АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие тенденции в развитии представлений о труде

Читайте также:
  1. A. Общие.
  2. AutoCAD 2005. Общие сведения
  3. CAC/RCP 1-1969, Rev. 4-2003 «Общие принципы гигиены пищевых продуктов»
  4. H.1 Общие требования
  5. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  6. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  7. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  8. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  9. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  10. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  11. I. Общие правила
  12. I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КАТАЛИЗА

Зарубежные исследователи Руис С. А. Куантанилла и Б. Вил-перт обозначают следующую историческую ретроспективу разви­тия «трудовой этики» [см.: 5, с. 264—265].

В Древней Греции господствовало негативное отношение к по­вседневной обязательной работе. Особенно презирался поденный физический труд, предназначаемый «для рабов», но не для сво­бодных граждан. Труд «для себя» признавался лишь при условии, что создается нечто «вечное».

В Ветхом Завете труд рассматривался как тяжелое испытание, наложенное Господом в наказание за первородный грех. Труд — это искупление греха, и необходим он лишь потому, что позволя­ет разделить плоды труда с другими людьми (с нуждающимися)..

В средневековых гильдиях аскетический труд секуляризирован (обращен в светскую ценность). При этом труд рассматривается как воплощение религиозного служения.

Реформация возвысила роль труда как особой формы обязан­ности и долга. Труд должен способствовать «построению царства Божьего» на земле, а сама работа — это «благодать», и чем тяже­лее труд, тем лучше.

Возникновение пролетариата в XVII—XX вв. существенно из­менило представления о труде. Если раньше организация труда опиралась на насилие, то позже на первый план все больше вы­ходят сознательное подчинение, дисциплина, надежность, пунк­туальность и лояльность по отношению к руководству. Все боль­ше развивается самосознание работника. Но главное — форми­руется особая «этика труда», понимаемая как «субъективное пе­рераспределение труда» в качестве неизбежного источника «по­ложительного самоутверждения». Все это помогает работнику со­здавать «внутреннюю мотивацию», даже несмотря на плохие ус­ловия труда.

В целом Руис С. А. Куантанилла и Б. Вилперт обозначают сле­дующую общую логику развития трудовой этики:


1) буржуазная этика, где основное внимание направлено на ре­
ализацию индивидуальных и профессиональных целей личности;

2) ремесленное производство, где самосознание работника оп­
ределяется самим трудом и измеряется прибавочной стоимостью
производимого продукта;

3) пролетарская этика, определяемая профессиональным само­
сознанием, которое, в свою очередь, все больше определяется
трудовым коллективом.

Если взять в качестве критериев развития представлений о тру­де представления о справедливости, т. е. о соответствии вклада че­ловека в общую пользу и благ, получаемых данным человеком (работником), то условно можно выделить следующие основные этапы в развитии представлений о труде, в чем-то соответствую­щие развитию самого человечества.

1. Труд как необходимость выживания человека в сложном, не­
понятном и часто враждебном мире природы. Мы солидарны с
точкой зрения, согласно которой труд, а точнее — коллективный
труд (по А.Н.Леонтьеву), создал человека как носителя особого
коллективного сознания. Заметим, что и чувство собственного
достоинства конкретного индивида определялось его эффектив­
ным участием в общих делах. Поскольку труд на данном этапе
развития человечества оставался достаточно простым и понятным
для большинства, то и представления о справедливом вознаграж­
дении носили в основном коллективный, т. е. понятный и при­
знаваемый большинством характер.

2. Труд как обязанность и долг перед своей общиной, а позже —
и перед обществом. Через труд человек показывает свою «полез­
ность» данному сообществу и благодаря труду вообще может рас­
сматривать себя как полноценного члена данной социальной сис­
темы. На данном этапе развития представлений о труде каждый
конкретный человек (работник) мог уже несколько по-своему
понимать свой долг перед людьми и соответственно по-своему
гордиться тем, что он делает, чем он полезен остальным людям.
Понятно, что представления о такой полезности были разными у
вождей и обычных членов общества.

3. По мере образования деспотических рабовладельческих (а
позже и феодальных) государств труд все больше рассматривает­
ся как принуждение выполнять то, что выгодно лишь определен­
ным группам людей (рабовладельцам, феодалам, высшему духо­
венству). Подневольный труд выполнялся в соответствии с суще­
ствовавшими нормами жизни и законами. И соответственно жес­
токо наказывались любые отступления от этих норм. Причем это в
немалой степени относилось и к привилегированным слоям, а не
только к рабам и простолюдинам. Естественно, нужна была убе­
дительная идеология, обосновывающая такое положение дел. В де­
мократических рабовладельческих государствах такое обоснование


предлагали философы (Платон, Аристотель). Например, Аристо­тель писал, что «одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо». Долгое время идея подневольного труда вполне «авторитетно» обосновы­валась и религиозными представлениями о «праведном труде как искуплении грехов».

4. По мере развития общественного производства труд все боль­ше рассматривается как производственная и технологическая необ­ходимость. Сам человек-работник все больше становится элемен­том (а позже стали говорить «фактором») эффективного произ­водства. Ситуация осложнялась тем, что конечные результаты про­изводства все больше отдалялись от самого человека-работника и ему уже было сложнее оценить свой реальный вклад в общее дело. Соответственно сложнее стало для него оценить и блага (зарпла­ту), на которые он мог рассчитывать. В итоге работнику все боль­ше приходилось «доверять» в этом вопросе работодателю, а также его различным помощникам, которые «объясняли» работнику, на что он может претендовать в плане оценки своего труда. Чувство причастности к тому или иному производству (предприятию), а также чувство причастности к тем или иным производимым това­рам все больше становится для работника основой для его саморе­ализации и удовлетворения в труде. Это своеобразная компенсация той эксплуатации (и ущемления в оплате), которая была харак­терна для капитализма времен XIX — начала XX столетия. К этому можно добавить и влияние на чувство такой сопричастности об­щественного мнения, а также мнения, складывающегося в конк-. ретных трудовых коллективах работников.

5. По мере демократизации общества труд все больше рас­сматривается (и осознается конкретными людьми) как социаль­но-экономическая потребность, как условие статуса человека в обществе. Ставшее более образованным в области экономики на­селение ряда стран (в том числе и благодаря распространению идей К. Маркса) уже с гораздо большим пониманием рассмат­ривало свой вклад в общественное благосостояние и вознаграж­дения (блага), получаемые за свою работу. Именно поэтому во всех цивилизованных странах начались забастовки и возникли профсоюзные движения. Реальностью стала борьба рабочих за свои права. В итоге западное общество достигло более или менее спра­ведливого состояния, когда каждый труд стал вознаграждаться в зависимости от трудоемкости, необходимого уровня квалифика­ции работников, а главное — от востребованности данной рабо­ты для большинства населения. Иными словами, всемогущий «рынок» стал во многом определять и представления о «полез­ности» того или иного труда. Отсюда сам статус человека в обще­стве, а соответственно и чувство удовлетворенности от труда, от которого во многом зависит и чувство собственного достоинства,


стали определяться заработком, получаемым за «полезную» для общества работу.

6. Труд как личностная потребность и условие развития челове­ка. Лаже в рамках «рыночного» представления о ценности труда у некоторых людей возникает внутренний протест против того, чтобы оценивать свой вклад в производимые блага через востре­бованность со стороны большинства людей (со стороны «рын­ка»). Например, в ситуациях, когда большинство населения ори­ентировано на достаточно пошлую и примитивную продукцию, некоторые профессионалы уже не могут получить удовлетворе­ние от производства такой продукции. Возникает «отчуждение труда от личности работника» (по Э. Фромму). И тогда важней­шим условием сохранения и развития чувства собственного дос­тоинства становится труд, выполняемый в соответствии с лич­ными представлениями работника об общественной пользе (а это может существенно расходиться с существующими представле­ниями на уровне массового сознания). И лишь в этом случае, когда реализуется своя собственная концепция создаваемого бла­га, работник получает возможность наиболее полноценно реа­лизовать себя в труде.

Правда, остается еще проблема вознаграждения, которое оп­ределяется не самим работником, а обществом (в лице различно­го «руководства» или «рынка»). И если работник не получает ожи­даемых (с его точки зрения) благ и признания, то это порождает для него новые проблемы, связанные с переоценкой своего отно­шения к труду. В такой ситуации лишь сильные, уважающие себя личности (с развитым чувством собственного достоинства) спо­собны сохранить свое представление о труде как о личностной потребности и условии своего духовного развития.

Вопросы для самопроверки

1. Что нового предложил Ф. У. Тейлор в плане изучения труда?

2. Чем характеризуется современный этап в развитии научных
представлений о труде?

3. В чем сущность психотехнического подхода?

4. Какова основная причина кризиса психотехники?

5. Как повлияли особенности социально-экономического раз­
вития России начала XX в. на развитие психологи труда?

6. Чем известен И. Н. Шпильрейн?

Рекомендуемая литература

1. Ацюковский В. А., Ермилов Б.Л. Коммунизм — будущее человечества.
Кризис социализма и коммунистическая перспектива. — М., 1998.

2. ИонинЛ.Г. Основания социокультурного анализа. — М., 1996.


3. Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. —

М., 1992.

4. Кравченко А. И. Социология труда в XX веке: Историко-критический

очерк. - М., 1987.

5. Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная
психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестома­
тия. - М., 1995.

6. Михайлов И. В. О профориентационной работе во Франции // Воп­
росы психологии. — 1975. — № 5.

7. Носкова О. Г. История психологии труда в России (1917—1957). —

М., 1997.

8. Федосеев А. С. Коллективизм в управлении: еще одна японская ле­
генда // ЭКО. - 1980. - № 2.

9. Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. — М.; Ростов н/Д,

1996.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)