АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Верхние и нижние границы представлений об элитарности

Читайте также:
  1. Борьба за границы II Речи Посполитой с Германией и Чехословакией
  2. В експозиції представлений комплекс церковних речей: риза з 12 апостолами, єпитрахиль, воздухи.
  3. Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.
  4. ГЛАВА П. КОНФЛИКТ И ГРУППОВЫЕ ГРАНИЦЫ
  5. Горизонтальные и вертикальные границы ПТК.
  6. Границы Великой Скифии
  7. Границы войны
  8. Границы глотки (pharynx)
  9. Границы и рамки
  10. Границы интуиции
  11. Границы фразеологического фонда

На основании представленной модели «пространства элитар-°сти» (см. схему 2) можно условно обозначить верхнюю и ниж-1010 границы понятия «элитарность». Например, по оси творче-


 




ства верхней границей можно было бы считать нечто божественнс Господа Бога трудно себе представить в качестве представите* «элиты», поэтому даже для самых «шустрых» представителей эли| ты место Бога недосягаемо. Аналогично сложно представить «эли! тарным» и настоящего, труднопонимаемого современниками ге«ния, заслуги которого часто оценивают лишь потомки (и соответ-1 ственно лишь потом относятся к нему почти как к божеству). •

Интересно, что этологи, изучающие взаимоотношения стад.» ных животных, обнаружили, что место высшей иерархии (мест ! сверхиерарха) даже при самом тираничном вожаке стада так» всегда остается вакантным. «В мире животных возможность сверх! иерарха не реализована. Только у собак (ездовых, пастушеских 1 охотничьих) она реализуется: для вожаков стаи сверхиерарх это их хозяин... он им не ровня, он божество»,— пишет В. Р. Дол! ник. Но если кто-то как-то приближен к такому «божеству», то 01 становится как бы «субдоминантом сверхиерарха», его «жрецом со всеми вытекающими привилегиями и соответствующим уваже нием остальной стаи [6, с. 145—146].

Нижней границей понятия «элитарность» по оси творчества: ляется откровенное «слабоумие», когда человек просто не спос бен на высшие проявления духа. Правда, чистота и непорочное! таких людей также позволяют на уровне общественного мнени относиться к ним как к «божьим людям». Верхнюю и нижню! границу по оси творчества объединяет то, что ни «Бог», ни «~ жьи люди» по-настоящему еще не поняты, они загадочны; подавляющего большинства людей, перед ними по-своему щ клоняются и одновременно страшатся их.

По оси внешней яркости (см. схему 2) границы у обоих пол! сов определяются отсутствием символов элитарности (престю ной одежды, вещей, манер поведения, образа жизни и т. п.; приемлемых для данной группы, в данное время и в определен ных условиях, т. е. несоответствием элитарному стандарту, кот' рый постоянно меняется как некая мода. Например, если вое разить, что люди столкнутся (может быть, когда-нибудь) с прс ставителями более развитой цивилизации (или какой-то инО культуры), то еще неизвестно, будут ли эти представители в" приниматься как «элитарные». Человеку массы (человеку псе доэлиты), ориентированному на внешнюю, «декоративную» эл тарность, очень трудно воспринимать что-то новое до тех пс пока значимая для него социально-профессиональная среда оценит это новое как нечто заслуживающее восхищения. То самое относится и к людям, не обладающим внешними симт лами элитарности, но искренне стремящихся к ним в своих П* мыслах. Для такого человека последняя модная марка автомоб* ля может оказаться важнее, чем все истины и красоты вместе взятые.


Приведенные выше рассуждения позволяют выдвинуть следу­ющее предположение: и по оси творчества, и по оси внешней яркости пространства элитарности (см. схему 2) общими грани­цами понятия «элитарность» является недоступность пониманию божества, гения или иной моды (иных символов элитарности). При этом большинство людей (масса) оценивают высшее творче­ство и благородство хотя и как непонятное, но вполне доступное при некотором желании (что выражается примерно в такой пози­ции: «если бы я захотел, то разобрался бы, сотворил, совершил, сделал бы "то же самое", что и гений, но я не хочу голову над этим ломать...»). Здесь мы можем говорить об иллюзии легкости реализации высшего творчества, когда человек «мнит», что ему оно доступно.

Высшие достижения по приобретению внешних символов эли­тарности многие воспринимают как вполне понятные (благодаря всепроникающей манипулятивной рекламе), но как труднодости­жимые (это может быть выражено примерно в такой позиции: «я знаю, чего хочу, да вот не получается пока...»). Здесь также можно говорить об иллюзии, но уже об иллюзии знания, понимания. И в случае иллюзии легкости достижения высшего творчества и благо­родства (неужели быть гением так просто?), и в случае иллюзии понимания того, ради чего вся земная суета (неужели ради модных вещей и престижного времяпрепровождения по стандартному ал­горитму, определяемому «общественным мнением» и «предрассуд­ками»?) мы имеем дело с проявлениями «мничности», когда кажет­ся, что все просто и доступно. Но, как говорил М. К. Мамардашви-ли, подлинная культура — это «практикуемая сложность», и имен­но через эту «сложность» соединения «вечного с настоящим» че­ловек может «осмелиться быть» личностью [11, с. 173—176].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)