|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Представления о труде в древности и в эпоху феодализмаЕ. А. Климов и О. Г. Носкова [3] выделяют разные варианты отражения психологического знания о труде в неписьменных функциональных средствах фиксации опыта: 1. Мифологическое знание как разновидность модельных пред 2. Отражение психологических знаний о труде в сказках, ле ческий (психорегулятивный) эквивалент производственным мифам, обрядам, оберегам». Хотя реально такие «эквиваленты» существуют и сейчас (например, «психотерапевтический миф» существует не только для клиентов, но и для самих психотерапевтов; в каждой социально-профессиональной «группе-тусовке» существуют свои мифы и обряды, повышающие степень профессионального самосознания участников этих групп и т. п.). 3. Изобразительные средства фиксации представлений о труде — 4. Песня и ритм — как средство управления функциональным 5. Психологическое знание о труде в народных пословицах и пого Выделяются также психологические регуляторы труда в памятниках материально-производственной культуры и письменности [3]. В частности, в работах видных политических и общественных деятелей XI—XIX вв. (Петр I, В. Н. Татищев, М. В.Ломоносов и др.) тема труда тесно связана с социально-экономическими преобразованиями. Например, в работах М. В.Ломоносова выделяются фрагменты, в которых содержатся эмоционально насыщенные образы— цели, смысла, стимулирования труда (это и труд для «умножения счастья человечества», и «увеселение, удовольствие от на-
хождения истины», «труды предпринимаются не для получения выгоды, но ради науки» — это о труде ученого в лаборатории — сравним с современным пониманием труда ученого), затрагиваются вопросы волевой саморегуляции труда (трудящемуся как бы «доверяется» «произволение» и «рассуждение», т. е. ответственность, способность регулировать свои действия), проектирования средств и условий труда с учетом психологических особенностей людей (предлагая новый способ «находить полуденную линию», он пишет: «Обыкновенный способ требует раздвоения внимания наблюдателя... а наш не требует часов, не отвлекает внимания»), проектирования больших систем с учетом психологических особенностей труда (например, его проекты «исправления» Академии наук, где фактически он говорит о ней как о «системе», где важную роль играют конкретные люди), а также проблемы оптимизации межчеловеческих отношений (в заметках об «исправлении» Академии наук он пишет: «ошибки замечать не многого стоит; дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку»). Следует особо отметить роль религии в формировании отношения людей к труду, в частности влияние идей Реформации на представления о труде. Многие авторы считают, что современная европейско-американская культура во многом основывается на идеях Реформации (протестантской этики) [2]. Еще М. Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» отмечал, что с развитием капиталистических отношений и идей реформации работник все больше ощущает свою роль не как отчужденную по отношению к собственной личности, извне навязанную профессиональную категорию, а как «призвание сверху», от Бога, и ее, этой роли, максимально усердное исполнение рассматривает как священный долг. Интересно, что в немецком языке слово ВегаГ — это и долг, и призвание, и профессия. Главная идея капитализма, как считал М. Вебер, — это представления о профессиональном долге (ВегаГзрШсЫ:). Идеал Америки — «кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель». Этим определяется уклад жизни современного «цивилизованного» человека. «Зарабатывание денег — мой долг, — пишет М. Вебер, — в этом — моя добродетель и источник моей гордости и уважения ко мне со стороны граждан». М. Вебер отмечал также, что «один из конституционных моментов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры — это рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания, возникающее из самого духа христианской аскезы». Таким образом, представление о труде и отношение к трудовой деятельности во многом зависят от конкпетной исторической эпохи. Но в не меньшей степени и само это отношение, отражаемое в сознании людей, формирует эпоху. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |