АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профессионально-личностное самоопределение,

Читайте также:
  1. Talking stick говорящая палка
  2. V. Гуманистическая психология о личности
  3. XIX. Карьера личности и ее профессия
  4. Активизация политических партий и первая русская революция 1905-1907 гг.
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. Войны за колониальный раздел мира
  7. ВОПРОС 18
  8. Г.В.Ф. Гегель о свободе
  9. Групповая профилактика нарушений психологического здоровья
  10. Д) Психологические особенности сновидения.
  11. Демократический социализм в современных условиях
  12. Единства (взаимосвязи) Прав и обязанностей

Самосовершенствование и саморазвитие в становлении

Личности педагога

 

Испокон веков учитель осознавал свою деятельность как особую миссию — быть духовным наставником юношества, учителем жизни. Вспомним прекрасные строки А. С. Пушкина, посвященные люби­мому педагогу питомцев Царскосельского лицея А. П. Куницыну:

 

Он создал нас,

Он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

 

Если воспитывать и образовывать — это учить жизни, помогать растущему человеку самоопределиться в ней, то учитель не мо­жет, не имеет права сам жить стихийно, не работая над собой.

В гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось роли самоопределения, самосовершенство­вания и саморазвития в становлении личности учителя. К. Д. Ушинский считал стремление к поиску человеком своего места в жиз­ни врожденной потребностью человека, признавая, что от учителя и всей воспитательной системы зависят характер и результаты этого поиска. Достижение человеком счастья он связывал с выбором и определением им главной цели, смысла жизни, в качестве кото­рого должно выступать то главное дело его жизни, тот труд, в котором он обретет свое человеческое призвание и «выполнение которого значит для него больше, чем жизнь»[70]. Столь высокое зна­чение в жизни имеет только свободный труд, такой, который становится результатом осознанного выбора, осуществляемого в про­цессе серьезной духовной работы по самопознанию, осмыслению своей роли на земле, своего места в жизни. Работы педагога про­низаны его убеждением в том, что помочь растущей личности в ее жизненном и профессиональном самоопределении может только воспитатель, который сам прошел данный путь.

Л. Н.Толстой видел сущность воспитания не в воздействии вос­питателя на воспитанников, а в создании той атмосферы, той среды, в которой ребенок развивается, поэтому им упраздняется вопрос о воспитании и ставится вопрос о личности и образе жиз­ни воспитателя, о его работе над собой. Убежденность в приоритетности личностного совершенствования над профессиональным и в необходимости разработки целой области науки, направлен­ной на самосовершенствование воспитателя, проявляется в сле­дующем высказывании Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы воспита­ние детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди не переставая воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого, кроме главного внутреннего — работы каждого человека над сво­ей душой — может быть очень много. Надо искать их, обдумывать, прилагать, обсуждать...думаю, что это целая и важнейшая об­ласть науки воспитания себя для воздействия на детей»[71].

Выдающийся педагог конца XIX в. П.Ф.Каптерев видел важ­нейшее условие становления учителя как свободного и самостоя­тельного деятеля в его работе над своим собственным развитием и усовершенствованием. По его мнению, учитель, стоящий в сторо­не от культуры, от трудов по ее усвоению и личному совершенствованию, сам не развивающийся, не может содействовать разви­тию других и в личностном плане стоит значительно ниже ученика, находящегося в процессе постоянного поиска и работы над собой[72].

Между тем сложившаяся логика педагогического образования выглядит подчас несколько абсурдно, поскольку мы учим зани­маться воспитанием и образованием тех, кто сам не в полной мере воспитан и образован. Нельзя полагаться на то, что получен­ное высшее педагогическое образование автоматически сделает, студента личностью, готовой к выполнению своих профессиональ­ных функций. Осознание сущности и значения профессионально-личностного самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития и других «само», овладение способами их осуществления является важнейшей задачей будущего педагога. Попробуем для начала разобраться в смыслах и содержании, вкладываемых в данные понятия.

Самоопределение рассматривается как «процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств само­осуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свобо­ды»[73]. Уже данное определение позволяет выявить множественность смыслов и граней этого сложного явления.

Самоопределение выступает как динамичное явление, как про­цесс, как механизм становления личности и соотносится в этом своем значении с такими понятиями, как «выбор», «принятие решения», «поступок» и одновременно — как статичное, стабиль­ное состояние субъекта (результат выбора), связанное с установ­лением границ своего Я, своего места в мире и в жизни, обрете­ния определенной устойчивой системы ценностей, смыслов, позиции, установок, характеризующих отношение человека к ок­ружающему миру и самому себе. Необходимо отметить относи­тельность самоопределения как стабильного состояния субъекта, связанную с тем, что на протяжении не только жизни, но и дос­таточно небольшого ее периода происходит расширение в созна­нии личности границ своего Я, изменение системы отношений, взаимодействия с миром, позиции, ценностных ориентации, ус­тановок.

Следующей особенностью самоопределения выступает его од­новременный деятельностный и ценностно-смысловой характер. Выбор, осуществляемый личностью в процессе принятия реше­ний, включает в себя не только действие, но и отношение лично­сти к тем аспектам бытия, относительно которых происходит ее самоопределение.

Кроме того, самоопределение, с одной стороны, может выс­тупать как достаточно длительный, непрерывный процесс, а с другой — как одномоментный акт, характеризующий конкретные действия человека в момент принятия решения в определенной проблемной ситуации.

И наконец, неоднозначность понятия «самоопределение» свя­зана с множественностью векторов его направленности: на себя, на самопознание и определение своей сущности; и вне себя — на определение своего места в мире и отношения к нему, включения в различные сферы жизнедеятельности. Самоопределение, направ­ленное на себя, чаще всего рассматривается как личностное са­моопределение, а все остальные его виды соотносятся с теми сферами жизнедеятельности, в которых самоопределяется чело­век.

Специфика личностного самоопределения заключается в том, что это процесс и результат осознания личностью своей индивидуальности, уникальности, своих возможностей (могу) и желаний (хочу) в их соотнесенности друг с другом и окружающим миром (Я —Я, Я—другие, Я —общество, Я —мир, Я — сверхличностная реальность) и выбора основных стратегий и направлений лично­стного роста.

Профессиональное самоопределение несводимо к выбору профес­сии, оно выступает не как определенный акт или стадия профес­сионального становления, а как его сущностная основа, своеоб­разный механизм, и представляет собой не прекращающийся на всем протяжении профессионального пути процесс поиска и об­ретения человеком смыслов своей профессиональной деятельно­сти, открытия и реализации своего «Я» как профессионала, осу­ществления выбора в проблемных ситуациях, которые ставит перед ним постоянно изменяющаяся и усложняющаяся профессиональ­ная деятельность. Характер и направленность данного процесса во многом определяются тем, как он соотносится с процессом лич­ностного самоопределения.

Необходимость постоянного профессионально-личностного самоопределения учителя вызвана сложностью и противоречиво­стью процессов его личностного и профессионального становле­ния. Существуют определенные переломные этапы профессиональ­ной жизни, характеризующиеся существенными личностными сдвигами. Такими этапами, по мнению психологов, выступают возрастные периоды 28 — 34, 40 — 45, 50 — 55 лет[74].

Практически каждый этап профессиональной деятельности учителя осложняется соответствующим кризисом.

Кризис профессиональной адаптации связан с началом педагогической деятельности и отражает сложность процессов про­фессиональной самоидентификации и освоения профессиональ­ной деятельности. Кризис рутинной работы, или так называемый «педагогический криз», возникает периодически через 10—15 лет работы и характеризуется психологической усталостью, спадом творческой активности, ощущением однообразия и стереотипности деятельности, чувством одиночества, напряженности, неве­рия в себя.

Кризис последнего периода профессиональной деятельности характеризуется снижением уровня профессионализма, пониже­нием самооценки, ощущением исчерпанности своих возможно­стей, возникновением различных защитных мотивов и т.д. Дан­ные кризисы значительно осложняются разнообразными кон­текстами: общественно-политическим, культурно-историческим и индивидуально-экзистенциальным. В них своеобразно отражаются как глобальные цивилизационные и социальные кризисы, так и присущие личности кризисы развития.

Непрерывный характер профессионально-личностного само­определения диктуется не только потребностями постоянно раз­вивающейся личности, но и современными социальными усло­виями, когда человек чаще меняет сферы своей деятельности, а также связан с изменением характера и содержания самой про­фессиональной деятельности учителя, побуждающей его к само­определению в новой социальной и профессиональной ситуациях. Эти изменения особенно ощутимы в деятельности педагога в ус­ловиях смены образовательных концепций, кардинальных изме­нений в содержании многих учебных дисциплин, появления но­вых учебных предметов, образовательных технологий и т.д. Все это подтверждает необходимость постоянного и непрерывного про­фессионально-личностного самоопределения и саморазвития пе­дагога. Но наиболее интенсивно оно осуществляется в юности, на этапе освоения профессии.

Основными составляющими профессионально-личностного самоопределения являются самопознание и самопонимание. В боль­шинстве психологических исследований понятия «самопознание» и «самопонимание» отождествляются и рассматриваются как си­нонимы. Вместе с тем более точным является разграничение са­мопознания как процесса сбора данных, накопления и первич­ной информации о самом себе, с самопониманием как особой формой самосознания, процессом осмысления этой информа­ции, ее интерпретации. Результатом самопознания оказываются новые знания о себе, а самопонимания — новый смысл того, что человек уже знал о себе. Таким образом, самопознание без самопонимания позволяет получить человеку новые знания, но не наделяет их новым смыслом, не позволяет открыть что-то новое в себе.

Психологи считают, что эффективное и адекватное понима­ние самого себя невозможно вне понимания окружающего мира, смысла человеческой жизни в целом и смысла собственного бы­тия, понимания своих отношений с окружающим миром. Именно понимая что-либо во внешнем мире, человек и углубляется в себя, и возвышается над собой[75].

Таким образом, самопонимание тесно связано не только с самопознанием, но и с пониманием, процессами «проживания», прочувствования человеком своих внутренних состояний, с реф­лексией, выступающих в качестве основного его механизма, само­оценкой как формой реализации рефлексии, ведущих его к само­идентификации — обретению своего Я, своей целостности.

Профессионально-личностное самоопределение выступает как процесс, включающий в себя:

  • соотнесение учителем результатов самопознания, самопони­мания с результатами познания и понимания: своих возможно­стей, сложившейся системы ценностей и смыслов, взглядов и пред­ставлений с ценностями, смыслами, нормами, задаваемыми педагогической культурой;
  • осуществление выбора, построения на этой основе своей про­фессиональной Я-концепции как совокупности представлений о себе как педагоге: о своих профессиональных смыслах, ценно­стях, возможностях, перспективах, направлениях профессиональ­но-личностного роста и совершенствования.

«Любое самоопределение включает, с одной стороны, постро­ение образа себя, иерархию актуальных потребностей, целей, уст­ремлений, особенностей индивидуальных качеств; с другой — образа ситуации или прямого требования к самоопределяющему­ся, в котором выявляется образ требуемого Я и, наконец, с тре­тьей — сопоставление первого второму или второго первому, с фиксацией одной из сторон как определяющей»[76]. Будучи универ­сальной для любого акта профессионально-личностного самооп­ределения, данная логика определяет внутреннее содержание той деятельности, которой вы будете далее заниматься на практиче­ских занятиях-тренингах или самостоятельно работая с данным пособием.

Она состоит из следующих этапов:

1) осознания цели и предназначения своей собственной жиз­ни, своего человеческого и профессионального призвания на ос­нове осмысления ведущих философских концепций смысла жиз­ни;

2) познания и осознания своего Я (эмоционального, интел­лектуального, социального и духовного) в контексте педагоги­ческой деятельности;

3) построения жизненных и профессиональных перспектив (целей, планов жизни и профессиональной деятельности, направ­лений профессионально-личностного самосовершенствования);

4) определения требований, предъявляемых к профессиональ­ной деятельности и личности учителя на основе построения мо­дели его личности (профессиограммы);

5) соотнесения с данной моделью своих возможностей и по­требностей;

6) разработки программы профессионально-личностного са­мосовершенствования;

7) овладения способами профессионально-личностного само­развития и самосовершенствования;

8) определения роли изучаемых дисциплин в профессиональ­но-личностном росте и становлении учителя.

Итак, самоопределение является первым, но далеко не един­ственным шагом в сложном и трудном пути становления педагога. Оно выступает основой самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития учителя. Эти понятия, близкие по своему значе­нию, употребляются обычно как взаимозаменяемые. Чаще других используется для обозначения работы человека над самим собой термин «самовоспитание», который обозначает сознательную и целенаправленную деятельность человека по развитию своих спо­собностей, формированию и совершенствованию положительных и исправлению негативных качеств и свойств. В то же время более адекватными и точными для обозначения процессов и деятельностей, ведущих к профессионально-личностному росту педагога, являются понятия «саморазвитие» и «самосовершенствование».

Саморазвитие процесс активного, последовательного пози­тивного качественного изменения личности, которое является результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и как деятельность личности, направленную на изменение тех своих психических и личностных свойств, которые уже есть, заложены в природе человека или предшествующим этапом его развития, например памяти, мыш­ления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессио­нальных способностей и задатков, и т.д.

Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспита­ния) — это деятельность человека, направленная на формирова­ние у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недо­статков. Понятие «самосовершенствование» несет в себе более гу­манный смысл, так как, в отличие от самовоспитания, предпола­гающего воздействие на самого себя, означает опору человека на лучшее в себе, расширение этого лучшего и продвижение к соб­ственной вершине (самосовершенству), достижение акме (греч. acme — расцвет, вершина).

Интенсивно развивающаяся в последние десятилетия наука акмеология (О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузь­мина, А. А. Реан и др.) рассматривает саморазвитие и самосовер­шенствование педагога в качестве основных условий становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства, личност­ной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.

Еще одной составляющей процесса, ведущего к личностному и профессиональному росту педагога, является самообразование. Традиционно самообразование рассматривается как приобрете­ние знаний путем самостоятельных занятий, т.е. как самостоятельное обучение (научение). Иная трактовка самообразования связана с пониманием его как процесса самосозидания, само­строительства человека, осуществляемого посредством просве­щения себя, самостоятельного приобщения к культуре. Самооб­разование — один из основных путей самоопределения и самосовершенствования человека, поскольку только через вхождение в культуру он выстраивает тот идеальный образ себя, который служит ориентиром в его движении к лучшему, высшему в себе. Итак, самообразование не сводимо к простому накоплению информации. «Образоваться — значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой. Сле­довательно, для развивающегося человека культура — и непосред­ственная форма существования (жизнь, энергия, общение), и ос­нование для самоопределения, для сознательного делания себя»[77].

Русский философ начала XX в. В. В. Розанов протестовал про­тив самообразования, нацеленного на обременение сознания, памяти множеством ненужных сведений, его цель он видел в ду­ховном развитии человека, возведении его к свободному и созна­тельному состоянию. «Сознательность эта должна состоять в сво­бодном окидывании взором разных миров, в полном отчете себе, что именно оставляешь и чего ищешь, когда переходишь от одно­го к другому... и первая ступень к ней — углубление в свой соб­ственный мир, его живое ощущение и ясное понимание»[78].

Самоопределение, саморазвитие, самосовершенствование и самообразование — процессы, основная цель которых — обеспе­чить личностный и профессиональный рост педагога. Что же такое личностный и профессиональный рост? Обыденное понимание сущности данных понятий существенно сужено стремлением рас­сматривать личностный рост как изменение социального статуса человека, а профессиональный — как продвижение в его карьере. Психологи выделяют два процесса, лежащие в основе личностно­го становления человека и определяющего основное направление его профессионального становления — персонализацию и персони­фикацию. Процесс персонализации, как отмечает А. Б. Орлов, пред­ставляет «трансляцию» человеком себя миру, другим людям в ка­честве сильной или обладающей властью «персоны». Данный процесс связан с его стремлением быть «авторитетным», «рефе­рентным» или «привлекательным» и ведет чаще всего к тому, что человек стремится быть адекватным не самому себе, а предзаданной социальной (в том числе профессиональной) роли. Таким образом, в основе персонализации лежит самоотождествление человека со значимой для него ролью. Процесс персонификации, наоборот, проявляется в стремлении быть самим собой, ведет к увеличению зон актуализации человека и к отказу от личностных «фасадов». Успешно протекающий процесс персонификации по­вышает степень позитивности, эмпатичности человека и пред­ставляет собой более целостный, интегративный процесс, неже­ли персонализация личности. Он позволяет человеку избежать полного самоотождествления себя с определенной профессиональ­ной ролью, а его отношение к миру определяют внутренние мо­тивы и бытийные ценности, в которых проявляется истинная сущ­ность индивида, его внутреннее Я[79].

Очевидно, что преобладание процесса персонализации над процессом персонификации и проявляется чаще всего в стремле­нии человека к достижению высокого статуса, положения в об­ществе как к главной цели своей жизни. А поскольку достижение определенного статуса чаще всего связано с профессиональной ролью, именно она начинает определять отношение человека к окружающим и самому себе, к основному направлению своей жизни и профессиональной деятельности, приводя к профессио­нальным деформациям, искажениям в профессионально-личност­ном развитии.

Личностный и профессиональный рост педагога прежде всего связан с качественным изменением его личностного и профессио­нального потенциала: расширением сознания и самосознания, открытием истинного, сущностного в себе, обретением профес­сионально и личностно ценных смыслов и целей своего бытия, индивидуального способа осуществления себя в профессии.

Безусловно, нельзя отрицать значение и роль повышения стату­са и продвижения в карьере как одного из показателей профессио­нального роста педагога. Согласно мнению психолога Е. А. Климо­ва, это процесс, осуществляемый «на двух взаимосвязанных, но различных уровнях: гностическом (в форме перестройки созна­ния, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе меж­людских отношений)»[80]. При этом второй уровень должен высту­пать логическим продолжением и результатом первого. К сожале­нию, в реальной жизни часто встречается стремление к его достижению в обход предыдущего. Практически речь идет о на­правленности, ценностно-смысловой ориентации процессов лич­ностного и профессионального становления, отражающей основ­ной способ существования человека в мире и во взаимодействии с другими людьми: ориентированный на внешнее — статус, положение («казаться») или на внутреннее — реализации своей сущ­ности, актуализации своего Я («быть»).

Наиболее полно сущность личностного роста человека раскрыта в гуманистической психологии. А. Маслоу утверждает, что в при­роде человека заложены потенциальные возможности для пози­тивного роста и совершенствования, они заключаются в творче­стве как универсальной функции человека, которая ведет к его самовыражению и самоактуализации, «понимаемой как непре­рывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершения своей миссии или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание, и, стало быть, приятие сво­ей собственной изначальной природы, как непрерывное стрем­ление к единству, интеграции, или внутренней синергии лич­ности»[81]. В какой степени человек актуализирует свой потенциал, является делом его личного выбора. Потребность к личностному росту и самоактуализации — высший уровень в иерархии челове­ческих потребностей. Именно в этом направлении должно осуще­ствляться его самоопределение и саморазвитие.

Основное содержание последующих разделов пособия и со­пряженных с ними практических занятий, заданий для самосто­ятельной работы и направлено на организацию процессов про­фессионально-личностного самоопределения, саморазвития и самосовершенствования, обеспечивающих поддержку вашего про­фессионально-личностного роста.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)