В. Сталина, является наиболее точным синонимом термина «лидер». Такая разновидность лидерства широко распространилась в России с возникновением и развитием революционного движения. Власть харизматического вождя опиралась не только на его собственный авторитет, но и на монопольно правящую партию, разветвленные структуры насилия и идеологическую обработку масс. И все-таки самым существенным элементом власти таких вождей была харизма, в основе которой находился политический миф об их исключительности, который поддерживался в массовом сознании. Одновременно харизма вождя опиралась на «единую коллективную волю народа», которую он представлял. На этом основывалось отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского общества, разновидностью своеобразной политической религии. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. культ вождя в Советском Союзе переживал острый кризис, поскольку задача создания и поддержания мифов об исключительности Л.И. Брежнева и К.У. Черненко оказалась практически неосуществимой. Что касается М.С. Горбачева, то на первом этапе совей деятельности он несомненно обладал харизмой. Это объясняется тем, что поначалу Горбачев формировал образ мудрого политика, опираясь на тезис «верности социалистическому выбору» и идею «очищения социализма» от разного рода извращений. В то же время, почти с первых дней своего правления М.С. Горбачев начал создавать новый облик лидера опирающегося на интеллектуальную элиту. В конце 1980-хх гг., в результате «перестройки» произошло разрушение коммунистических идеалов и мифов, что вызвало в массовом сознании потребность в новых ценностях, в том числе и о политическом лидере страны. Однако формирование нового облика лидера страны – современного, аристократичного, духовно раскованного, который надеялся предложить народу М.С. Горбачев на втором этапе своей деятельности, явно отставало от процессов, инициированных им самим. С распадом советской системы и СССР, вызвавшим острое ощущение дискомфорта у большинства населения страны, этот новый облик вождя совсем утратил свою привлекательность, поскольку произошло рассогласование между имиджем М.С. Горбачева и ожиданиями, надеждами, требованиями населения к нему, как к главной фигуре в политической элите страны. Это произошло, прежде всего, потому, что массовое сознание большей части населения страны в основном уже перешло от коммунистических идеалов к либеральным ценностям. На смену М.С. Горбачеву выступил новый лидер популистского типа Б.Н. Ельцин. В конце 1980-хх – начале 1990-хх гг., на первом этапе его политической карьеры, народ воспринимал его как борца против коррупции и привилегий чиновников, выражавшего реальные нужды широких народных масс, которые активно втягивались тогда в политическую жизнь. Лидерство Б.Н. Ельцина в тот период основывалось на его харизме, в качестве выразителя интересов простого народа. Его приход к власти в качестве президента России потребовал поиска новых идей, созвучных настроениям масс. Сохраняя многое из прежних методов политического руководства, Б.Н. Ельцин обратился к традиционным ценностям российского национального самосознания – справедливости, честности, национальному суверенитету, государственному интересу. На этой идеологической основе складывался образ лидера новой политической элиты, важной политической фигуры, высочайшей ответственности и мудрости. Как и при М.С. Горбачеве, творцом и носителем популистского мифа выступила интеллигенция. Именно она – автор и главный пропагандист нового мифа о целостности, сплоченности российского общества, где нет места конфликту интересов. Олицетворением этого единства, по её замыслу, вновь должен был стать Б.Н. Ельцин. Однако российское общество перестало быть единым, социально и политически однородным; оно раскололось по многим показателям: уровню жизни и доходов, отношению к собственности и т.д. В этих условиях потребовалась замена очередного мифа, поскольку доверие к прежнему облику российского политического лидера оказалось в известной мере подорвано. Этому в немалой мере способствовало несоответствие предлагавшихся от его лица существующими институтами власти проектов и программ реальной обстановке. Роль Б.Н. Ельцина в разрушении тоталитарной системы была достаточно большой, однако его созидательный потенциал оказался слишком мал. Это особенно ярко проявилось к концу 1990-хх гг., в этих условиях Б.Н. Ельцин досрочно сложил президентские полномочия. Назначив своим приемником В.В. Путина, который хорошо понимал пагубность следования ельцинскому принципу: «Свобода для сильных – нищета для большинства». Ему было необходимо создать социальную опору своей власти в широких слоях российского общества, а для этого необходимы прорывы в социально-экономической политике, реальное повышение уровня жизни. Осуществить это возможно только при поддержке широких слоев российского общества. В заключении можно сделать следующие выводы. Итак, прошедшие в 1990-е гг. XX в. и начале XXI в. парламентские и президентские выборы в России позволили выявить некоторые тенденции политического лидерства. 1. Политический рынок (рынок новых лидеров и идей) оказался достаточно скудным. Новых политических лидеров за прошедшие годы практически не прибавилось. Об этом свидетельствуют тенденции возврата во власть многих политиков, которые относятся к номенклатурной элите. 2. Время лидеров-теоретиков, как и лидеров-романтиков, выдвигавших интересные, но, как оказалось, трудно осуществимые проекты, практически закончилось. Однако ограниченно востребованными оказались и лидеры-прагматики, чрезмерно акцентирующие внимание на стремлении к достижению личного успеха и материального благосостояния. 3. Социально-экономический кризис 90-хх гг. породил в общественном сознании понимание необходимости выхода на политическую сцену нового поколения лидеров-радикалов, сторонников решительных мер, рассчитанных на немедленный результат. 4. Несмотря на существенные изменения в политической жизни, в стране оказался по существу прежний тип лидерства, то есть традиция авторитарного, вождистского типа лидерства сохраняется. А вождизм, как известно, основан на харизме и личной преданности персоне, олицетворяющей верховную власть. Переход к рационально-легальному типу лидерства, опирающегося на легитимные регуляторы, осложняется рядом причин, прежде всего типом российского национального самосознания, в котором власть вождя-царя занимает особое место в организации жизни общества. Избирательные предпочтения и стереотипы остаются слишком консервативны. В массовом сознании российского населения сохраняется отношение к лидеру как к некоей мистической фигуре, чем как к целеустремленному преобразователю. Изменение харизматических представлений о лидерстве возможно лишь с выходом на политическую сцену новой генерации политических лидеров, которые должны приходить специальную подготовку и отбор, а политическая деятельность должна стать их профессией. Им придется действовать в рамках определенных демократических норм и процедур принятия политических решений, взаимодействия различных видов власти. Лидеры новой генерации должны не только предложить обществу мечту, проект будущего, желаемого большинством граждан, но и убедить их в том, что пути продвижения вперед известны.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |