|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика оценки способности педагога к эмпатии(по И.М.Юсупову) Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: «не знаю» — 0; «нет, никогда» — 1; «иногда» — 2; «часто» — 3; «почти всегда» — 4; «да, всегда» — 5. Отвечать нужно на все пункты». 1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей». 2. Взрослых детей раздражает забота родителей. 3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей. 4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы». 5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. 6. Больному человеку можно помочь даже словом. 7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами. 8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин. 9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы. 10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение. 11. Я равнодушен к критике в мой адрес. 12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами. 13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы. 14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать. 15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной. 16. Родители относятся к своим детям справедливо. 17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. 18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей. 19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела. 20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей. 21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. 22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак. 23. Все люди необоснованно озлоблены. 24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь. 25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам. 26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь. 27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы. 28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей. 29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение. 30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина. 31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно. 32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины. 33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков. 34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы. 35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать. 36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему. Обработка результатов. Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже еле- дует сомневаться в их достоверности, а при пяти — можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций. Если вы набрали от 82 до 90 баллов, то это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, вы тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами вы очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, вы нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о своем психическом здоровье. От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий вы больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия. От 37до 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях вы более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении вы внимательны, стараетесь понять боль- ше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей. От 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Вы отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, что вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности как свои. 11 баллов и менее — очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Вы затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях вы нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.
[1] Кабо В. Предисловие // Д.Эрвильи. Приключения доисторического мальчика. - М., 1973. - С. 7. [2] См.: Монро П. История педагогики. Ч. 1. Древность и средние века. — М, 1917. [3] См.: Онушкин В. Г., Огарев Е.Н. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. — СПб.; Воронеж, 1995. — С. 122. [4] Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991. — С. 398. [5] Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. — 1991. — № 10. — С. 82. [6] См.: Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М., 1981. — С. 15. [7] Монтессори М. Антология гуманной педагогики. — М., 1999. — С. 32 — 33. [8] Рерих Н.К. О вечном... — М., 1991. — С. 30. [9] См.: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995. [10] Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6 т. — М., 1980. — Т. 6. — С. 114. [11] См.: Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999. [12] См.: Амонашвили Ш.А. Указ. соч. — С. 177— 178. [13] См.: Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. [14] Кнебель М.И. Поэзия педагогики. — М., 1984. — С. 17. [15] Юнг К.Г., фон Франц М.Л., Хендерсон Дж. И др. Человек и его символы. – М., 1997. – С. 319-320 [16] Гончаренко Н.В. Духовная культура: источники и движущие силы прогресса. — Киев, 1980. — С. 5. [17] См.: Бондаревская Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. — 1999. — № 5. — С. 48-49. [18] См.: Сластенин В. А. Избранные труды. — М., 2000. — С. 196. [19] Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. — Т. 1. — М., 1988. — С. 191. [20] См.: Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. — М, 1998. - С. 40. [21] Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989. [22] См.: Рогов Е. И. Личность учителя: Теория и практика. — Ростов н/Д, 1998. — С. 213. [23] См.: Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2. [24] См.: Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. — М., 1998. [25] Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — С. 41. [26] См.: Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. — М., 1998.-С. 36. [27] Ортега-и-Гассет X. Человек в XV веке // Человек. — 1992. — № 3. — С. 30. [28] См.: Винокуров В. И. Призвание творческой личности. — Ульяновск, 2002. — С.З. [29] Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. — 1992. — № 8. - С. 157. [30] См.: Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982. - С. 12. [31] Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М., 1978. — С. 61. [32] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. — М., 1989. [33] Кнебель М.И. Поэзия педагогики. — М., 1984. — С. 13. [34] Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? — М., 2003. — С. 11. [35] См.: Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие. — М., 2002. [36] См.: Якунин В. А. Педагогическая психология. — М., 1998. — С. 550. [37] Щетинин М.П. Объять необъятное. — М., 1986. — С. 121. [38] См.: Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. — С. 34—35. [39] См.: Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко. — М., 1998. [40] См.: Петухов М.А. Аксиологические основы компетентностного подхода к профессиональному становлению выпускников педагогического вуза // Аксиологические основы педагогического образования. — Ульяновск, 2002. — С. 4.
[41] Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. — М., 1989. — С. 248. [42] Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. — М., 1991. — С. 214. [43] См.: Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. [44] См.: Костяшкин Э.Г. Профессиональная типология педагогов // Народное образование. — 1981. — № 8. [45] Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1991. — С. 289. [46] Там же. — С. 307. [47] Белый А. Символизм как миропонимание. — М., 1994. [48] Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1991. — С. 296. [49] Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1985. — С. 49 — 50. [50] См.: Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя: Теория и методика. - М., 2000. - С. 38. [51] Лихачев Д. С. Земля родная: Книга для учащихся. — М., 1983. — С. 19. [52] Там же. — С. 8. [53] Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В. А. Слас-тенина // Известия Российской академии образования. — 2000. — № 3. — С. 45. [54] См.: Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А.Сластенина // Известия Российской академии образования. — 2000. — № 3. [55] См.: Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие. — М., 2002. [56] Никитина Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. — М., 2002. — С. 100—101. [57] См.: Колесникова И. А. Основы технологической культуры педагога. — СПб., 2003.-С. 264-267. [58] См.: Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. [59] См.: Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. — М., 1982. [60] Мамардашвили М. Как я понимаю философию. — М., 1992. — С. 180. [61] См.: Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997. [62] См.: Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. — М., 1994. [63] Колесникова И. А. Как приблизить подготовку учителя к потребностям школы // Педагогика. — 1992. — № 5 —6. [64] Кришнамурти Д. Подумайте об этом. — М., 1993. — С. 34—35. [65] См.: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения — Ростов н/Д, 1996. - С. 419-423. [66] См.: Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М., 1989. [67] См.: Философия образования для XXI века. — М., 1992. — С. 30. [68] См.: Сойфер В.Н. Международная соросовская программа образования // Соросовский образовательный журнал. — 1995. — № 1. — С. 7. [69] См.: Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М., 1997. - С. 60. [70] Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. — М., 1990. — Т. 2. — С. 380. [71] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. — М., 1989. — С. 446. [72] См.: Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982. —: С. 600-601. [73] Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Сост. Н.Б.Крылова. — М., 1995. — С. 81. [74] См.: Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — С. 92. [75] См.: Знаков В. В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. — 2000. — № 2. — С. 7—16. [76] Анисимов О. С, Глазачев С. Н. Педагогические технологии в экологическом образовании: проблемы и подходы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. труд. — Волгоград, 1996. — С. 92 — 108. [77] Розин В.М. Обучение, образование, культура // Вестник высшей школы. — 1987. - № 2. - С. 4. [78] Розанов В. В. Сумерки просвещения. — М., 1990. — С. 42. [79] См.: Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие. — М., 2002. — С. 58 — 60. [80] Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессионального консультирования. — М., 1983. — С. 62 — 63. [81] Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. — М., 1997. — С. 49. [82] См.: Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учеб. пособие. — М., 1996. — С. 96. [83] См.: Франка В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 26. [84] См.: Там же. - С. 225-226. [85] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. — С. 72. [86] Юнг К. Г. и др. Человек и его символы. — М., 1997. — С. 323. [87] См.: Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 74—80. [88] См.: Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 73 — 78. [89] См.: Братусь Б. С. Писхология. Нравственность. Культура. — М., 1999. — С. 7-9. [90] См.: Ядов В. А. Личность в условиях модернизации // Человек. — 1991. — № 3. — С. 5-10. [91] Библер В. С. От цаукоучения — к логике культуры. — М., 1991. — С. 268 — 269. [92] Шевченко В.Н. Сталин, социализм, человек (советская и русская зарубежная философская мысль в 30-е гг.) // Филос. календарь. — Вып. 2. — М., 1992. — С. 23-24. [93] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. — М., 1990. — С. 184. [94] Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1990. — С. 339. [95] Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 114. [96] Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М, 1990. — С. 323. [97] Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 174. [98] Русский космизм: Антология философской мысли. — М., 1993. — С. 4. [99] Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. — М., 1989. — С. 108. [100] Там же. — С. 113. [101] Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. — М., 1976. [102] Там же. — С. 27. [103] Рерих Е.П. Письма: В 3 т. — Новороссийск, 1992— 1993. - Письмо от 30.06. 1934. [104] См.: Федотов Г. Ессе homo // Человек. — 1991. — № 1. — С. 38 — 47. [105] Федотов Г. Ессе homo // Человек. — 1991. — № 1. — С. 46. [106] См.: Розанов В. Сумерки просвещения. — М., 1991. — С. 59. [107] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2. — С. 239-240. [108] Налимов В. В. Вездесуще ли сознание? // Человек. — 1991. — № 6. — С. 16. [109] См.: БСЭ. - М., 1974. — Т. 15. - С. 562. [110] Философский словарь. — М., 1986. — С. 577. [111] Джемс У. Психология. — М, 1991. — С. 81. [112] Пробуждение сердца / Под ред. Д.Уэлвуда. — Лондон, 1983. [113] См.: Джемс У. Психология. — М, 1991. — С. 91. [114] См.: Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991. — С. 90 — 91. [115] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. — С. 291. [116] Фромм Э. Искусство любви. — Минск, 1990. — С. 37. [117] Хэй Л. Как исцелить свою жизнь // Путь к себе. — 1991. — № 20. — С. 18. [118] Рудестам Н. Групповая психотерапия. — М., 1990. — С. 74—75. [119] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2. — С. 113. [120] Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991. — С. 137. [121] Бердяев Н.А. Смысл творчества. — Харьков, 2002. — С. 148. [122] См.: Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991. — С. 112 — 114. [123] Кришнамурти и его путь // Путь к себе. — 1991. — № 9. — С. 7. [124] См.: Алиев X. Ключ к себе. - М., 1990. [125] См.: Сытин Г.Н. Животворящая сила: Помоги себе сам. — М., 1990. [126] Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1980. — С. 125. [127] Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М, 1980. — С. 127— 128. [128] Сухотинский В. А. Собр. соч.: В 9 т. — М., 1981. — Т. 2. — С. 57. [129] См.: Станиславский К. С. Работа актера над собой. — М., 1989. — С. 276 — 317. [130] См. по: Мелибруда Е.Я. Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986. [131] Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991. — С. 212. [132] Цит. по: Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. — М., 1991. — С. 13. [133] Ротенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг, обучение. Здоровье. — М., 1989. — С. 170. [134] Штейнер Р. Духовные основы воспитания. — М., 1951. — С. 20. [135] Берн Э. Введение в психологию и психоанализ для непосвященных. — СПб., 1991. - С. 26. [136] Ильин Е.Н. Путь к ученику. — М., 1988. — С. 38 — 39. [137] Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — М., 1999. — С. 138. [138] Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. — М., 1986. — С. 117. [139] См.: Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. — C. 47-49. [140] Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. — М., 1979. — Т. 1. - С. 30. [141] НиренбергД., Калеро Г. Читать человека — как книгу. — М., 1990. — С. 15. [142] Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. — С. 97. [143] Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.-С. 199. [144] Корчак Я. Когда я снова стану маленьким. — М., 1961. [145] Цит. по: Кочетов А. Как заниматься самовоспитанием. — Минск, 1985. — С. 59. [146] Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — М.,1990. — С. 36. [147] См. по: Кан-калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. — С. 101-102. [148] См.: Елканов СБ. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М, 1989. - С. 150-154. [149] См.: Хрестоматия по педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов. - М., 1995. - С. 282-283. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.) |