|
||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Континнуум чувство вины / моральная гордостьТаблица 8 представляет континуум чувство вины / моральность и демонстрирует то, что вина, так же, как стыд, может быть позитивной или негативной силой в жизни личности. Для выздоравливающих алкоголиков и их консультантов особенно важно понимать противоположность рациональной и иррациональной вины. Только рациональное чувство вины помогает клиенту поддерживать абстиненцию; иррациональное способствует срыву. Иррациональная вина ведет к подавлению индивида неопределенными обвинениями, не связанными с актуальным поведением. В противоположность этому, рациональная вина соответствует реальным проступкам. «Цель» иррациональной вины - просто наказать свою жертву и предупредить любые намеки на агрессию, в то время как рациональная вина служит восстановлению равновесия между индивидом и обществом.
Таблица 8. Континуум вина \ моральная гордость
Индивид, испытывающий иррациональную вину, воспринимает себя как грешного. Хотя он фокусируется на дурных вещах, которые он сделал, а не на своей базовой идентичности, тем не менее, он может прийти к убеждению, что из-за этих действий является совершенно негодной личностью (Grieger & Boyd, 1980). Он уверен, что является морально ущербным. Forrest (1983) отмечает, что чувство иррациональной вины развивается в детстве. Это время, когда ответственность легко перепутывается. Дети часто приходят к убеждению, что являются причиной проблем, над которыми они в действительности не властны, в том числе пьянства своих родителей. Затем они могут пытаться исправлять эти ошибки, чрезмерно наказывая себя, или принять решение никогда больше не приносить никому вреда. Они начинают бояться естественного самоутверждения, считая его опасной агрессией. Они могут также стать настороженными и пугливыми, ожидать, что другие разгневаются на них за их поведение. Дети часто проносят такую иррациональную вину во взрослое состояние. Они могут пить или употреблять наркотики, чтобы облегчить свое чувство вины, но вместо этого чувствуют себя еще более виноватыми. Даже в процессе выздоровления такие люди мучимы чувством вины за поведение, которое не является в действительности неправильным, которого нельзя было избежать, или которое давно забыто остальными (Royce, 1981). Иррациональная вина действует на всех уровнях осознанности, зачастую привдя к бессознательному само-осуждению (Stein, 1968) и подавляющему стыду. Индивид, переживающий иррациональную вину, чувствует себя не совсем человеком. Его моральная идентичность неприемлема – он чувствует себя грешным по своей сути. Рациональная вина – человеческое состояние. Каждый порой совершает агрессивные акты или лелеет морально неприемлемые агрессивные мысли. Когда такое случается, люди ощущают «хорошую» вину; они начинают чувствовать себя некомфортно, поскольку преступили свои собственные этические стандарты. Рациональная вина подвигает их и на исправление своих ошибок, и на великодушие по отношению к другим. Рациональное чувство вины – реалистичная реакция на вред, в действительности нанесенный другим (Hoffman, 1982), она пропорциональна реальной величине ущерба и уменьшается, когда человек прекращает свое приводящее к вине поведение и исправляет ошибки. Также человеку присуще моральное поведение. Тот же процесс, который заставляет нас чувствовать себя виноватыми, когда мы переступаем этические границы, позволяет нам чувствовать себя хорошими, когда мы укрепляем свои межличностные связи. Доброта, сочувствие, великодушие и альтруизм поднимают нас на более высокий уровень участия в человеческом сообществе. Такое поведение пробуждает в нас чувство, что мы хороши, и веру, что мы принадлежим к моральному сообществу. Как правило, люди верят, что они хороши, если ведут себя в соответствии с общечеловеческими и общественными законами. Когда они периодически соскальзывают к аморальному или двусмысленному поведению, они чувствуют позыв вернуться в состояние моральности. Эти неудачи – только временные; наша вина напоминает нам о наших принципах и перенаправляет действия таким образом, чтобы мы жили в соответствии с ними. Иррациональная моральность имеет такое же отношение к чувству вины, какое высокомерие имеет к стыду. В каждой из этих ситуаций человек скорее пытается обойти проблему, чем перерасти ее. Он старается, никогда не посягая на других, стать святым. Иногда такие люди верят, что добились особого положения при Боге – они уверены, что действительно безгрешны. Такой индивид может быть достаточно агрессивным, защищая свои убеждения, потому что он думает, что его способ жизни – единственно верный. Таким образом, иррациональная моральность защищает от чувства вины, уводя своего носителя из людской компании. Такую позицию в жизни могут занимать и алкоголики, и члены их семей. Эти похожие на святых персоны могут быть известны своей готовностью к самоотдаче. Они часто завоевывают огромное уважение («Я не знаю, как мистер Смит терпит эту женщину, до чего же он мил!»). Они могут иногда становиться мучениками за идею («Она допилась до смерти, потому что была так чувствительна – просто не могла видеть чужой боли»). Тем не менее, они потерпели неудачу в эффективном обхождении с проблемами вины и моральности. Их способ разрешить проблему вины не обращается к неотъемлемому и неизбежному конфликту между нашим моральным чувством и агрессивными запросами, между способностью взращивать и питать других и желанием доставить себе удовольствие. Эти люди пытаются отрицать собственные интересы и уклониться от любой агрессии. Когда им это удается, они уродуют свои жизни и теряют способность слышать, в чем нуждается или чего хочет их собственное тело. Индивиды с иррациональным чувством вины уверены, что почти все, что они делают, недостойно с моральной точки зрения. Они обладают моральной идентичностью эгоистов, заботящихся только о себе. Им могли множество раз говорить это в родительской семье, и теперь они сами считают себя морально ущербными. Если они злоупотребляют алкоголем, их пьянство подтверждает для всех идею, что им присуща внутренняя моральная слабость. Они считают себя слишком слабыми, чтобы контролировать свои животные импульсы. Иррациональная вина ведет к моральному стыду (Miller, 1985), когда под сомнением оказывается базовая идентичность индивида. Однако, не всеобъемлющая идентичность, а ее моральная составляющая. Циклы бесконечных признаний, часто присущие алкоголикам (Forrest, 1983), случаются, когда носители иррациональной вины чувствуют побуждение признать свои ошибки и хотят или ожидают наказания, иногда намного превышающего их проступки. Они могут верить, что они прокляты и обречены на неудачу в попытках быть моральными существами, и место им – в Аду. Такие признания не ведут к изменениям в поведении, поскольку алкоголик не принимает на себя специфической ответственности за специфический инцидент. Скорее, он чувствует себя виноватым за все плохое, что он когда-либо совершал, и его желание – достичь тотального избавления от своих грехов. Эта задача столь же невыполнима, как и попытки стыдящегося индивида стать полностью принимаемым всеми. Такие признания обычно ведут только к краткому облегчению для алкоголика с иррациональным чувством вины, поскольку они не включают никакого побуждения изменить неподобающее поведение на более подходящее. Иррациональные моралисты пытаются поддерживать свою моральную идентичность самозабвенных персон, лишенных эгоизма. Они могут становиться праведниками, уверенными, что овладели искусством заботы о других. Они «признаются» (profess) в своих добродетелях вместо признания (confessing) своих грехов. Люди, переживающие умеренную вину, могут чувствовать потребность исповедаться, так же как и желание подвергнуться соответствующему наказанию. Их цель – получить разрешение вернуть себе хорошее положение в обществе, а также иметь возможность быть в большем ладу с собой. Они осознают не только свои моральные недостатки, но также и сильные стороны, такие как честность или преданность. Они понимают, что не являются ни святыми, ни грешниками – а только ошибающимися человеческими существами, которые стараются быть честными с собой и другими. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |