|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проследи послания иррациональной вины до их источника в родительской семье или в нынешних условияхПровоцирующие вину послания и поведение в родительской семье описаны в Главе 10. Многие из этих посланий были глубоко интернализованы нашими клиентами; даже раздумья о нарушении или сомнение в истинности этих заповедей часто вызывают приступ иррационального чувства вины. Кроме того, эти принципы были внушены ребенку его высшими авторитетами - родителями или опекунами. Неважно, насколько неразумными выглядят такие предписания для внешнего наблюдателя - они полны безупречного здравого смысла для индивида, приходящего на терапию. К тому же, подверженный чувству вины индивид может быть слишком напуган, чтобы даже рассматривать возможность проверки этих посланий, как будет показано в следующем пункте. В общем, иррациональная вина часто коренится в базовом моральном представлении о себе (self-concept), а также в преданности родителям и страхе перед ними. Иррациональная вина может также появляться, или, по крайней мере, увеличиваться, позже в процессе жизни. Многие алкоголики, испытывая потребность защитить свою позицию в семье, сознательно и бессознательно подлавливают домочадцев на все виды иррациональных посланий. Иногда они достигают успеха в разрушении здравого смысла своих супругов и детей, даже если эти персоны имеют позитивную историю умственного здоровья. Иррациональность, кажется, заряжена гигантской энергией. Могущественные индивиды, движимые болезнью или патологией, могут просто подавить защитные механизмы окружающих. Девиз, который я использую со своими клиентами: «иррациональность всегда превзойдет рациональность, поскольку не собирается бороться честно». Таким образом, было бы ошибкой думать, что вся иррациональная вина должна быть прослежена до родительской семьи. Вместо этого, ее надо прослеживать, в зависимости от ситуации, или до источников в настоящем, или до интернализаций прошлого. Иррациональная вина порождается тем, кто принес иррациональное послание. Как только послание и его источник установлены, их нужно исследовать. Как мы можем помочь клиенту обнаружить источники вины? Самый прямой подход – это просто спросить его: «Кто вам это сказал?», когда он говорит о моральном убеждении, которого придерживается. Подойдут также вопросы: «Откуда вы знаете, что это правда?» и «Вы в это верите сами, или кто-то другой хочет, чтобы вы в это верили?». Цель всех этих вопросов – создать или поддержать кризис морального развития. Терапевт ставит под вопрос то, что клиент считал абсолютной истиной. Есть надежда, что эта процедура «разморозит» клиента в достаточной степени, чтобы он мог пересмотреть свои ранее несомненные ценности. Терапевт, исследующий предположения клиента на тему морали, должен гарантировать, что цель этой операции – скорее помочь клиенту обдумать свою ситуацию, чем как-то изменить его ценности. Однако, сам вопрос на эту тему является для клиента важным сообщением о том, что кто-то может в самом деле придерживаться другой позиции без немедленных катастрофических последствий. Если консультант как-то пережил активный моральный процесс, то, возможно, и обуреваемый виной клиент сможет это сделать. И снова группа имеет огромную ценность на этой стадии лечения. Она особенно ценна при обнаружении неразумных убеждений. Когда новый член группы слышит сообщение «Так же и я обычно думаю» от нескольких других, это может быть могучим мотивом для изменений. Ведущие должны противостоять групповой ригидности, когда терапевтическая или поддерживающая группа вырабатывает застывший паттерн взаимодействия и придерживается массы непроверенных убеждений и ритуалов, так что группа не может больше служить местом, где поощряется честная моральная самооценка. Ответственность консультанта – способствовать открытой дискуссии в группе о ценностях и стилях жизни. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |