АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И проблема его использования

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. III. Проблема субстанции.
  4. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  5. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  6. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  7. Анализ активов организации и оценка эффективности их использования.
  8. Анализ влияния использования прибыли на финансовое положение предприятия
  9. Анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат
  10. Анализ использования материальных ресурсов
  11. Анализ использования производственной мощности
  12. Анализ использования производственной мощности предприятия

Понятие тоталитаризм является весьма спорным с научной точки зрения, а в связи с тем, что часто применяется по отношению к советскому периоду истории нашего общества, представляет большой значительный интерес. Поэтому рассмотрим его более подробно.

Термины «тоталитарный», «тоталитарный режим», «тоталитарное государство» впервые появились в итальянской публицистике 1923-1925 гг. Их использовали как либеральные авторы, так и итальянские фашисты, которые как раз в эти годы захватывали в стране власть. Вождь итальянских фашистов Бенито Муссолини в своей речи осенью 1925 г. выразил свое понимание тоталитаризма: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства, одна лишь жестокая тотальная воля».

Новый этап жизни этого понятия начался в предвоенные годы. Эмигрировавший из Италии в Великобританию Луиджи Стурцо (1871-1959) в работе «Политика и мораль» (1938 г.) сформулировал такие черты тоталитаризма: 1) крайняя степень централизации управления; 2) милитаризация общества; 3) государственная монополия на воспитание; 4) подчинение экономики государству. При этом к тоталитарным государствам он относил и Италию, и Германию, и СССР.

Массовое распространение слово «тоталитаризм» получило после выхода в свет работ Ханны Арендт (1906-1975) «Истоки тоталитаризма» (1951 г.) и Карла Фридриха (1901-1984) и Збигнева Бжезинского (р.1928) «Тоталитарные диктатуры и автократия» (1956 г.). Арендт указывала, что определяющими признаками тоталитаризма являются идеологическое принуждение и террор. Фридрих и Бжезинский дополнили его рядом других признаков: однопартийная система, монополия на информацию и коммуникации, монополия на оружие, централизованно управляемая экономика. При этом они подчеркивали, что данная модель является идеальным типом. Реальные черты режимов могут от нее сильно отличаться. Но главное, общее для них — это невиданные ранее в правовом демократическом или в традиционном обществе объемы государственной власти и технологические возможности реализации целей государственной политики на основе массовой мобилизации

За эту мысль ухватились представители ультралевого течения в европейской социально-философской мысли 50-70- х гг. XX в. — так называемой «Франкфуртской школы». Один из ее представителей Теодор Адорно (1903-1969) в работах «Авторитарная личность» и «Диалектика просвещения» трактовал понятие тоталитарного очень широко. Синдром тоталитарного (авторитарного), заключающийся в конвенционализме (непоколебимая приверженность к ценностям среднего класса, авторитарном раболепии), авторитарной агрессии (против людей, не разделяющих конвенциональные ценности); суеверности и стереотипизме (вера в мистическое предначертание собственной судьбы, предрасположенность к мышлению в жестких категориях); силовом мышлении и культе силы; деструктивности и цинизме; проективности (готовности верить в мрачные и опасные процессы, происходящие в мире, проекция неосознанных и инстинктивных импульсов на внешний мир), он находил и в западном, в частности американском обществе. По его мнению, современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания посредством СМИ и навязываемым культом потребления. Отсюда тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным (частным) и публичным существованием. Таким образом, организацию всей жизни в США он определял как «индустрию культуры, являющуюся, возможно, наиболее изощренной и злокачественной формой тоталитаризма».

Такой подход не получил широкой поддержки в научных кругах западных стран. Однако и концепция Фридриха и Бжезинского не свободна от субъективизма и пристрастности, поскольку сформировалась в период «холодной войны» и служила оружием в идеологическом противостоянии с советским режимом. Примером еще одной предвзятой работы, само название которой стало синонимом необъективности является эссе Джин Киркпатрик (1926-2006) «Диктатура и двойные стандарты» (1978 г.) Джин Киркпатрик настаивала, что следует отличать тоталитарные режимы от авторитарных. Согласно Киркпатрик, авторитарные режимы заинтересованы преимущественно в своём собственном выживании и поэтому, в отличие от тоталитаризма, допускают отчасти автономное функционирование элементов гражданского общества, церкви, судов и прессы. Отсюда был сделан вывод, получивший известность при Рейгане как «доктрина Киркпатрик», что во внешней политике США могут оказывать временную поддержку авторитарным режимам ради борьбы с тоталитаризмом и продвижения американских интересов.

Таким образом, использование понятие тоталитаризма для характеристики того или иного реально существующего режима является крайне спорным и обычно отмечено необъективностью и предвзятостью. Тоталитаризм служит своего рода идеологическим ярлыком, наклеивание которого лишает и ученых, и интересующуюся политикой общественность видеть глубокие различия между режимами и государствами, которые он призван описывать.

Например, нацизм (фашизм) и марксизм-ленинизм имеют ряд существенных отличий и во многом враждебны друг другу. Главной целью общества, согласно марксистско-ленинской теории, является социальная и экономическая справедливость, ради чего упраздняется частная собственность. Эта идеология исходит из фундаментального равенства, в том числе, по культурным и этническим признакам, и стремится к равенству в уровне жизни. Напротив, фашизм категорически отрицает равенство и «чужеродные» влияния, утверждая, что сильная личность («сверхчеловек») обладает преимущественным правом. Более того, нацизм призывал к поражению в правах и уничтожению «низших» и «неполноценных» рас, в то время как марксизм делал основной упор на ликвидации деления общества на экономические классы. При этом, однако, рыночная экономика в целом при фашизме (нацизме) сохраняется, хотя и ставится по контроль государственных регулирующих органов. Отсюда вывод, что раз идеологии являются в корне различными, то и употребление термина «тоталитаризм» лишено объективных оснований. Также, например, и между ныне существующими примерами «тоталитарных режимов» – Кубой и Северной Кореей – скорее больше различий, чем сходств.

Так что, по мнению ряда политологов, которое, правда, пока не является доминирующим в науке, все многообразие недемократических политических режимов следует описывать, используя категории «авторитаризм» или «автократия», опять-таки держав в уме, что они могут принимать самые разные формы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)