|
||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Континуум стыд / гордость
Таблица 2 представляет континуум стыд / гордость и демонстрирует, как стыд может быть и позитивной, и негативной силой в жизни человека.
Стыд сам по себе не хорош и не плох. Умеренное чувство стыда полезно, в то время как недостаток или избыток стыда создают массу сложностей. Слова, ассоциирующиеся с умеренными стыдом и гордостью: «скромный», «смиренный» и «автономный», сильнейшим образом контрастируют со словами для избыточного или недостаточного стыда, такими как «дефективный», «некомпетентный» и «высокомерный». Эта разница составляет самую сущность понимания стыда. Подавляющий избыточный стыд узнать легко. Люди, испытывающие его, верят, что они – презренные, никем не принимаемые, достойные только пренебрежения других и бессильные изменить что-либо. Они видят себя недочеловеками, чужаками, покинутыми и отвергнутыми из-за своей дефективности. Они очень застенчивы, поскольку убеждены, что если их заметят, то осудят и подвергнут насмешкам и издевательствам. Они склонны избегать компаний и товарищеских отношений, как физически, так и эмоционально. Если они не могут ретироваться, то надевают «маску», чтобы помешать другим видеть себя. Это индивидуумы, которые могут пить, чтобы скрыть свой невыносимый стыд от самих себя (Kurtz, 1981). “Сверхчеловеческая” установка является другим несчастливым исходом “нарцистического кризиса” (Kohut, 1978), через который проходят дети первых двух лет жизни. Выбравший это решение терпит неудачу в ограничении эксгибиционистских тенденций, даже когда лучше было бы их ограничить. Такие люди думают, что они лучше других, и настаивают на том, чтобы оставаться в центре Вселенной, подобно богам, много позже того срока, когда большинство из нас уясняет, что это уже большая удача – быть важным для нескольких других людей. Эти субъекты – эксгибиционисты, выставляющие себя на всеобщее обозрение. Они могут вести себя «бесстыдно», не замечая того, что смущают других. Они склонны презирать всех остальных, которые, разумеется, «ниже» их. Эти люди, которых «Анонимные Алкоголики» называют «грандиозными» за отсутствие умеренного стыда, могут пить, в частности, ради чувства всемогущества и важности, достигаемого в состоянии интоксикации. Индивиды, испытывающие непреодолимый стыд, на самом деле в большой степени сходны с грандиозными. И те, и другие неспособны найти комфортный способ проинадлежать миру. Для некоторых индивидов характерна быстрая смена этих двух состояний: следующие друг за другом периоды ужасного стыда и абсолютного бесстыдства. Алкоголик может быть способен поддерживать абстиненцию в одной или обоих этих позициях, но он, безусловно, продолжает чувствовать себя одиноким и отчужденным от себя и других. Подлинное выздоровление подразумевает нахождение способа умерить как стыд, так и гордость. Умеренный стыд дискомфортен, но не слишком. Человек в этом случае не презирает себя целиком. Он боится быть увиденным и может нуждаться в прерывании контакта, но даже в этот момент он готовится, в конечном итоге, вернуться к обществу. Он не до такой степени застенчив, чтобы прекратить любые действия, дабы никто не увидел и не осудил его. Его стыд опустошителен, но это - временное состояние. Человек, способный испытывать умеренный стыд, может не справиться с произнесением речи – перепутать слова или прийти в полное замешательство. Он может быть настолько расстроен, что ему будет трудно концентрироваться и он наделает кучу ошибок. Впоследствии он может отвратительно себя чувствовать и даже желать себе смерти. Однако, когда это первоначальное расстройство пройдет, он будет способен простить себя и сделать выводы, которые позволят ему не повторять своих ошибок. Он использует свой стыд, чтобы в следующий раз говорить так, чтобы гордиться собой. Он может в конечном счете благодарить свои неудачи, рассказывая другим, что эти события помогли ему приобрести скромность и мотивировали его стать лучше. Человек, чувствующий нормальный, умеренный стыд, может выносить это состояние. Однако, он неприятен, и субъект сделает все, чтобы уменьшить этот дискомфорт. Вместо отрицания своего стыда, он воспримет его как сигнал к изменению. Он изменит поведение и, таким образом, начнет изменять общее понятие о себе. Это отличает его от полностью устыженной персоны, застрявшей в постоянной ненависти к себе; такой человек принимает вызов движения от стыда к гордости. Его цель – чувствовать себя «достаточно хорошим», чтобы знать, что для него есть место в мире. Он ожидает, что другие увидят и примут его, а не обольют презрением. Он может регулировать свое поведение в достаточной степени, чтобы нравиться окружающим без потери чувства базовой автономии. Он может оставаться один без неодолимого страха оставления. Большинство людей чередуют временные состояния стыда и гордости внутри себя. Эти состояния отражают их текущее поведение и отношения с другими. В конечном итоге, стыд помогает человеку выучить несколько важных истин о его месте в мире: 1. Принцип человечности – что он принадлежит к человеческому роду; 2. Принцип скромности – что он не хуже и не лучше других; 3. Принцип автономии - что он может контролировать свое собственное поведение, но никак не чужое; и 4. Принцип компетентности – что можно быть «достаточно хорошим», не будучи совершенным. Принцип человечности позволяет человеку знать, что он принадлежит этой Вселенной. Его рождение не было ужасной ошибкой, он не пришелец и не недочеловек. Он может смотреть в зеркало и не увидит там жуткого монстра. С другой стороны, он не Бог. Если он не оставит этой иллюзии и будет действовать, исходя из нее, он потерпит ужасающий провал, его высокомерие приведет в конце концов к глубочайшему стыду. Он чувствует законную гордость своими достижениями, но это не ведет к ложной гордости грандиозности. Основная ценность умеренного стыда состоит в том, что он помогает человеку отслеживать свои отношения с миром. Когда он оступается, теряя его благосклонность, стыд говорит ему, что что-то всерьез не так - его межличностный мост (Kaufman, 1980) между ним и другими требует ремонта. Такой стыд скорее активизирует, чем парализует. Удобно разделить позитивные функции умеренного стыда на разделы, обозначенные в таблице 3.
Таблица 3. Позитивные аспекты умеренного стыда.
I. Человечность а. Чувство принадлежности б. идентификация в сообществе
II. Смирение а. скромность б. осознание ограниченности человеческих возможностей
III. Автономия а. индивидуальность б. самоценность в. независимость
IV. Компетентность а. власть б. привычка компетентности в. реалистическая гордость
Потребность в принадлежности – центральная для переживания стыда. Стыдящийся человек чувствует себя одновременно видимым и осуждаемым – его глубинная идентичность недействительна, и поэтому он ожидает оставления со стороны общества. Он верит, что не имеет права принадлежать. Вместо принадлежности он жаждет быть … человеком, принятым и любимым. Но только слишком стыдящийся субъект заключает из опыта стыда, что никогда не сможет быть человеком. Другие способны понять, что их стыд – не навсегда, особенно если они предпринимают что-то, что усиливает их чувство принадлежности. Например, одна женщина, моя пациентка, говорила, что ощущала чудовищную волну стыда, когда ее критиковал отец. После этого она чувствовала себя настолько недостойной любви, что “уходила на дно” и проводила несколько дней или недель за компульсивной едой и питьем. Это заставляло ее чувствовать себя еще большим ничтожеством и, возможно, продвигало ее к попытке суицида. Вместо этого, она заставила себя поднять телефонную трубку и позвонить выздоравливающей подруге, понявшей ее ситуацию. Они немного поговорили, встретились за чашкой кофе, сходили вместе на встречу “Анонимных Алкоголиков”. В течение 24 часов она подтвердила свое право на жизнь. Она превратила свой стыд в гордость, а страх оставления – в успокаивающую уверенность, что занимает важное место в жизни других людей. Часть переживания человечности – идентификация с обществом (Schneider, 1977). Это затруднительно для тех, кто испытывал в детстве глубокий стыд. Такие люди склонны чувствовать себя настолько отличными от других, что могут существовать только на периферии групп, в которые входят. Это отцы, поздно возвращающиеся домой; матери, надеющиеся, что никто не вспомнит об их дне рождения; «заброшенные дети» (Wegscheider, 1981), чей единственный друг – собака, с которой они говорят обо всем; и технари, которым комфортно с цифрами, но не с людьми. Алкоголизм изолирует употребляющего и его семью, внося большой вклад в чувство индивида, что он ни к чему не принадлежит. Эта изоляция имеет место внутри семьи в виде отношения к ее членам, как к посторонним; каждый может заключить, что никто не заботится о нем. В эмоциональном смысле, алкогольный опыт оставляет своих жертв вне групп, которым они могут доверять. Умеренно стыдящийся человек переживает болезненные моменты, в течение которых он сомневается в своем месте. Это может быть подросток, огроченный открытием, что его друзья не хотят с ним больше иметь дела, или взрослый, чей работодатель или супруг неожиданно выразил свое недовольство. Такому человеку может быть необходимо временно отойти для укрепления своих границ. Но он сохранит глубинную веру в свою принадлежность чему-то. Он будет искать пути вновь присоединиться к этой группе или найти новую, в которой можно будет поддерживать внутреннее достоинство и самоуважение. Принцип скромности помогает индивиду существовать, не презирая себя или других. Скромный человек знает, что не может быть безупречным. Он готов разделить свое небезупречное бытие с другими, понимая, что они тоже не лишены недостатков. Он не должен все время соревноваться и сравнивать себя с другими. Он научился тому, что для каждого есть место в сообществе, и никто по сути своей не высшее и не низшее существо. Он стремится быть «достаточно хорошим», а не совершенным. Принцип смирения помогает разрешить базовую детскую дилемму – желания и страха быть центром внимания. Скромный человек научается тому, что он достоин быть «звездой» время от времени. Он не должен избегать любого внимания или быть одержимым мыслями о том, что другие о нем подумают. Также он не скатывается и к другой крайности – попыткам постоянно демонстрировать себя миру, всегда находясь в центре. Он видим, но не бросается в глаза. Он развил в себе скромность. Умеренный стыд помогает осознанию человеческих ограничений (Kurtz, 1981). Мы – смертные, периодически впадающие в грех, и мы должны помнить об этой реальности. Например, человек, упавший в грязь, поскольку смотреть вниз было ниже его достоинства, сначала почувствует себя униженным. Но есть надежда, что позже он сможет посмеяться над этим происшествием, поняв абсурдность своей ситуации. Этот юмор связывает индивида с другими, поскольку каждый иногда желает бессмертия, и позволяет нам восстановить потерянное ощущение себя и общества. Принцип автономии, подчеркиваемый Эриксоном (1963), позволяет индивиду контролировать свое собственное поведение. В противоположность этому, крайне стыдливый субъект чувствует себя беспомощным, поскольку верит, что его действия будут оценены другими как неудовлетворительные. Он чувствует себя слабым и неспособным действовать эффективно. Он может в конце концов прекратить делать что-либо вообще из-за своей неспособности повлиять на мир позитивно. Индивиды, склонные к другой крайности, ожидают похвалы за все, что делают. Они становятся подавляющими и контролирующими, неспособными принять послания других о торможении или прекращении нежелаемого поведения. Автономный человек осознает, что должен прислушиваться как к позитивным, так и к негативным отзывам других и принимать их во внимание при решении, каким образом действовать. Он также понимает, что у него столько же могущества, сколько у других, и нет повода ни диктовать другим, как им жить, ни позволять им контролировать себя. Автономный индивид может чувствовать стыд даже в одиночестве, поскольку он идентифицировался с родителями и интернализовал их стандарты подобающего поведения. Человек, способный чувствовать стыд, развил идентичность в качестве отдельной личности. В конце концов, он сам показывает на себя пальцем, стыдя себя. Он сам судит о своей адекватности или неадекватности, сравнивая себя с реальными персонами и со своими идеализированными родителями. Чрезмерно стыдящийся индивид постоянно видит свою незаконность и отвратительность. Сравнения, проводимые им, обескураживают, и сама его идентичность находится под вопросом. Однако, менее пристыженные субъекты могут использовать стыд, помогающий им утвердить и определить свою идентичность. Они имеют «Я», которому угрожает и вредит стыд, но вредит не безнадежно. Опыт стыда помогает им определить их «не-Я», персону, которой они не хотят быть. Каждое переживание стыда в дальнейшем уточняет их сущностные характеристики. Человек может вздрагивать, действуя определенным образом, даже когда проблемы совершенно не заметны другим. Например, блестящий студент, который подозревает, что неверно выбрал поле деятельности, может быть приведен в замешательство хорошими результатами теста, поскольку понимает, что такой успех может соблазнить его остаться. Он может верить, что продается задешево, и даже говорить, что больше не может смотреть на себя в зеркало, пока не наберется смелости сменить руководителя. Таков позитивный опыт стыда, повышающий чувство собственной ценности и усиливающий индивидуальность. Автономный человек обычно имеет высокие личные стандарты. Он, похоже, испытывает стыд регулярно и использует его для модификации своего поведения. Он развивает внутренний самоконтроль не для того, чтобы избежать наказания или осуждения других, но чтобы усилить свое бытие. Этот тип стыда относительно мудрен. Его легче спутать с виной, по причине присутствия моральных аспектов. Возможно, его можно назвать моральным стыдом (Miller,1985) или экзистенциальной виной. Однако, это первично все же феномен стыда, поскольку он затрагивает базовую идентичность человека. Субъект интернализовал высокие стандарты и хочет жить в соответствии с ними. Переживания стыда сигнализируют ему о том, что у него есть разногласия с собственной центральной идентичностью, которыми надо заняться немедленно. Умеренный стыд дает алкоголику возможность изменить свое само-определение с «дефективного и неадекватного» на «компетентного и достаточно хорошего». Например, выздоравливающий алкоголик может быть в ужасе от своих собственных «вонючих мыслишек», когда вспоминает, как хорош на вкус был его любимый напиток. Он может смотреть на этот обычный инцидент как на доказательство того, что еще не достиг подлинной трезвости. Он чувствует, что остается порочным по сути, скрывющим «алкогольную личность», которая должна быть уничтожена. Он чувствует стыд и на время теряет ощущение «хорошего себя», появившееся вместе с абстиненцией. Однако, этот человек не срывается немедленно из-за того, что столкнулся с негативной частью своей идентичности. Его стыд, будучи умеренным, может подтолкнуть его снова к его выздораливающей самости. Момент стыда за то, что был алкоголиком, вольется в его законную гордость выздоравливающего алкоголика. Это событие помогает ему осознать, что его базовое определение себя изменяется; теперь он может смотреть в глаза другим, потому что больше не позорит себя. Автономное поведение контрастирует с усилиями «угодить окружающим», которые глубоко стыдящиеся люди предпринимают, отчаянно желая быть принятыми. Также оно отличается и от нарцистических, центрированных на себе установок, характеризующих персону со слишком малой способностью к стыду. Для автономных людей возможны независимые действия: они не боятся потерять свою идентичность и не имеют необходимости атаковать право других действовать и мыслить независимо. Принцип компетентности позволяет индивиду эффективно функционировать в мире. Компетентный человек не должен быть абсолютно безупречен во всем, за что берется. Эти люди знают, что человеческие существа часто могут выполнять свои задачи мастерски и с любовью. Но также они знают, что периодические неудачи – неизбежная часть человеческого опыта. Иногда субъект может научиться на этих ошибках и стать более компетентным. В другое время он может только принять свою неудачу, не заключая при этом, что является фундаментально некомпетентным. Переживание стыда может также вести к мастерству, определяемому здесь как персональное обязательство достичь высшей компетентности. Мастерство – в той же мере установка, в какой и набор актуальных поведений; здоровый индивид развивает ожидание, что он может достичь успеха в большинстве значительных задач, взятых на себя. Глубоко стыдящийся отличается тем, что развивает ослабляющее чувство некомпетентности. Он ожидает неудачи и становится экспертом по провалам. Перфекционист находится на другом конце, настолько стремясь к совершенству, что не в состоянии закончить ни одного дела. Человек, потерпевший неудачу в чем-либо важном для себя, вероятно, испытает стыд, приносящий временный дискомфорт. Это, конечно, может напомнить ему о многих предыдущих неудачах и поставить под вопрос его компетенцию. Однако, я еще раз хочу подчеркнуть, что это нормальный процесс, неотъемлемый от нашего роста как человеческих существ. Стыд ведет нас к гордости; мы прячем глаза в надежде однажды поднять их. Человек, обращающийся должным образом с периодическими эпизодами стыда, развивает привычку компетенции и чувство реалистической гордости тем, как он принимает вызов быть достаточно хорошим. Выздоравливающий алкоголик должен получить вызов при лечении. Он, возможно, развил установку неудачи и некомпетентности. Он может быть трудолюбивым перфекционистом в своем страхе неудачи. Его пьянство может служить и оправданием неудач, и гарантией еще большего урона понятию о себе. Основное для консультанта – допустить, что этот индивид имеет столь же высокие стандарты, как и всякий другой (но не выше), и что выздоровление подразумевает помощь алкоголику развить или вернуть тот уровень исполнения, с которым ему будет комфортно жить. Выздоравливающий алкоголик нуждается в побуждении ставить реалистические цели, которые помогут ему пережить успех. Ему нужно развить привычку компетентности, ведущую к внутренней гордости собой. Человек, регулярно переживающий реалистическую гордость, менее подвержен тенденции остаться в области фантазий, снов наяву и ложной гордости, что часто ведет к срыву. Резюме Развитие способности чувствовать умеренный стыд представляет собой неотъемлемую часть процесса выздоровления алкоголика. Умеренный стыд ведет к умеренной, здоровой гордости. Индивид, переживающий эти чувства, может быть описан как человечный, скромный, автономный и компетентный. Основная ценность умеренного стыда в том, что он помогает индивиду отслеживать свои отношения с миром. Когда он оступается, теряя благосклонность мира, стыд говорит ему, что что-то всерьез не так - межличностный мост (Kaufman, 1980) между ним и другими требует ремонта. Такой стыд скорее активизирует, чем парализует.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |