|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И Нового времениВ средние века в Западной Европе возникла христианская концепция политики, которая постепенно вытеснила философско-этическую концепцию. Основоположником появившегося течения был Августин Блаженный (354-430), христианский мыслитель, один из «отцов церкви», признанный в католицизме святым, а в православии - блаженным. Основной труд, в котором изложены его политические взгляды, – «О граде Божием». В частности, в этом трактате он рассматривает два противоположных вида человеческой общности: «град земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» - духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». В средние века учение Августина о двух градах было воспринято, как апологетика теократии и использовано иерархами католицизма для обоснования притязаний духовной власти (католической церкви) на верховенство по отношению к власти светской (государство). По Августину, насилие всякое – от насилия над ребенком в школе до государственного насилия - есть результат греховной испорченности человека. Оно достойно презрения, но – неизбежно, а потому необходима государственная власть. Государство рассматривалось им как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Другим видным выразителем христианского понимания политики был Фома Аквинский (1225-1274), ученый-богослов. Главный труд, в котором он рассматривал вопросы политики, – трактат «О правлении государей». Фома Аквинский, вслед за Аристотелем, считал, что в людях изначально заложено стремление объединяться и жить в государстве, цель которого – «общее благо», обеспечение условий для достойной и разумной жизни. Власть он трактовал как порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху иерархической пирамиды, движет низшими слоями населения. Такой порядок заведен Богом. Следовательно, власть имеет божественный характер, и потому она всегда благо. Соответственно, всякое выступление против власти считается смертным грехом. Способы и формы реализации власти, однако, зависят уже от людей, и потому могут быть дурными и несправедливыми, и потому Фома Аквинский с оговорками, но признавал право народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость. С началом нового времени религиозная концепция политики довольно быстро потеряла свое влияние в науке, а затем и в практической политике. Им на смену неизбежно пришли новые идеи и концепции, в частности, возникла система взглядов на государство, общество, личность, которая получила название гражданской концепции. Ее отправной точкой являлся индивид-гражданин, а государство стало рассматриваться как независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей. Основателем этой концепции, внесшим значительный вклад в развитие политической мысли, был Николо Макиавелли (1469-1527), итальянский общественный деятель, политический мыслитель и историк. Его главный труд, посвященный политической проблематике и получивший широкую известность, называется «Государь». Макиавелли разработал метод прагматического подхода к политике, состоящего в постижении истинных обстоятельств, политической реальности. С помощью этого метода он анализировал политический опыт истории, дал реалистическую оценку власти, управления, характера государя. Он пришел к выводу, что политическая наука – наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. По Макиавелли, политику определяет не Бог, а практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Государство признается им высшим проявлением человеческого духа, а служение государству – целью, смыслом и счастьем человеческой жизни. Одновременно он обосновывал необходимость государства эгоистической природой человека и необходимостью ее насильственного обуздания. Политический идеал Макиавелли – римская республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, умеющего сохранять внутренний порядок и распространять влияние на другие народы. Но республиканская форма правления не всегда возможна, так как нельзя сохранить свободные политические учреждения, если в народе не развиты гражданские добродетели. В трактате «Государь» описываются способы создания сильного государства в условиях, когда в народе отсутствуют эти добродетели. Макиавелли считал, что все средства дозволены для достижения политических целей. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия или политику, пренебрегающую нормами морали при достижении политических целей. Важный вклад в гражданскую концепцию политики внес английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Основные политические труды – «Левиафан», «О гражданине». По мысли Гоббса, государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния общества, когда люди жили разобщено и находились в состоянии «войны всех против всех». Таким образом, государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя или государственные органы были перенесены естественные права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу в обмен на закон. Единственная функция монарха –охранять закон. Пока он ее выполняет, подданные ему подчиняются. Дальнейшее развитие гражданской концепции связано с именем английского философа и политического мыслителя Джона Локка (1632-1704). Его социально-политическая концепция изложена в «Двух трактатах о государственном правлении». В своем втором трактате о государстве он впервые четко разделил такие понятия как личность, общество и государство. Личность он поставил выше общества и государства. Во многом, поэтому его считают родоначальником либерализма. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными правами. В отличие от теории государства Гоббса он утверждал, что правительству передается только некоторая часть «естественных прав» и, в частности, отправление правосудия, внешних сношений и прочие, ради эффективной защиты всех остальных – свободы слова, веры и, прежде всего, собственности. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной власти. Правительство должно подчиняться закону. Народ же остается сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Существенный вклад в развитие политической мысли внес Шарль Монтескье (1689-1755), французский философ, писатель и историк. Важнейший его труд – книга «О духе законов». Главная тема его творчества – политическая свобода. Согласно Монтескье, она состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. Он писал: «В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принужденным делать то, чего не должно хотеть. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане». Среди достижений Монтескье необходимо назвать теорию разделения властей. Эту идею начинал в свое время разрабатывать еще Аристотель, над ней работал Локк и многие другие. Впервые она была реализована на практике в Англии в период правления Кромвеля. Заслуга Монтескье состоит в том, что он проанализировал и теоретически осмыслил британскую политическую систему, где был создан механизм разделения властей. Он исходил из того, что политической властью всегда злоупотребляют и это – в природе человека. Поэтому верховенство права, на его взгляд, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга. На рубеже XVIII-XIX вв. происходит трансформация гражданской концепции политики в социальную политическую концепцию. Эти изменения, в частности, проявились в смене приоритетов: отправной точкой политики провозглашается теперь не индивид, а социальная группа, например, класс или нация; при анализе государства акцент переносится с закона на историю – государство теперь рассматривается с точки зрения его развития; усиливается интерес к экономическим проблемам жизни. К числу представителей данного течения относится французский мыслитель и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он, в частности, исследовал причины возникновения имущественного и социального неравенства между людьми с тем, чтобы найти пути его ликвидации. Выход, предложенный им, состоял в наделении всех людей относительно равной частной собственностью. Важное место в его творчестве - проблема государственной власти. Руссо высказал мысль о неправомерности власти, которая ополчается против народа и его жизненных интересов, и обосновал право народа на революционное ниспровержение всякой антинародной власти.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |