АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории политического лидерства

Читайте также:
  1. I. МЕХАНИКА И ЭЛЕМЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
  2. XII. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
  3. Активность личности, психоаналитические теории личности
  4. Антропологические теории мифа
  5. Антропологические теории ритуала
  6. Билет 2. Теории исторического развития
  7. Билет № 35 Проблема познания в философии. Основные направления в теории познания.
  8. Биография Ч. Дарвина. Основные его труды. Оценка теории Ч. Дарвина, ее значение.
  9. Биологизаторские теории
  10. В основе руководства и лидерства лежат влияние и власть.
  11. Введение. Немного теории
  12. Виды политического сознания

Прежде чем непосредственно перейти к изучению темы необходимо раскрыть и дать определение такому понятию, как «политическое лидерство».

Понятия «лидер», «лидерство» стало употребляться в русском языке с конца 1940-хх гг. Впервые они были введены в Словарь русского языка С.И. Ожегова (первое издание вышло в 1949 г.) и Словарь иностранных слов, первое издание которого вышло примерно в то же время.

В словаре Ожегова понятие лидерства определяется следующим образом: «Глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе». Другое определение этого понятия гласит, что лидер это «тот, кто способен вести за собой других». Главным признаком лидерства считается первенство, главенствующее положение в чем-либо. В целом можно сказать, что лидер это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулирующая взаимоотношения в группе.

Лидерство возникло в результате реализации потребности людей в организации своей деятельности. Сложилось лидерство, как политическое и социальное явление исторически ещё в первобытном обществе, в качестве главного механизма объединения групповой деятельности. Отдельные индивиды или группы людей стали играть роли лидеров с целью организации и направления работы всего коллектива для выполнения каких-либо необходимых для него действий. Одновременно члены коллективы принимали и поддерживали действия своих лидеров.

В процессе исторического развития в обществе стали выдвигаться политические лидеры. Политический лидер представляет собой ведущее лицо политического процесса, главными его функциями является объединение и сплочение общественных сил. Кроме этого, он задает основные направления деятельности государственным и политическим институтам, политическим движениям и определяет курс дальнейшего развития страны. От политического лидера зависит, пойдет ли она по пути дальнейших экономических и политических преобразований, или консервирует существующие отношения, эволюционирует ли она в своем развитии или вступит в полосу стагнации и застоя.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что политический лидер осуществляет следующие основные функции: 1) определение целей; 2) обеспечение ведомых средствами достижения этих целей; 3) помощь ведомым в их действиях и взаимных отношениях; 4) сохранение целостности группы. Иными словами лидер планирует, координирует и контролирует деятельность других людей.

Политическое лидерство отражает политические отношения между субъектом и объектом политики, суть которых – в сознательном и добровольном подчинении всех, идущих за лидером. Он сплачивает общество и обеспечивает солидарные действия между его отдельными индивидами. Таким образом, лидерство это необходимая часть политической и общественной жизни, связанная с осуществлением властных функций.

Главным признаком лидерства, в том числе и политического, является способность одного индивида (или нескольких индивидов), находящегося в центре общества, заставлять других делать какие либо позитивные или негативные действия даже в том случае если они этого не хотят. Такая способность определяется термином «власть». С помощью своей власти лидер сплачивает граждан в совместных усилиях, причем на достаточно длительное время, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.

Необходимо отметить, что в политическом лидерстве различаются два аспекта: формально-должностной статус, связанный с занятием какой-либо должности и «реальное» лидерство, не связанное с занятием какой-либо высокой позиции в группе или обществе. Данное различие имеет большое значение для политической сферы, поскольку помогает провести разграничительную линию между положением и поведением. Одни лидеры могут и не иметь высоких государственных и политических должностей, могут даже оставаться не известными широким слоям общества, другие могут занимать высокие должности, но в то же время не являться политическими лидерами. Например, английская королева не является политическим лидером страны, то же самое относится и к президенту ФРГ. В то же время в СССР политическим лидером с конца 1920-хх гг. являлся Генеральный Секретарь ЦК КПСС, которому подчинялись председатель Верховного Совета СССР и председатель Совета Министров (глава правительства).

Формальное положение в обществе и реальное лидерство, два понятия, которые частично перекрывают друг друга, но не всегда совпадают полностью. В то же время оба этих типа лидерства тесно взаимодействуют между собой, поскольку лидером можно стать только достигнув определенного положения в обществе. Наибольшая политическая стабильность наблюдается тогда, когда формальное и неформальное лидерство совпадают в одном лице.

Таким образом, политический лидер – это глава, формальный или неформальный руководитель государства, политической партии или группы, общественно-политической организации или движения. Это ведущее лицо политического процесса, осуществляющее объединение и сплочение политических сил, задающее направление деятельности государственным и общественно-политическим институтам, политическим движениям. Лидер во многом определяет направление развития политического курса и всего общества в целом. Политический лидер, это, прежде всего сильная личность, имеющая твердые принципы, убеждения и разработанную концепцию развития страны. Он способен отстаивать свои идеи и убеждения в открытой политической борьбе.

Несмотря на то, что термин «лидер» имеет множество интерпретаций, в них выделяются два основных его значения. Во-первых, это индивид, обладающий наиболее выраженными «полезными», с точки зрения общества, качествами, благодаря которым его деятельность по удовлетворению интереса коллектива оказывается наиболее продуктивной. Во-вторых, это лицо, за которым сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет такого лидера базируется на умении сплотить, объединить других людей вокруг себя для достижения общих целей. Кроме того лидер регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает её ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование общих целей и ценностей.

Сразу же, после того, как человеческое общество осознало себя в качестве единого целого, в нем возник интерес к такому сложному социальному явлению, каким является лидерство. Первые научные попытки теоритически осмыслить этот вопрос были сделаны в эпоху античности. Так, уже античные историки Геродот, Фукидит, Тацит и Плутарх ставили в центр своих исторических повествований действия выдающихся личностей – монархов, вождей, полководцев, большей своей частью происходивших от богов. Тем самым общественное лидерство подавалось, как реализация на земле всеобщего вселенского закона, в центре которого находился Бог (или Боги) управляющий всеми процессами. Таким образом, политические и общественные лидеры древности являлись его представителями на Земле. Такая же политическая концепция господствовала и в эпоху Средневековья.

Первые попытки научного осмысления феномена лидерства, создания правил политического поведения и разработки элементов управленческой технологии были сделаны в работах древнегреческих философов Платона («Государство») и Аристотеля («Политика») и историка Полибия. Согласно Платону, правитель – это человек гораздо более крупного и многомерного плана, в отличие от обычных людей. Воспитание у него лидерских качеств надо начинать с раннего детства постепенно подготавливая к политической деятельности. В любом обществе необходимо выделить специальную группу людей, своеобразную касту, политическая власть в которой должна передаваться по наследству.

Аристотель, в отличие от Платона считал, что государственный деятель в своей практике должен исходить не из идеальных философских концепций, а из реальных условий и возможностей. Это позволит ему наилучшим образом, на основе справедливых законов, управлять людьми такими, какие они есть. Историк Полибий, впервые попытался осмыслить проблему «роли личности в истории». По его мнению, главное влияние на ход всемирно-исторического процесса оказывали выдающиеся личности и элитные слои общества, прежде всего богатые люди, капитал которых позволял им приобрести влияние в обществе и тем самым оказывать воздействие на его политические процессы.

Дальнейшее изучение политического лидерства и разработка новых политологических концепций начинается в эпоху Возрождения. Создателем теории политического лидерства Нового времени стал знаменитый итальянский философ и политический деятель Н. Макиавелли. Ему впервые удалось определить природу, функции и технологию политического лидерства. По его мнению, политический лидер, прежде всего, должен ориентироваться на власть, обладание которой сопряжено с получением богатства и привилегий. Для достижения власти лидер может использовать поведение людей, в основе которого преобладают мотивы страха, любви и честолюбия. Использование этих мотивов, с помощью умелого сочетания поощрения и наказания составляет основу технологии стабильного политического лидерства. Лидер, стремящийся к абсолютной власти, должен держать подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Благодеяния и добрые дела правильнее расточать по капле, а наказания применять сразу и в большом количестве.

По Макиавелли политический лидер – это государь, сплачивающий и представляющий в своем лице все общество. Для успешной реализации этой цели он должен выполнять две функции: интеграцию разнородных интересов и групп и мобилизацию население на решение общезначимых целей. В целом теория лидерства Н. Макиавелли построена на учете четырех положений: 1)власть лидера коренится в поддержке его сторонников; 2)подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Труды Макиавелли оказали большое влияние на дальнейшее развитие теоретического осмысления феномена политического лидерства, причем оно было, как положительным, так и отрицательным. Именно на основе идей Макиавелли сложилась волюнтаристская концепция политического лидерства создателями которой стали французский историк Т. Карлейль (1795 – 1881) и американский философ Р.У. Эмерсон (1803 – 1882). Карлейль считал основную массу населения «убогой во всех отношениях», неспособной нормально существовать без направляющей роли лидеров. История, по его мнению, это результат деятельности героических личностей. Аналогичные взгляды на политическое лидерство выражал и философ Эмерсон, по мнению которого все великие достижения это результат деятельности выдающихся личностей.

Свое наиболее яркое выражение волюнтаристская концепция лидерства нашла в работах немецкого философа Ф. Ницше (1844 – 1900). Ницше считал, что только великие личности, «сверхчеловеки», способны творить историю, поскольку они являются высшими представителями всего человечества. Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, поскольку он стоит по ту сторону добра и зла. По Ницше, мораль это «орудие слабых» людей, из которых и состоит большая часть общества. Сверхчеловек может быть жестоким по отношению к ним, это сильная волевая личность, возвышающаяся над обычными людьми. Его отличают особые жизненные силы и воля к власти.

Аналогичной точки зрения придерживался французский социолог Г. Тард (1843 – 1904), считавший, что основной закон социальной жизни заключается в подражании последователей лидеру. Большинство населения, по его мнению, не способно к самостоятельному лидерству, поэтому без лидера не может быть прогресса, а без последователей нет лидерства как явления.

Возникшая во второй половине XIX века марксистская трактовка лидерства, не отвергая значения субъективных (личностных) факторов в истории, акцентировала внимание на таком качестве лидеров, как выражение объективно существующих интересов тех или иных классов, социальных групп, назревших потребностей исторического развития. Следовательно, согласно марксистской концепции, активная деятельность любого лидера ограничивается исторической необходимостью и классовыми интересами. В этом случае политический лидер выступает как наиболее способный, сознательный и умелый выразитель воли того класса, который он представляет. Его деятельность не может осуществляться в отрыве от него.

В первой половине XX века исследователи лидерства сосредоточили свое внимание на отдельных составляющих этого многогранного явления, при этом исследования сосредотачивались на таких аспектах, как социальная природа лидерства и необходимые общественные условия для прихода к власти; характер взаимоотношений лидера и его сторонников; результаты взаимодействия между лидером и его последователями в определенных ситуациях. В результате возникли различные научные теории лидерства, из которых можно выделить наиболее общепринятые теорию черт, теорию «определяющей роли последователей», ситуационную теорию лидерства и синтетическую теорию лидерства.

Наиболее ранней и достаточно широко распространенной в современной политологии является «теория черт» и её различные модификации, среди которых особенно выделяются теория «великого человека», авторитарной личности и харизматических лидеров. Одним из создателей этой теории выступил социолог Э. Богардус, его последователями были американские социологи Р. Стогдилл и К. Бэрд. Согласно «теории черт» лидерство это феномен, порождаемый специфическими чертами самого лидера. Истоки такого подхода, тесно связанного с героической интерпретацией истории, обожествлением императоров, царей, вождей, можно найти ещё в трудах мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Его основа заложена в мифологизированном массовом сознании того времени.

Божественные черты правителей позднее трансформировались во врожденные качества лидера. Некоторые люди, согласно теории черт, от рождения предназначены быть полководцами, вождями и руководителями. В них от природы заложен обеспечивающий первенство и власть особый психологический комплекс. Другие люди, даже попадая в аналогичные ситуации, оказавшись в роли руководителя, не смогут никогда достичь успеха.

Однако уже в самом начале своего развития «теория черт» вызвала острую критику именно из-за своего «обожествления» руководителей, поэтому в дальнейшем она подверглась своеобразной демократизации. Результатом этого стало некоторое отступление от жесткого утверждения врожденности лидерских черт и качеств и допущение возможности их приобретения, например, посредством обучения и опыта. Такую точку зрения первыми высказали психологи, стоявшие на позиции бихевиоризма. Однако, несмотря на свою критику, и они считали, что человек может стать лидером при наличии у него определенного минимума врожденных психологических качеств и черт. На этом основании до сих пор делаются попытки с использованием корреляционного анализа, математических методов и рейтинговых коэффициентов рассчитать необходимый стандарт психологических, педагогических, политических, деловых, нравственных и прочих личностных качеств лидера.

Попытки выделить эти необходимые лидеру черты или их характеристики делались неоднократно. В 1940 г. социолог К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность и дружелюбие. В начале, 1950-хх гг. американский социолог Р. Стогдилл перечислил уже 124 черты лидерства. В результате всех этих споров единой точки зрения по этому вопросу так и не удалось найти, в настоящее время социологами выделяется от 80 до 250 качеств лидера, под них можно подвести практически любого человека.

Именно это несогласованность и стала главной причиной дальнейшей критики «теории черт». Некоторые исследователи указывали, например, что «теория черт» в большей своей части отражала черты ученого-экспериментатора, нежели политического лидера. В то же время полностью отрицать «теорию черт» нельзя. Человек может стать лидером в политической борьбе только при наличии у него определенных психологических и социологических качеств. Однако они могут изменяться, и довольно значительно, в зависимости от исторических эпох и особенностей конкретных государств, менталитета населения, и даже от конкретной политической ситуации в определенный, отдельно взятый исторический момент.

Даже сегодня личностные качества, дающие шансы на политическое лидерство, существенно различаются, например, в Китае и США, Эфиопии и Непале, Кувейте и Российской Федерации. Так в США политический лидер должен быть честным, иметь репутацию хорошего семьянина, излучать уверенность и твердость, вызывать доверие сограждан. В России наоборот, рассчитывать на политический успех может решительный, волевой человек, заботящийся об интересах страны. Одновременно он должен иметь достаточно жесткие черты в своем поведении и пользовать безграничным доверием населения (обладать харизмой).

«Теория черт» имела один существенный недостаток, сосредотачивая внимание только на чертах политического лидера, она совершенно не учитывала поведение его сторонников. Поэтому в качестве альтернативы ей была выдвинута теория «определяющей роли последователей и конституентов». Самым известным последователем этой теории стал американский политолог Ф. Стэнфорд.

Достоинством такого подхода к лидерству является рассмотрение его как особого рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты – последователи – активисты - лидер. Лидер и его конституенты составляют единую систему. В современной политологии круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившееся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели, а также все, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, предвидеть принимаемые им решения.

В формировании и функционировании отношений «лидер – конституенты» особенно велика роль политических активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают его личные качества и возможности, организуют компании в его поддержку, выступают его главной связью с массами, и таким образом создают лидера. Именно через конституентов проявляется воздействие на политику господствующей политической культуры.

Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя констинтуентов (последователей), как и «теория черт», плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности политического лидера. Политическая история свидетельствует, что некоторые весьма важные свойства руководителей вступают в противоречие с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников.

Следовательно, взаимодействия лидера и его конституентов следует рассматривать как обоюдно направленные, с двух сторонним движением. Причем лидеры могут иногда менять свою социальную опору. В действительности самостоятельность лидера по отношению к конституентам зависит от характера политического строя, от степени концентрации власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом.

Таким образом, и «теория определяющей роли последователей», также как и «теория черт», не смогла вскрыть механизма лидерских отношений. Обе эти теории не смогли полностью представить социальные причины лидерства, именно наличие этого крупного недостатка привели к формированию третьей концепции – «ситуационной теории лидерства» и её современной разновидности – «теории социального контекста лидерства». В них лидерство рассматривается, прежде всего, как продукт, результат обстоятельств возникших в конкретной ситуации. Создателем этой теории является американский исследователь Т. Хилтон.

В различных ситуациях выделяются отдельные люди, которые превосходят других в каком-то одном качестве. Поскольку именно эти качества или черты оказываются необходимыми в данный момент, человек, ими обладающий, становится лидером. В политической жизни лидерами нередко становятся люди, способные проявить свои лучшие или необходимые в данный момент качества. Кроме того, в политике, запрос на определенные свойства и действия лидера, его имидж и авторитет во многом определяются конкретной ситуацией, существующими обстоятельствами, реальными ожиданиями общественных и социальных групп.

Исторический опыт и научные исследования позволяют нам сделать вывод, что появление лидеров иногда вызывается определенными обстоятельствами, временем и местом. Вместе с тем они, опираясь на те же самые данные можно прийти к выводу, что нельзя абсолютизировать внешние факторы лидерства при этом упуская из виду личностные и психологические черты непосредственно самих лидеров и их последователей. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной, на её основе в настоящее время проводятся экспериментальные исследования лидерства.

Все три вышеуказанные теории лидерства в чем-то дополняют, в чем-то опровергают друг друга. Исследователями для преодоления противоречий между ними был разработан компромиссный вариант решения проблемы, получивший название синтетической теории лидерства. Которую разработали американский социолог М. Херманн и французский исследователь Ж. Блондель. Её сторонники попытались преодолеть ограниченность «теории черт», «определяющей роли последователей», «ситуационной теории» с помощью универсальных компонентов связывающих их между собой. В этом смысле синтетическая теория имеет ряд преимуществ.

Согласно этой теории при исследовании лидерства необходимо учитывать комплекс вопросов, а именно черты субъекта, характер и особенности объекта, специфические условия в которых они действуют. Такой подход является более комплексным, и частично преодолевает односторонность всех теорий лидерства. Вместе с тем уже в силу сохранения качественной разносторонности компоненты лидерства в действительности не могут соединиться между собой в синтетической теории. Она полностью не может раскрыть все механизмы связи лидеров и их последователей.

Кроме четырех вышеуказанных теорий в политической науке существуют и другие. Они возникли в результате реакции на слабость и неустойчивость этих политологических концепций с целью их расширения и углубления.

К ним можно отнести психологические теории лидерства. Этих теорий создано много, среди них следует выделить исследования австрийского психолога З. Фрейда и американского исследователя Г. Лассуэлла. Они характеризуются исследованием особенностей сознания политических лидеров, анализом бессознательных факторов процесса лидерства, разработкой концепции авторитарных личностей.

Поведенческая теория лидерства, основывается на «теории черт», в то же время она исследует не только личные качества лидера, но и его взаимоотношения со своими последователями. В основном применяется в практических целях для исследования конкретной политической ситуации с целью выработки для определенного политика модели лидерского поведения. Её разработал американский исследователь Д. Истон.

Важным направлением развития личностно-ситуационной теории лидерства стала концепция взаимодействия. В её основе лежит изучение взаимодействия поведения отдельного индивида и его отношения к обществу и другим членам социальной и политической группы. Согласно этой концепции лидерство представляет собой результат взаимоотношений между личностями, а не проявление качеств отдельного человека.

Теории «обмена», «трансактного анализа» и трансформационного лидерства рассматривают политическое лидерство, как результат общественного взаимодействия в качестве обмена, в процессе которого субъекты вносят в него (общество) вклад в виде самих себя, получая взамен часть общества в виде своих последователей. Автором этой теории является американский исследователь П. Блау.

Согласно «мотивационной теории» эффективность действий лидера зависит от воздействия его на мотивацию последователей, на их способность к эффективному выполнению работы и на их чувство удовлетворения от деятельности. Так считал американский профессор П. Лазарсфельд.

В заключении можно сделать следующий вывод. Лидерство – это настолько сложный феномен, имеющий самые разнообразные причины возникновения, что при объяснении конкретной политической ситуации надо иметь в виду все интерпретации его развития. Следовательно, лидерство представляет собой результат взаимодействия самых разнообразных причин, к которым относятся непосредственные свойства личности и конкретная политическая ситуация в которой ей приходится действовать. Лидерство представляет собой настолько многообразное явление, что создать единую универсальную научную концепцию по его объяснению невозможно.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)