|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самозабвение (selflessness)
Некоторые индивиды пытаются защититься от чувства вины тем, что никогда не проявляют агрессии по отношению к другим. Такие люди приучены верить, что они не имеют права на свои собственные потребности. Они могут чувствовать себя свободными от вины, лишь когда жертвуют собой. Самозабвенные индивиды должны в самом деле отказаться от столь многого в себе, что становятся фактически не имеющими самости (self-less); вся их идентичность крутится вокруг удовлетворения ожиданий окружающих. Такие личности имеют очень незначительное независимое понятие о себе. Лишенные своих ролей святых, спасителей и заботящихся, они оказываются лишенными цели. Для них ценой избегания чувства вины является внутренняя пустота. Самозабвенные индивиды часто путают заботу о себе с эгоизмом. В норме большинство людей может различить эти понятия. Акты эгоизма - такие, как воровство денег или присвоение большей, чем это было бы справедливо, доли поданной на всех пищи, не могут пройти незамеченными. Скорее всего, поступающий так почувствует вину и может принять решение исправить свою ошибку в настоящем и воздерживаться от подобного поведения в будущем. Большинство людей понимает, что простые акты заботы о себе, такие как съедание такого же количества пищи за обеденным столом, как и другие, представляют собой социально приемлемое поведение и не могут порождать чувство вины. К несчастью, некоторые настолько боятся своих собственных агрессивных тенденций, что путают заботу о себе с эгоизмом. Они живут в соответствии с принципом, что любой акт заботы о себе должен быть рассмотрен как проявление эгоизма. Соответственно, такие люди ожидают наказания от других, когда им случается быть хоть чуточку ассертивными; они также чувствуют огромную вину, обдумывая обычную для себя деятельность по уходу за другими. Они защищаются с помощью подходящих оправданий: «Меня всегда учили заботиться о других»; «Никогда не говори слова «Я» – это эгоистично»; «Если я подставлю другую щеку, то попаду на небеса». Однако, в глубине за всеми этими аргументами скрывается чувство вины, которое парализует индивида, когда он пытается сфокусировать внимание на себе. Приведенное выше описание самозабвенной личности наиболее часто ассоциируется с теми, кто живет с алкоголиками. В самом деле, многие супруги и дети алкоголиков действуют самозабвенно, отчаянно ставя потребности других впереди своих собственных. Такие люди часто демонстрируют удивительную выносливость в страдании и способность выживать при минимальном количестве физической и эмоциональной поддержки. Возможно, некоторых созависимых привлекает чрезмерно требовательное, эгоистичное поведение алкоголика как один из способов защиты от чувства вины, которое они чувствовали бы, если бы кто-нибудь обращался с ними нежно. С другой стороны, многие созависимые ясно осознают, как дурно с ними обращаются в таких отношениях; их кажущееся самозабвение большей частью является реакцией на безвыходность ситуации. Очень соблазнительно было бы описать алкоголиков как в сущности своей эгоистичных личностей. «Я хочу того, чего хочу, и хочу этого немедленно!» – действительно обычный атрибут мышления алкоголика. Однако, некоторые алкоголики воспринимают себя как самозабвенных, они уверены, что отдают гораздо больше, чем получают. Иногда это исключительно лживая и служащая своему хозяину рационализация; такие индивиды оправдывают свое пьянство горечью по поводу того, как с ними плохо обращаются, или считают его наградой за то, как они жертвуют собой. Они могут также считать себя исключительно чувствительными людьми, которые нуждаются в пьянстве, чтобы вынести жадность и бесчувствие всех остальных. В других случаях алкоголик действительно защищается от чувства вины посредством самозабвения. Такие люди могут снять с себя последнюю рубашку, как в трезвом, так и в пьяном виде. Стандартная программа лечения алкоголизма, предполагающая эгоизм алкоголика, может не быть эффективной с такими индивидами; их пьянство – не проявление жадности. Вместо того, чтобы учиться обуздывать свою агрессию, такие люди, возможно, нуждаются в том, чтобы стать более напористыми. Женщины-алкоголички особенно уязвимы по отношению к этой проблеме, просто потому, что от женщин вообще часто ожидают проявлений самозабвения. Роман «Фабрика крекеров» (Rebeta-Burditt, 1986), в котором начавшую лечение женщину подталкивают к тому, чтобы она немедленно вернулась к своим обязанностям матери и домохозяйки, иллюстрирует то, как самозабвение угрожает выздоровлению. Не имея права позаботиться о себе, главная героиня этого романа разрывается между принятием обязанностей (и срывом) и тем, чтобы остаться на более длительный период лечения. Bepko (1985) пишет, что выздоравливающие алкоголички склонны слишком быстро возвращаться к своей материнской роли из-за своего чувства вины за прошлую неудачу в ней. Безусловно, консультантам следует учитывать это в ходе терапии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |