АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя

Читайте также:
  1. A. Характеристика нагрузки на организм при работе, которая требует мышечных усилий и энергетического обеспечения
  2. D) Взыскании сумм оплаты труда.
  3. D) этот период состоит из 2- 3 мезоциклов восстановительного характера
  4. D. Высокой мотивации труда
  5. D. Физиологическое состояние организма, которое обусловлено характером питания
  6. I .Характер действия лекарственных веществ 25 мин.
  7. I. Вступительное слово учителя.
  8. I. Краткая характеристика группы занимающихся
  9. I. Общая характеристика договора продажи недвижимости
  10. I. Общие требования охраны труда
  11. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  12. I. ПРАВО И ПРИРОДА

Человек — существо общественное. Его счастье или несчастье зависит не только от его личного благополучия, но и от того, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель — профессионал, сам род занятия которого постоянно связан с высшей ценностью — человеком. В самой природе ребенка, как в ростке, предуготовленном стать красивым и мощным растением, заложены огромные возможности и потребности. Вы­дающийся педагог современности Ш.А. Амонашвили называл эти потребности страстями: страсть к развитию, страсть к взросле­нию, страсть к свободе[9]. Развертывание этих потребностей и воз­можностей в полной мере во многом зависит от учителя. При этом каждый ребенок уникален, обладает своим неповторимым внутренним миром, прикосновение к которому должно быть столь же бережным и заботливым, как обращение с хрупким ростком. Само содержание и цели педагогической деятельности, направ­ленной на взращивание лучшего в человеке, раскрытие его потенциала, придают ей особый, гуманистический («человеко-образующий») характер. Вспоминая годы работы в школе, Н. К. Крупская писала: «Когда мне приходилось учительствовать, меня всегда захватывало больше всего то, когда видишь, как у тебя на глазах растут, развертываются силы ребят, как расцветает их личность. Всесторонний расцвет детской личности — вот что увлекает педагога»[10].

Однако гуманная цель педагогической деятельности подчас оборачивается в реальной педагогической практике своей проти­воположностью, когда учитель, ориентирующийся на будущее ребенка, забывает о его настоящем и считает, что оправданы любые средства, позволяющие добиться определенной цели. У ребенка, устремленного в будущее, есть и свои актуальные, сиюминутные потребности. А. Маслоу, один из основоположников гуманисти­ческого направления в педагогике и психологии, считал, что к актуальным, базовым потребностям человека помимо физиоло­гических (в еде, пище, отдыхе, движении и т.д.) относятся: по­требность в безопасности, потребность в принадлежности и люб­ви, потребность в признании, потребность в самоактуализации (реализовать свой личностный потенциал, быть самим собой не только в будущем, но и в настоящем)[11].

Гуманистическая природа педагогического труда требует от учителя, чтобы он «со своими задачами, заботами и жизнью пе­реместился в сторону жизни ребенка так, чтобы они, эти жиз­ни, совпали друг с другом», чтобы ребенок не только готовился к жизни, но и жил полноценно, решая свои проблемы и удов­летворяя свои актуальные потребности[12]. А это прежде всего зави­сит от самого учителя, от того, как он построит процесс воспи­тания и обучения. Таким образом, гуманистическая природа педагогического труда обнаруживается только в гуманной деятельности самого учителя, в его педагогической позиции, в тех сред­ствах и методах, которые он выбирает для осуществления своей деятельности.

Гуманистический потенциал педагогической деятельности заклю­чается также в создании возможностей для развития и личностного роста самого учителя, удовлетворения его собственных базовых потребностей. К основным характеристикам любой профес­сиональной деятельности, влияющим на выбор профессии, от­носятся:

  • содержание профессиональной деятельности и обусловлен­ные им возможности самореализации личности (соответствие ин­тересам и способностям, творчество в труде, возможность само­совершенствования);
  • общественная значимость труда, определяемая его результа­тами и последствиями (полезность людям и обществу);
  • общественная оценка трудовой деятельности человека, соци­альный статус профессии (уважение окружающих, общественное признание);
  • режим и условия труда: социально-экономические (характер труда, оплата и другие виды вознаграждения за труд); морально-психологические (возможности межличностного общения, дос­тижения успехов, профессиональный рост) и т.д.

Трудно найти профессию, удовлетворяющую всем требовани­ям человека, поэтому чаще всего он вынужден определять свои приоритеты. К сожалению, у немалой части современной молоде­жи преобладает утилитарно-прагматичная точка зрения на выбор профессии, побуждающая искать в ней прежде всего средство удов­летворения материальных потребностей. Между тем психологи ут­верждают, что наличие значимой работы, благодаря которой люди могут развивать и реализовать свой творческий потенциал, есть главная социальная потребность личности. В условиях, когда че­ловек вынужден использовать только малую часть своего потен­циала, возникает психологическое отвращение к работе, что вли­яет не только на ее качество, но и на качество жизни самого индивида.

Творческий характер педагогической деятельности связан с ее гуманистической природой, побуждающей учителя к постоянно­му поиску и решению сложных педагогических задач. Поэтому творческий потенциал педагога во многом зависит от степени его креативности — способности создавать нечто новое, оригиналь­ное, принимать нестандартные решения. Способность к творче­ской деятельности в той или иной степени ее продуктивности присуща каждому человеку. Обычно выделяют несколько уров­ней педагогического творчества:

репродуктивный уровень — уровень воспроизведения готовых ре­комендаций, освоения того, что создано другими;

уровень оптимизации, характеризующийся умелым выбором и целесообразным сочетанием известных методов и форм обучения;

эвристический уровень — поиск нового, обогащение известного своими собственными находками;

исследовательский, личностно самостоятельный уровень, когда пе­дагог сам продуцирует идеи и конструирует педагогический про­цесс, создает новые способы педагогической деятельности, соот­ветствующие его творческой индивидуальности[13].

Педагогическое творчество — это не только поиск и нахожде­ние нового, оно заключается в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может быть раскрыто как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога. Гуманистическая психология рассматри­вает потребность в самоактуализации и самореализации как веду­щую базовую потребность личности (А. Маслоу, К. Роджерс), про­являющуюся в стремлении к непрерывной актуализации ее потенций, способностей и талантов, к определению своей сущ­ности, осознанию и принятию своей уникальности, к осуществ­лению своего человеческого призвания и предназначения.

В педагогическом труде много такого, что роднит его с творче­ством артиста, режиссера, дирижера, скульптора и представите­лей других творческих профессий. Выдающийся русский педагог XIX в. К.Д.Ушинский называл педагогику наукой и искусством воспитания. Педагогическая деятельность близка художественной не только своей созидательной сущностью, но и теми творчески­ми процессами, в которые включен учитель и которые требуют от него вдохновения, озарения, спонтанности, артистичности, вла­дения своей личностью как основным ее инструментом. Не слу­чайно самая известная книга А. С. Макаренко носит название «Пе­дагогическая поэма». А замечательный педагог и режиссер М. И. Кнебель пишет: «Почему я назвала свою книгу "Поэзия пе­дагогики"? Потому что, несмотря на труд, муки, сомнения и ра­зочарования, мне видится в педагогике нечто прекрасное, имею­щее прямое отношение к самому высокому и сокровенному в человеке и искусстве»[14].

Безусловно, творческий поиск и творческое отношение к делу составляют условия эффективности любой профессиональной де­ятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может осуществляться пол­ноценно. При этом необходимо понимать, что никакая человече­ская деятельность сама по себе не порождает креативное отно­шение человека к миру и к самому себе, ценностное по своей сути. Напротив, это отношение является условием творческой деятельности. Самореализация педагога может осуществляться дву­мя путями: прогрессивным, творческим, направляющим его де­ятельность на созидание себя, саморазвитие; и регрессивным, ведущим к самодовольству, успокоенности, иллюзии неисчер­паемости прошлого опыта, отсутствию стремления к движению вперед. Какой путь самореализации изберет педагог, зависит от его профессиональной позиции и установок, направленности его личности.

Труд только тогда становится истинно творческим, когда в от­ношении к нему сочетаются заинтересованность, увлеченность тру­дом и чувство долга, ответственности перед обществом. В. А. Сухомлинский писал о гармонии в педагогическом труде трех начал: «надо», «трудно» и «прекрасно». Трудное становится легче, когда понятно, во имя чего оно делается. Осознание общественного смысла своего труда — мощная предпосылка развития педагоги­ческого творчества. А достижение первых, пусть даже небольших результатов в воспитании и обучении детей рождает чувство удов­летворения, эмоциональный подъем, наслаждение трудом — со­циальное чувство глубоко бескорыстного характера.

Творческий характер педагогической деятельности создает предпосылки для удовлетворения морально-психологической по­требности учителя в достижении успеха, профессионально-лич­ностном росте, который измеряется не столько карьерным рос­том, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизненной мудрости, т. е. реализации своего человеческого пред­назначения.

Раскрывая причины искаженного представления большинства людей о сущности жизненного и профессионального успеха, К. Юнг видит их в том, что современная цивилизация насаждает экстравертивную культуру (т. е. обращенную вовне человека), куль­туру достижений, навязывая идеи успеха, карьеры, материаль­ных достижений как основной путь и цель личностного роста, в то время как главная цель человека — обретение внутренней це­лостности, «индивидуация». «Общество не очень высоко оценива­ет духовные подвиги, его награждения даются за достижения, а не за индивидуальность. В результате человек часто принимает ре­шение ограничить себя достижимым, а не стремится к раскрытию своего подлинного потенциала. Достижения, полезность — помо­гают пустить корни в этом мире, но они бессильны в построении более широкого сознания, которое мы называем культурой»[15]. По­строение такого сознания — важнейшее условие творческого рос­та учителя и реализации творческого потенциала педагогической профессии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)