|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом трудеЧастично проблема непризнания творца уже рассматривалась»;• данной главе (см. выше). Назовем и другие наиболее существен-! ные аспекты этой проблемы: Прежде всего, опережение творцом своего времени, когда основная надежда возлагается лишь на признание потомков. Далее «профессиональные секреты» творца, предполагающие «сокрЫ| тие» до определенного времени тех вопросов, над которыми настоящий момент он трудится. Это могут быть секреты от коЛ| лег, начальства, родственников, а также от клиентов и испытуемых (как, например, у психологов). Есть и такая проблема — неготовность творца найти способ выражения своих идей, найти понятный и выразительный язык, с помощью которого можно было бы донести до коллег и окружающих свои новые идеи, образы, духовные ценности. Наконец, можно выделить и такой аспект, как соотношение таланта («божьего дара») человека и его целеустремленности, воли для реализации своих намерений. Как уже отмечалось, настоящий талант (и тем более гений) всегда реализует определенную нравственную позицию, и здесь воля, а также устойчивость к нападкам, насмешкам и оскорблениям играют далеко не последнюю роль. Особенно требуется воля в ситуациях, когда творческие усилия (а тем более определенные результаты творческой деятельности) просто не замечаются, замалчиваются, как будто они и внимания никакого не заслуживают. Такие ситуации становятся все более распространенными, поскольку увеличивается общее число представителей творческих профессий (за всеми не уследишь и никого уже почти ничем не удивишь), а также увеличивается и число различных продуктов творческой деятельности (художественных полотен, книг, песен, кинофильмов, научных публикаций и др.). Непризнание — это самое страшное наказание для творческого человека. Творцы нуждаются не столько в обязательной похвале, понимании и одобрении: им больше нужен сам факт внимания к их творчеству. Они даже согласны на скандал вокруг своих произведений. Чтобы не отказаться от своего творчества (не «сломаться» в моральном отношении), творец должен иметь определенные «психологические тылы», которые обеспечили бы ему поддержание чувства собственной значимости (чувство элитарности) на достаточно высоком уровне. Нередко творец, не находящий реального понимания и поддержки среди окружающих людей, а тем более «незамечаемый» своими коллегами, вынужден бывает создавать в своем воображении других людей, другие ситуации, в которые он как бы экстраполирует результаты своего труда. По этому поводу любопытное и поучительное для будущих ученых откровение сделал в предисловии к своей книге Г. Селье, обращаясь к воображаемому другу Джону: «Я люблю тепло семейной жизни... Но наиболее характерные для меня чувства удовлетворения и соучастия обязаны своим происхождением определенного рода резонансу с общими законами природы. А они слишком грандиозны, чтобы вызвать иное чувство, кроме восхищения (если только не разделять полностью их понимание с другими людьми). Такое взаимопонимание дается не всегда. Чем дальше продвигаешься в глубь неизведанного, тем меньше попутчиков остается Рядом с тобой... Ты, Джон, для меня символ того, кто в этот мо- мент будет рядом со мной. Вот почему я ищу тебя всю жизнь... Ка: часто в науке начинаешь понимать, что абстракции бывают в та-) кой же или даже в большей степени реальны, чем осязаемые кон кретные факты. Вот я и создал тебя, Джон, своим младшим духов' ным братом и последователем, с которым я могу обо всем потолко ватъ. Ибо кто брат мой? Человек моей крови — даже если у на нет больше ничего общего — или человек моего духа, с которым; нас связывает теплота взаимопонимания и общих идеалов. Я про-1 должаю надеяться, что где-нибудь, когда-нибудь ты материализу-| ешься» [24, с. 14]. К этому можно было бы добавить, что помимо воображаемого^ все понимающего «духовного брата» творец должен быть готов и ц созданию в своем воображении своеобразного «духовного оппонента»! способного к конструктивной критике. Еще неизвестно, что про-| дуктивнее для творческого «вдохновения». Таким образом, получается, что непонимание и даже непризнание — это естественное состояние для творчески ориентире ванного человека. При этом одной из существенных характерно' тик творца является не просто готовность «мучительно переж» вать» такое невнимание к своему труду, но и готовность наход: иные смыслы в своем творчестве, выстраивая свой внутренн мир («психологический тыл»), независимый от презрения неве: и отношения так называемых «профессиональных тусовок». 4. Личностный компромисс как вариант построения «успешной» карьеры Для начала полезно рассмотреть традиционные представления путях к «успеху». В представлениях о путях построения успешно карьеры существует парадоксальная ситуация. С одной сторон* людям с детства внушают, что жизненный успех достигается усе днем в учебе, честностью, уважением к другим людям и т. п. Н с другой стороны, молодой человек быстро обнаруживает, ч для «успеха» часто бывают полезнее прямо противоположные " чества. Одно из возможных объяснений такого противоречия ключается в том, что родители и воспитатели, когда они неп редственно взаимодействуют с ребенком, часто сами бывают интересованы в том, чтобы он обладал набором «хороших» честв, «чтобы хлопот с ним было меньше». Но когда ребенок вз леет и все больше пребывает в других местах, с другими людь (с преподавателями, коллегами, начальством), родители час «переориентируют» свое подросшее чадо на прямо противополо: ные качества и в подтверждение даже приводят соответствую!!1 примеры достижения «успеха». Слава богу, такое происходит во всех семьях. Реально многие люди, зная о разных путях построения жизненного успеха (о «честном» и «нечестном» путях), все-таки надеются втайне, что именно их пути окажутся более честными. Но часто самоопределяющийся человек понимает также, что вообще без каких-либо компромиссов и моральных уступок ничего в жизни не добьешься. И тогда проблема сводится к тому, как свести эти компромиссы и уступки к минимуму. Само понятие «успешной карьеры» предполагает постоянное жестокое соревнование со своими конкурентами и соперниками. В. Берг, обращаясь к этимологии слова «карьера», пишет, что у древних римлян это слово означало «построенные в боевом порядке колесницы», а у французов «карьера» и сейчас означает «поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке, для того чтобы она могла бежать в нужном направлении», т. е. явная аналогия с соревнованием, с соперничеством. При этом упряжка рассматривается как «ваше профессиональное желание стать на ступеньку выше в служебной лестнице», — отмечает далее В. Берг [2, с. 63]. Во многих случаях существует определенная неизбежность внутренних компромиссов на разных этапах профессионализации. Попробуем показать на типичных примерах, на какие внутренние компромиссы приходится идти людям при построении своей профессиональной карьеры. На этапе обучения в школе молодой человек может вдруг обнаружить, что его не столько приобщают к миру науки и культуры, сколько всего лишь «натаскивают» для поступления в вуз (нередко процент поступивших в вузы рассматривается как один из важных показателей эффективности школы). К этому можно добавить и ситуации, когда молодой человек вдруг осознает, что все его собственные старания ничего не значат по сравнению с возможностями репетитора, который часто и обеспечивает поступление в престижное учебное заведение. И если молодой человек действительно собирается получить солидное профессиональное образование, то он вынужден смириться с такой ситуацией и внутренне преодолевать себя. Можно, конечно, «встать в позу» и заявить: «я в этих играх участвовать не собираюсь», — но тогда вооб-Ще можно остаться без образования. Но можно поступить и иначе: заставить себя дополнительно заниматься по собственной программе, обращаться за помощью не к репетиторам, а к своим любимым учителям и т. п. И если молодой человек успешно сдаст Потом вступительное экзамены, то это станет отличной основой Для его подлинного самоуважения. Но все ли молодые люди гото-вы к этому? На этапе подготовки к поступлению в желанный вуз абитуриент жет вдруг обнаружить, что некоторые «профилирующие» вступительные экзамены не имеют прямого отношения к той науке, он собрался изучать. Например, известно, что на фа- культете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова таким экзамене: является математика, после которой отсеиваются около 40—50 %: поступающих. Или сочинение, при написании которого желательн! не демонстрировать свою эрудицию и творческий подход, а над< лишь поменьше делать орфографических ошибок и придерживаться официального учебника. И вновь молодой человек вынужден пре-| одолевать себя, т. е. делать то, что ему чуждо (но ради высоко: цели такой компромисс вполне оправдан). На этапе обучения в вузе студенты часто обнаруживают, что представления были слишком далеки от реальности. Некоторые! студенты, столкнувшись с множеством глупостей и беспорядков,? начинают «искать правду», и в результате быстро портят отноше-ч ния с преподавателями, с администрацией и даже с сокурсника-* ми. Более мудрая позиция при этом заключалась бы в том, чтобь| временно смириться с этими нелепицами ради достижения болеет важной цели — получения образования и диплома, к чему и при-* зывает известный ученый Г. Селье в своей остроумной и очень откровенной работе «От мечты к открытию», как раз адресован-^ ной будущим ученым [24, с. 53—54]. Получается, что и здесь неиз^ бежны определенные компромиссы и не все, даже «талантливые; и «оригинальные мыслители», способны на эти компромиссы. Бо-1 лее подробно проблемы, связанные с обучением в профессио-| нальном учебном заведении, включая и всевозможные внутрен-ние и внешние «компромиссы», рассматриваются в гл. 9 настоя щего пособия. На этапе адаптации к новому месту работы молодой специа лист может вдруг осознать, что более важны не его профессиональные знания и умения, а его способность ладить с коллегам и начальством. Часто важную роль в успехе на этапе адаптаци играет умение включиться в местную престижную социально^ профессиональную группу — «тусовку», которая во многом подстраховывает своих постоянных членов и даже оберегает их о' гнева начальства. Известно, что такие «тусовки» во многом фор мируют общественное мнение и с ними вынуждены считат: даже самые строгие руководители. «Работник в тусовке» имев! гораздо больше шансов на успех в данной организации. Но что:" бы быть принятым в такую «тусовку» человеку также приходит" идти на определенные внутренние (и не только внутренние) коМ| промиссы, ведь в каждой «тусовке» строго расписаны ролевЫ позиции, и если молодой работник отказывается принять на себ; какую-то роль, то в «тусовку» он, скорее всего, не впишется, принятие роли, т. е. соответствие ожиданиям окружающих само по себе во многом ограничивает творческое самовыраЖв: ние личности. И далеко не все готовы на такую жертву. Но е человек, принятый в социально-профессиональную «тусовку* в дальнейшем захочет занять более творческую позицию, то э также потребует от него определенной платы (как известно, войти в «тусовку» стоит дорого, но самовольно выйти из нее — еще дороже), так как «тусовка» обычно не прощает самостоятельности и независимости. В ходе самой работы человек неизбежно сталкивается со склоками, травлей, ленью, непорядочностью и т. п. И если на все это реагировать должным образом, то работы просто не получится: человек быстро втянется в подобные отношения и это станет основным смыслом его деятельности (а может и всей жизнедеятельности). С одной стороны, лучше не позволять втягивать себя в подобные отношения, но, с другой стороны, оставаться в стороне — это тоже уступка совести. Есть еще и третий вариант — самому начать «травить» коллег, а потом, опираясь на свой гибкий интеллект, быстро и весело оправдывать любые свои неблаговидные поступки. И опять же — за самим человеком сохраняется право выбора, иначе если бы все было предопределено (т. е. не было бы соблазна «мерзости» и «подлости»), то не было бы и возможности личностного роста. На этапе выхода на пенсию человек вновь сталкивается с необходимостью жестокого внутреннего компромисса. Вся общественная система буквально вынуждает пожилого человека смириться с тем, что от него уже нет «никакой пользы» и что он «никому не нужен», даже несмотря на богатейший жизненный и профессиональный опыт и еще сохранившееся здоровье, что характерно для многих пожилых людей. К сожалению, нынешняя мораль гласит, что «старики должны уступать место молодым», даже если эти старики еще полны сил и замыслов. Хотя в более разумно устроенном обществе надо было бы дать возможность всем приложить свои силы и таланты. В нашей сегодняшней ситуации далеко не все старики способны бороться с несправедливым положением вещей и вынуждены идти, быть может, на самый страшный внутренний компромисс — в творческом и профессиональном плане как бы хоронить себя заживо. Условно можно выделить различные основания для понимания профессионального успеха. Осознать такие основания важно не только Для оценки жизни какого-то уже зрелого человека, но и для работы с молодыми людьми, еще только планирующими свою жизнь и мучительно ищущими «критерии» жизненного и профессионального успеха. Успех оценивается по конкретным результатам (заработанным Деньгам, купленным и построенным благам, созданным шедев-Рам или сделанным открытиям, по полученным званиям, премиям и т. п.). Этот вариант прост и понятен для большинства людей. Он хорош тем, что если какой-то требовательный человек заявит, что это лишь внешняя сторона успеха, на это можно отве-титъ: «А вы спросите, другие люди уважают меня за эти достиже- ния-результаты?». И конечно же, большинство других людей скажут: «Уважаем, потому что такой успех нам понятен!». Другой вариант предполагает оценку успеха не столько по внешним результатам-достижениям, сколько по затраченным усилиям, ведь известно, что одни и те же результаты у разных людей имеют разную ценность. Например, если парень из глухой деревни, без связей и посторонней помощи сумел стать кандидатом наук, то это стоит большего, чем стать доктором наук, имея высокообразованных родителей, да еще с престижными связями, со знакомствами и с определенным влиянием в обществе. Хотя и у таких влиятельных родителей дети далеко не всегда становятся докторами наук. Часто при оценке жизненного успеха важно бывает понять, что пришлось заплатить данному человеку за свои достижения, ведь кому-то такие достижения достались слишком легко, а кому-то дорогой ценой. Но самое главное, что именно пришлось отдать за свой успех. Может так оказаться, что за успех пришлось платить совестью, достоинством, интересами и благополучием близких людей. С одной стороны, можно сказать, что человек ради своих целей не пожалел самое дорогое, что у него есть, но, с другой стороны, что может быть дороже собственного достоинства? Быть может, главное искусство жизни и построения успеха заключается не в том, чтобы как в супермаркете покупать этот успех, платя за него своим достоинством, превращенным в «валюту», а в том, чтобы, достигая намеченных целей, еще и приумножать свое достоинство. Даже в тех случаях, когда приходится идти на определенные внутренние компромиссы, человек должен сохранять свое достоинство. Более того, подлинная «жертвенность», когда человек отказывается от многих радостей жизни (но не от своего достоинства), неизбежна и предполагает настоящий личностный рост, так как, жертвуя второстепенным, человек фактически обогащается. Также такое обогащение возможно, когда человек не просто жертвует (отрывает от себя) какие-то свои блага, но именно добровольно делится ими с окружающими людьми, т. е. опять же не продает, не меняет свою совесть на блага. Только вот как всего этого добиться не на словах, а в условиях реальной жизни? Вопросы для самопроверки 1. Какое значение для профессионального и жизненного само-1 2. Что имел в виду Э. Эриксон, когда говорил, что для подростка <
3. Что такое «элитарные ориентации» самоопределяющейся 4. Как проявляются элитарные ориентации в профессиональ 5. В чем проявляется противоречивость представлений о путях к 6. Приведите примеры неизбежных внутренних компромиссов 7. Приведите примеры разных оснований при оценке жизнен Рекомендуемая литература 1. Афанасьев М.Н. Правящие элиты и государственность посттотали 2. Берг В. Карьера — суперигра. — М., 1998. 3. Бодалев А. А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его 4. Гарин И. И. Пророки и поэты. — М., 1992. — Т. 1. 5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самооп 6. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в ком 7. Дрейкурс-Фергюссон Е. Психология, которая принесет вам пользу: 8. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки рос 9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995. 11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1990. 12. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. 13. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде — 14. Менегетти А. Система и личность. — М., 1996. 15. Московит С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. — 16. Петухов В. В. Природа и культура. — М, 1996. 17. Пряжников Н. С. Право на нравственность: Этические проблемы 18. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. — М.; Воронеж, 1997. 19. Пряжников Н. С. 5 ^ $, или Личность в эпоху продажности: Учеб.- 20. Пряжников Н. С. Психология элитарности. — М.; Воронеж, 2000.
21. Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфи 22. Разин В.М. Психология судьбы: Программирование или творче 23. Рюмина М.А. Тайна смеха, или Эстетика комического. — М., 1993. 24. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. — М., 1987. 25. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. 26. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990. 27. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992. 28. ХазенА.М. Законы природы и «справедливое общество». — М., 1998. 29. Хорни К. Культура и невроз // Психология личности: Тексты / Под 30. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |