|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политической властиЛегальность и легитимность – близкие, но не тождественные понятия. Легальность (понятие образовано от латинского слова, означающее «закон») – законность политической власти. Это означает, что она оформляет свое положение в обществе, свои идеалы, идеологии, решения и действия на основе законов (акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т.д.). Легальность отражает юридический характер политической власти. Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении. Легальность влияет на долговременность, стабильность, маневренность политической власти, которая на основе правовых норм регулирует взаимодействия между социальными группами и общностями. Легальная политическая власть через законы закрепляет свое господство, то есть разделение в обществе управленческого труда и исполнительской деятельности. Господство может быть связано с такими отношениями как угнетение и подавление. Оно допускает также наличие демократического контроля объектов власти за действиями представителей политической элиты. Легальная власть на основе правовых норм осуществляет управление. Этот вид деятельности можно подразделить на два уровня. Первый уровень предполагает выработку стратегических, главных целей общественного развития, реализация которых рассчитана на длительный период времени, формирование долгосрочных программ развития общества. Второй уровень – использование власти для обеспечения целенаправленного поведения объектов власти-производителей, наемных работников, партий, населения регионов и т. д. Легальная власть вправе осуществлять контроль, то есть постоянно следить за тем, как выполняются ее законы, указы и распоряжения властных органов. Понятие «легитимность» носит оценочный, этический характер. Данное понятие означает поддержку большинством членов общества правовых норм, политических институтов, проводимой ими политики, действий субъектов политической власти, политических лидеров. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, А если оно не достигается – оправдание такого принуждения, использование силы. В политологии на основе идей М. Вебера рассматриваются три способа достижения легитимности политической власти. Они базируются на выделении мотивов (внутренних побудителей) подчинения людей. Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков. Освященные обычаем нормы выступают как основа отношений господства и подчинения. Господство традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, то они могут потерять легитимность в глазах масс. Действия элиты ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность в глазах масс. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. Традиционная легитимность отличается прочностью. Традиционная легитимность характеризует власть старейшин, власть вождя племени, власть монарха, султана, шаха. В современных демократических государствах сохраняется наследственный монарх. Он подкрепляет авторитет элиты многовековыми традициями почитания власти. Легальная (рационально-правовая, демократическая) легитимность. Она основана на добровольном признании установленных юридических норм. Они направлены на регулирование отношений управления и подчинения. Наилучшее воплощение этот тип легитимности находит в конституционном демократическом государстве. В таком государстве получает свое оформление структурная или институциональная легитимность. Она основана на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). При этом типе легитимности подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых должны действовать и представителя власти. Наибольшие властные полномочия в обществе сосредоточены в руках правящей бюрократии, которая имеет тенденцию превращаться в особую касту, которая ставит себя выше общества и руководствуется не его интересами, а своими эгоистическими предпочтениями. Для того, чтобы этого не происходило, в обществах проводится регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата, вводятся конкурсные экзамены, устанавливаются критерии эффективности деятельности управленцев, вводятся санкции за правонарушения. Общество должно быть информировано о результатах деятельности управленческого аппарата. Общество должно осуществлять контроль за его деятельностью. Харизматическая легитимность. Она основана на вере людей в исключительные качества, или в чудесный дар, то есть харизму, политического лидера, руководителя. Понятие «харизм» М. Вебер заимствовал у теолога Р.Зона. В современных условиях этот термин трактуется достаточно широко. Он подчас далек от исключительно религиозного содержания и означает персонализацию власти в руках отдельной личности, особенно в нестабильных социальных системах. На основе харизматической легитимности политический лидер может обожествляться, в обществе создается культ его личности. Харизматическая легитимность власти является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной. Традиция и закон являются фактами общественной жизни, а харизма связана только с качествами личности. Харизматическая легитимность базируется на эмоциальном, личностном отношении вождя и массы. Харизматический способ легитимации часто используется в условиях социально-политических кризисов, революций. Политический лидер не может опереться на традиции, или демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого поддерживает институты власти и способствует их признанию населением. Политический лидер становится заложником своей харизмы, так как для ее поддержания ему необходимы регулярные «великие» деяния, приносящие крупный успех, победу. Как только они иссякают, то исчезает вера масс в его исключительные качества, то есть разрушается основа харизматической легитимности. Поэтому политический лидер стремится опереться и на легальную и традиционную легитимность. Эта «рутинизация харизмы» приводит к стабилизации социальной системы. Массы подчиняются новым законам и нормам даже при последующей утрате доверия к политическому лидеру. Политологи на основе характеристики объекта, содержания и времени действия разделяют легитимность на диффузную и специфическую. Диффузная легитимность представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно эмоциональную поддержку идеям и принципам политической власти, независимо от результатов деятельности. Специфическая легитимность ситуативна, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке действий. В политической науке наряду с диффузной и специфической легитимностью анализируют смешанные типы поддержки: диффузно-специфическую и специфически-диффузную, с помощью которых можно точнее измерить легитимность власти, политического режима или его отдельного института. Политологи выделяют также идеологический способ достижения легитимности. Власть оправдывает свое существование с помощью идеологии, которую она вносит в общественное сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Идеологическая легитимность – однонаправленный процесс, она не предполагает активного участия граждан в выработке идеологии. Анализируется также и структурная легитимность. Она означает приверженность населения нормам и процедурам, с помощью которых принимаются решения в обществе. Персональная легитимность связана с верой масс в личные качества политического лидера. В разработку этих способов достижения легитимности внес значительный вклад Д. Истон. В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность. Многие политики в попытке получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической или религиозной легитимации. На основе националистической легитимации может возникать этнократическая, а на базе религиозной легитимации – теократическая власти. Реально существующие политический системы опираются на различные способы достижения легитимности. Легитимность сочетается с противоположным процессом – делегитимацией. Она означает утрату доверия политической власти со стороны населения. Основными причинами делегитимации являются: 1) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; 2) утрата национальной безопасности; 3) отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс; 4) рост бюрократизации и коррумпированности; 5) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах; 6) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти; возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти. Исторический опыт показывает, что наличие легитимности политической власти в определенный период времени не гарантирует ей доверия масс в будущем. Власть в процессе делегитимации, оставаясь легальной, может утратить свою легитимность. По результатам обследований, проведенных в 2004 г. в 12 странах мира, нелегитимным режим склонны считать 9 % американцев, 3 % немцев, 7 % канадцев, 10 % австралийцев. А во Франции доля тех, кто воспринимал режим как нелегитимный, составила 26 %, в Великобритании- 24 %, в Индии-41 %. В последнем случае недоверие масс по отношению к политической власти более выражено. Еще более возрастает делегитимация в период кризисов и экономической стагнации. Политическая власть (двуликий Янус, по мнению М. Дюверже) является инструментом господства одних групп общества нередко в ущерб другим, одновременно она выступает средством преодоления нестабильности, достижении легитимности и социального порядка. Соотношение между ними отличаются в зависимости от исторических периодов, общественных условий, религий и народов и других факторов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |