АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение и определения

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I. Введение
  3. I. Введение
  4. I. Введение
  5. I. Введение
  6. I. Введение
  7. I. ВВЕДЕНИЕ
  8. I. Введение
  9. I. ВВЕДЕНИЕ.
  10. II. ВВЕДЕНИЕ
  11. VI. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  12. VI. Введение в анатомию массового человека

Проблемы стыда и вины пронизывают все общество. Чувство вины, в частности, часто ассоциируется с западной цивилизацией вообще (Piers and Singer, 1953), хотя реальных доказательств этого не существует. Базисное Фрейдовское понимание развития личности постулирует в качестве центрального конфликт между нашими животными, эгоистическими побуждениями и противостоящими им силами внутри нас, которые пытаются контролировать и перенаправлять эту энергию на социально приемлемые цели. Чувство вины исполняет центральную роль в этом конфликте: оно наказывает индивида изнутри, когда он хотя бы задумывается о том, чтобы повести себя асоциальным образом. Стыд, менее изученный и, возможно, менее понятный, чем вина, также пропитывает наше общество, появляясь всякий раз, когда люди чувствуют себя глубоко смущенными, униженными или ничего не стоящими. И хотя и стыд, и вина имеют и позитивные функции, как я объясню дальше, большинство клиницистов имеют дело с клиентами, которые сталкиваются с совершенно избыточными количествами стыда и вины. Такие «связанные стыдом» и «связанные виной» индивиды часто вырастают в семьях, излишне использующих стыд или вину в своем повседневном обиходе.

У данной книги две главных цели: помочь профессиональным терапевтам понять, как алкоголизм связан с чувствами стыда и вины, а также как они могут лечить алкоголиков, полных стыда и вины. Первая цель - увеличить понимание - сложна в связи с тем, что ни понятие стыда, ни понятие вины не имеет точного определения, которое было бы авторитетно признано в профессиональном сообществе. Я предлагаю следующие определения для этих неуловимых терминов:

Стыд – это «болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа», тогда как вина – это «болезненное состояние осознания, которое сопровождает свершившееся или замысленное попрание субъектом общественных ценностей и правил».

Стыд и вину часто путают как клиенты, так и терапевты. Самый простой способ различить их – это помнить, что стыд затрагивает центральную идентичность клиента, его целостную самость. В противоположность этому, вина относится к его специфическому актуальному или планируемому поведению. Стыдящийся человек думает: «Как Ямог совершить это?», а виновный – «Как я мог совершить Это



Таблица 1 представляет собой список наиболее важных отличий между стыдом и виной. Эти отличия будут обсуждаться позже в этой главе и в остальном тексте.

 

Центральная черта Стыд Вина
Неудача бытия; недостижение це­лей; целостной самости деятельности; попрание ценностей
Основное ощущение себя неадекватным, несовершенным, ничего не стоящим, выставленным напоказ, отвратительным, опозоренным плохим, злым, порочным, полным раскаяния
Провоцирующее событие неожиданное, возможно, тривиальное происшествие действительное или мысленное нарушение
Первая реакция физиологическая: опускание глаз, и т.д. аффективная: сильная эмоция когнитивная: осознание своей ответственности поведенческая: фокус на действии
Вовлечение самости образ себя вовлечен полностью: «Как Ямог совершить это?» частичный (моральный) образ себя: «Как я мог совершить Это?»
Центральный страх быть покинутым, не принадлежать наказания, остракизма
Происхождение идентификация с идеализированными родителями потребность в контроле над агрессивными импульсами
Первичные защиты отрицание уход перфекционизм высокомерие эксгибиционизм ярость рационализация, самозабвение, параноид, раздумье, обсессивные / компульсивные паттерны, поиск ужасного наказания, интеллектуализация
Позитивные функции гуманные чувства скромность чувство автономии чувство компетентности возмещение (действия по исправлению), моральное поведение, инициатива

 

Одной из причин, по которой стыд и вину можно спутать, является то, что человек может испытывать их одновременно. Например, некто, только что укравший газету, может почувствовать, что покраснел, хотя его никто не видел. Он может параллельно ругать себя за то, что преступил свою собственную и общественную систему ценностей. Тем не менее, определенные личности склонны больше к стыду или к вине; важно быть способным говорить бегло на обоих языках.

‡агрузка...

Одно и то же поведение может пробудить стыд в одном человеке, вину в другом и оба чувства в третьем. Это особенно верно для поведения в рамках традиционной морали; некто, предавший Родину за деньги, может стыдиться своей жадности и / или чувствовать вину за свою нелояльность. Но даже тривиальные действия, которые, казалось бы, никак не связаны с виной (например, однажды утром забыть побриться) могут всколыхнуть вину с тем же успехом, что и стыд, если они связаны, сколь угодно незначительно, с общественными или семейными принципами.

Обильное упоминание в литературе демонстрирует двусмысленность понятий стыда и вины. «Экзистенциальная вина» (Miles and Demi, 1983; Buber, 1971; Carroll, 1985; Sternig, 1984) – это смутная вина, не связанная ни с каким специфическим преступлением или оплошностью. Это духовное состояние, которое заставляет свою жертву оценивать всю свою жизнь, а не отдельные действия. «Иррациональная вина» (Forrest, 1983; Ellis, 1975; Royce, 1981) означает вину, у которой нет специальной причины, или ее величина намного превышает разумные пределы. «Моральный стыд» (Miller, 1985) описывается как чувство стыда, сопровождающее этический проступок. Очевидно, вина и стыд частично перекрываются, как в теории, так и на практике.

Стыд и вина происходят из интимных взаимодействий самости и общества, которые характеризуют раннее развитие ребенка. Стыд чаще всего ассоциируется с ранними эпизодами осознания ребенком, что он – отдельный человек, который нуждается в родительском принятии и может легко его потерять. Чувство вины развивается, когда ребенок начинает осознавать, что у него есть общественные обязанности, и поэтому он должен сдерживать эгоистические агрессивные или сексуальные побуждения. Перекрывание этих двух последствий развития кажутся неизбежными. Например, когда ребенок демонстрирует агрессию, он, скорее всего, будучи наказан, услышит оба родительских комментария, как стыдящий («Посмотри на себя, тебе должно быть стыдно!»), так и обвиняющий («Не смей бить сестру, это против наших правил!»). Простое и прямое критическое послание – «Нет, это плохо!» - может интерпретироваться и как стыдящее (что ребенок в сущности своей дефектен), и как обвиняющее, если пресекается специфическое поведение.

К счастью, терапевтам редко приходится проводить головоломное различение стыда и вины. Скорее, они имеют дело с обоими явлениями у своих проблемных клиентов. Важно осознавать, что некоторые клиенты могут обозначать переживание как «вину» в основном потому, что слово «стыд» отсутствует в их словаре. Клиенты могут нуждаться в том, чтобы их научили основным терминам, чтобы они могли начать различать эти чувства. Но, безусловно, не стоит их вовлекать в высокоинтеллектуальные дискуссии на тему тонких различий стыда и вины.

Возможно выделить различные терапевтические направления для стыда и вины, особенно если мы разделяем их, противопоставляя стыду «рациональную вину», определяемую как чувство, возникающее, когда некто действительно преступает важное правило и чувствует себя плохо прямо пропорционально величине своего проступка. Проводить терапию стыда лучше всего на аффективном уровне, помогая клиенту проявить свои тайные дефекты в безопасных отношениях. Напротив, рациональную вину лучше конфронтировать на поведенческом и когнитивном уровнях; клиента побуждают исследовать свою систему ценностей и действовать в соответствии с ней.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)