АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия существования (экзистенциализм)

Читайте также:
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия - ВикпедиЯ Свободная энциклопедия (тексты, биографии философов, проблемы)
  2. I. Идеализм и натурфилософия
  3. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  4. I. Экономический материализм как философия и наука
  5. II. Философия и жизнь
  6. II. Философия Шеллинга
  7. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. III. Философия и наука
  9. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  10. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. IX. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ МЕТАФИЗИКОЙ?
  12. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Экзистенциализм — направление современной философии, возникшее в начале века в России (И. А.Бердяев, Л. Шестов), позже получившее развитие в Германии (О. Больнов, М.Хайдеггер, К.Яс-перс) и во Франции (А.Камю, Ф.Кафка, Ж.П.Сартр). Сегодня экзистенциализм объединяет различные философские и психоло­гические концепции, сосредоточившие свое внимание на лично­сти как индивидуальности, на постижении смысла человеческого существования. Отправная точка зрения данной концепции — признание уникальности, индивидуальности, исключительности каждого единичного человеческого бытия, каждой личности.

Человек реализует себя как личность в той степени, в которой он сумеет на протяжении своей жизни сохранить и развить дан­ную ему от природы уникальность. Взрослея, он теряет свою ин­дивидуальность, ориентируясь на других («я как все»). Иногда он сознательно отказывается от собственной индивидуальности, ни­велируется — ему кажется, что так легче прожить. Отказ от полноты собственного существования ведет к крушению личности. В ут­верждении ценности самого человеческого бытия, реальных, пе­реживаемых здесь и теперь чувств, мыслей, поступков проявляет­ся гуманистическая сущность данной философской концепции. «Да, человек есть цель в себе. И он является своей единственной целью. Если он и желает быть кем-то, то в этой жизни...», — утверждает А.Камю[93].

Центральные понятия философии существования — «свобо­да», «выбор», «ответственность». Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он существует лишь настолько, насколько себя осу­ществляет. Никакие другие факторы — среда, наследственность — не могут служить оправданием его неспособности самоопределяться в жизни, его человеческой несостоятельности. Таким образом, человеку отдается во владение его бытие, и в этом он свободен выбирать свой жизненный путь. Никакая всеобщая мораль не ука­жет человеку, что надо делать: есть множество ситуаций, где не­возможно определить, что нравственно, что безнравственно, что хорошо, что плохо. Человек сам осуществляет свой выбор, при­нимает решение. «Человек создает себя сам. Он не сотворен изна­чально, он творит себя, выбирая мораль»[94].

Поэтому решающим свойством человека является его личност­ная позиция: установки, отношение к миру, людям, самому себе. Все зависит от позиции, а не от характера человека, так как, по мнению экзистенциолистов, характер — это то, что я как лич­ность формирую сам. Результатом свободного выбора и основой самоопределения становится принятие решения, поступок. «...Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и станов­люсь в соответствии с тем, как я поступаю», — пишет В.Франкл[95]. В свою очередь, поступок, решение — исходный толчок к дальней­шему действию, становлению нравственной позиции, самоопре­делению человека. При этом экзистенциальная свобода не является анархией, она сопряжена со второй своей гранью — ответственно­стью. Свобода выбора человеком своей судьбы означает и то, что человек берет ответственность за свой выбор на себя. «... Экзистен­циализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возла­гает на него полную ответственность за существование»[96]. Причем человек несет ответственность за свой выбор, свой жизненный путь не только перед собой, но и перед другими людьми. Ибо ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Он несет ответственность перед всем человечеством, так как тем, как человек себя осуществляет, он создает определенный образ человека вообще, утверждает те или иные ценности, т.е. человек выбирает не только свое бытие, но и бытие всего человечества. Таким образом, философия существования несводима к индиви­дуализму и самодостаточности личности. Человек реализует себя настолько, насколько способен выходить за пределы собственно­го Я.

Гуманистическая сущность данной философской концепции связана прежде всего с обращением к проблеме смысла жизни. Так, В.Франклом создано специальное философско-психотера-певтическое учение — логотерапия, цель которого — помочь че­ловеку обрести смысл жизни. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни автор логотерапии рассматривает как врожденную высшую потребность человека, являющуюся ве­дущим двигателем его поведения и развития. Утрата смысла жиз­ни равноценна гибели человека. Экзистенциализм признает уни­кальность и неповторимость смысла жизни каждого человека; его нельзя дать человеку, он может и должен найти свой смысл сам. Вместе с тем, стремясь помочь человеку, В.Франкл находит те пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (наша творческая самоотдача — ценности созидания), во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (наши положительные эмоции, переживания, чувства — ценности переживания), и, в-третьих, посредством позиции, занимаемой нами по отно­шению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить (принятие своей судьбы, нахождение смысла своего существования в ситуа­циях, представляющихся безвыходными и бессмысленными, — ценности отношения).

В жизни каждого человека приоритетны те или иные ценно­сти. Чаще всего это ценности созидания или переживания. Одна­ко даже в тяжелейших условиях, кризисных ситуациях человек имеет возможность занять осмысленную позицию по отноше­нию к жизни, сохранить волю к жизни. В.Франкл относит цен­ности отношения к разряду высших. «...Человек, сталкиваясь со своей судьбой и вынужденный ее принимать, все же имеет воз­можность реализовать ценности отношения. То, как он прини­мает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страдании, достоинство, которое он выказывает... — все это является мерой того, насколько он состоялся как чело­век»[97]. В.Франкл делает вывод о том, что жизнь человека не мо­жет быть бессмысленной. Найти смысл — задача человека. Он постоянно несет ответственность за свой жизненный путь и реа­лизацию своего жизненного смысла.

Философия существования является основой гуманистических педагогических воззрений, рассматривающих воспитание как со­здание условий для саморазвития и самореализации личности, как помощь ей в самоопределении, в выборе своего жизненного пути, осознанном принятии решений.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)