АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Я-концепция учителя

Читайте также:
  1. I Я-КОНЦЕПЦИЯ
  2. I. Вступительное слово учителя.
  3. Авторитет учителя физической культуры
  4. Білет № 16. Обгрунтуйте розповідь учителя, як метод формування природничих знань
  5. Букет для учителя
  6. Влияние темперамента учителя на ребенка
  7. Внутренняя подготовка учителя
  8. Возраст учеников. Пол. Педагогическая неопытность учителя.
  9. Где я могу найти подходящего мне учителя?
  10. Глава 16. Вы не можете сделать это в одиночестве: найдите учителя и работайте с ним.
  11. Глава 18. Новое платье короля: проблемы с учителями.
  12. Голос. А вы, дорогие учителя и родители, поздравить нас не хотите ли? Поздравления учителей, родителей, гостей.

 

Окружающий нас мир огромен и безбрежен, но все, что в нем существует, сконцентрировано вокруг одной маленькой песчинки — одного - единственного человека. Мое Я незаметно в огром­ном мире, но для меня оно — единственно реальное, осязаемое. Только благодаря моему Я окружающий мир становится доступ­ным восприятию и пониманию. Я — нечто совершенно особое, не похожее ни на кого другого, и вместе с тем в нем есть что-то, что роднит меня с другими. Так что же такое мое Я? Этот вопрос волнует и ученых, и каждого отдельного человека, особенно в период его становления.

Понятие Я используется во всех науках о человеке, и вместе с тем оно очень неопределенно, подвижно, многозначно. В фило­софском плане Я рассматривается как «духовный центр челове­ческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и себе самой»[110]. Психологи соотносят его, с одной стороны, с понятием «личность», с другой — с понятием «самосознание». Но оно не исчерпывается ни тем ни другим. И. Кон обращает вни­мание на то, что Я — не просто личность, а личность, рассматри­ваемая изнутри.

Пытаясь разграничить понятие «личность» и Я, американский психолог У.Джемс пишет: «О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное суще­ствование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосозна­ние является как бы двойственным — частью познаваемым и час­тью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых для краткости одну мы будем называть личностью, а другую — Я»[111].

Наше Я — это отображение самого себя в сознании человека. Безусловно, Я — это продукт самосознания, но воспринимает и осознает себя человек целостно, во всех своих ипостасях. Суще­ствует физическое Я — мои тело, внешность, физическое состо­яние. Эмоциональное Я — мои чувства и переживания, настрое­ния. Интеллектуальное или умственное Я — мир моих мыслей. Наконец, человек воспринимает себя как существо социальное, включенное в систему взаимоотношений с другими людьми, в свою профессиональную деятельность, имеющее определенные ценности, интересы, установки. Это — социальное Я. Итак, Я можно считать результатом сложнейшей интеграции в единое це­лое различных психических функций и свойств человека. Иной подход к определению сущности человека предлагает восточная философия и психология.

Критикуя западную традицию в определении Я, Роси Дзесю Сасаки в статье «Где находится Я?» говорит о существовании двух Я — индивидуального и абсолютного[112]. Индивидуальное Я — это то, что связано с мироощущением человека, выделяющего себя из окружающего мира, воспринимающего себя как уникаль­ное, оригинальное, отдельное от других. Абсолютное Я — это то, что связывает человека со всем миром, с другими людьми, ра­створение себя в момент объединения с другим Я, в котором не остается никакого переживаемого Я.

Такое абсолютное Я проявляется в моменты медитации — вы­хода за пределы индивидуального Я или любви, когда вы раство­ряетесь в чувстве духовного единения с другим. Абсолютное Я су­ществует вне сознания человека, а индивидуальное Я есть лишь момент, часть, краткий миг существования абсолютного. Инди­видуальное Я не обладает постоянной природой, оно возникает в ограничивающей деятельности абсолютного.

Трагедией современного воспитания, считает автор, является то, что нас учат утверждать только индивидуальное Я, развивают лишь один аспект. На этом основана нынешняя культура, поэто­му она представляет только человеческие желания. Постижение абсолютного Я помогает человеку освободиться от привязанно­сти к индивидуальным желаниям, подняться над ними и с радо­стью ограничивать их. Только когда проблемы мира и других людей станут естественными проблемами каждого, возникнет взаимо­понимание между людьми.

А пока попытаемся разобраться в своем индивидуальном Я и осмыслить, какую роль играет его образ в самосознании и само­совершенствовании человека.

Поскольку Я — это отражение самого себя, взгляд изнутри, соответственно у каждого человека формируется свой образ Я или то, что психологи называют Я-концепция. Я-концепция — совокупность всех представлений индивида о, себе, установок на себя: кто я? Что я собой представляю? Каков я? Как научное понятие она появилась не так давно и связана с именами А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Бернса. Гуманистическая психология отста­ивает приоритеты самой личности в выборе действий и поступ­ков, самоопределении, формировании себя, сосредоточивает внимание на постижении и развитии внутренних сил личности, ее эмоциях, отношениях, убеждениях, ценностях, восприятиях и устремлениях. Отношение к миру и окружающим людям, спо­собность к самостоятельным решениям, свободным и ответствен­ным действиям зависят от того, каковы представления человека о самом себе, какова его Я-концепция. Формирование Я-концепции считается одной из важнейших задач воспитания и обу­чения детей.

Я-концепция — достаточно сложное и многоуровневое обра­зование. Представим некоторые ее составляющие с помощью схе­мы, разработанной Р. Бернсом (схема 2 приводится нами в со­кращении).

 

 

 

Итак, «реальное Я» — это то, каким человек кажется себе в действительности, каким он видит себя в данный момент. «Иде­альное Я» — каким он поставил себе цель быть или то, к чему неосознанно стремится, о чем мечтает. «Идеальное Я» является основным побудителем, движущей силой поведения и действий человека, ориентиром его личностного роста. «Зеркальное Я» хра­нит в себе наши смутные, а иногда и ясные представления о том, что думают обо мне другие люди, каким я выгляжу в их глазах. «Зеркальное Я» — это то, что заставляет нас страдать или радоваться, зачастую ограничивает нас в наших действиях и раз­витии или, наоборот, стимулирует.

Во всех этих Я мы осознаем себя как существо физическое, эмо­циональное, умственное, социальное. У нас есть представления о своем физическом облике и идеале, к которому мы стремимся, о том, как воспринимают наш внешний облик другие, и т.д.

Существует ли зависимость между этими структурными ком­понентами Я-концепции? Безусловно. Они взаимосвязаны и взаи­мовлияют друг на друга. Мое физическое реальное представление о себе «Я слишком полный» формируется под влиянием моего убеждения в том, что так воспринимают меня другие («Зеркаль­ное Я»). Оно, в свою очередь, рождается оттого, что большинство моих друзей — стройные и худощавые люди, следовательно, это норма, эталон, к которому мне надо стремиться («Идеальное Я»). Таким образом, наши внутренние установки зависят от того, как мы воспринимаем окружающий нас мир и какие эталоны, цен­ности господствуют в нем.

У А. И. Куприна есть прекрасная сказка — «Синяя звезда». Прин­цесса, дочь короля горной страны, отрезанной от всего мира, узнает о том, что она безобразна (долгие годы от нее это скрывали, спрятав все зеркала в государстве). Несчастная и одинокая, она убегает в горы и находит там сорвавшегося с утеса ранено­го юношу, такого же некрасивого, как и она сама. Он оказыва­ется сыном французского короля и влюбляется в свою спаси­тельницу.

Когда принцесса приезжает со своим женихом к нему на роди­ну, ее признают первой красавицей Франции. Оказалось, что с точки зрения европейского эталона красоты безобразны были жители горной страны, а принцесса унаследовала внешние черты своего предка, короля-иноземца.

Не правда ли, эта история очень похожа на историю «Гадкого утенка» Х.К.Андерсена?

Нормы и эталоны, заданные нам окружающими, определяют наше отношение к себе. Но всегда ли они действительно истин­ны? Об этом стоит задуматься.

Поскольку «образ Я» — это наши собственные представления, они могут быть искажены. И не всегда другие воспринимают нас так, как мы об этом думаем, не всегда мы в действительности та­кие, какими себя представляем, не всегда воображаемый идеал — это то, к чему обязательно надо стремиться, т.е. Я-концепция не всегда отражает истинную сущность нашего Я. Каким же образом складывается Я-концепция человека? Представим этот процесс (схема 3).

 

 

Я-концепция представляет собой единство рационального и эмоционального, конкретному знанию о себе всегда сопутствует переживание того, что человек в себе открывает, осознает. Основ­ным инструментом формирования образа Я становятся самооценка и оценка человека другими людьми.

Самооценка является не только инструментом создания образа Я, но и одной из его составляющих, — это личностное суждение о собственной ценности. Оно складывается на основе суждений (оценки) не только индивида о себе, но и других людей. Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психическое здоровье.

У. Джемс предлагает такую формулу для определения самооцен­ки человека[113]:

 

.

 

Повысить самооценку человек может, либо увеличив числитель — свои реальные достижения, либо уменьшив знаменатель — уровень своих притязаний.

Таким образом, наше самочувствие, наша самооценка зависят от нас самих. Часто у человека формируется завышенная само­оценка, что проявляется в излишней самоуверенности, самона­деянности, неспособности реально оценивать свои возможности. Заниженная самооценка рождает излишнюю застенчивость, не­уверенность в себе. Человек не раскрывает свои потенциальные возможности, не реализует себя как личность. И в том и в другом случае возникает чувство неудовлетворенности, приводящее по­рой к эмоциональным срывам и депрессии. Очень важно, чтобы у человека была адекватная самооценка, формировалось реальное представление о себе и своих возможностях.

Когда впервые формируется Я-концепция у человека? Невоз­можно указать точно этот момент. Она возникает постепенно, с развитием самосознания ребенка. Первый шаг к ней — выделение себя из окружающего мира, установление своей самости, непохо­жести на других (я не такой, как все).

Микропрактикум. Вспомните, каким образом вы в детстве осоз­нали свою индивидуальность. Опишите те обстоятельства, которые за­метно повлияли в детстве на развитие ощущения, что вы — отдельное существо, на возникновение у вас чувства собственной уникальности.

Образ Я зависит от уровня развития самосознания. Человек с низким уровнем развития самосознания обладает интуитивным ощущением себя и того, что с ним происходит. У него возникает или чувство самодовольства, или смутное недовольство собой.

Высокий уровень развития самосознания проявляется в осмыс­ленном, осознанном представлении о себе. Он предполагает на­личие у человека рефлексии, постоянного диалога с самим со­бой, наблюдения и самоанализа своих чувств, поступков, действий.

Только тогда формируется целостная, неискаженная концепция Я, соответствующая истинному Я человека.

Для чего необходимо развитие Я-концепции вообще и учителя в частности? Прежде всего для понимания самого себя. Расхожде­ние между концепцией Я и истинным Я человека ведет к неуме­нию предвидеть свое поведение в той или иной ситуации, осо­бенно экстремальной. Многие люди, внезапно совершившие алогичные действия или преступления, с удивлением спрашива­ли себя: неужели это был я? Неужели я на такое способен?

Понимание самого себя — исходный толчок для самосовер­шенствования личности. Существующее расхождение между «об­разом Я» и «истинным Я» («действующим Я») воспринимается человеком как дискомфорт[114]. Возникает стремление устранить его, но каким образом это сделать? Первая реакция (примитивного типа) — выстраивание психологических защит. Одна из таких за­щит — замещение, оправдание себя путем переноса ответственно­сти на других (причина не во мне, а в других людях).

Существует множество других защит, самая распространенная среди них — агрессия. Так, женщина, не испытавшая материнских чувств по отношению к своему сыну, но не желающая разрушать свой образ «хорошей матери», обвиняет во всех конфликтных си­туациях «плохого ребенка», агрессивна по отношению к нему.

Учитель, создавший о себе представление «хорошего учите­ля», убежден в отсутствии интереса к своему предмету и слабых знаниях «плохих учеников». Таким образом, он временно преодо­левает дискомфорт, но истинные причины его остаются не поня­ты и не устранены.

Учитель с развитой Я-концепцией осознает причины диском­форта как проявление собственных проблем, стремится прежде всего изменить что-то в себе. Тогда шум, отсутствие интереса к уроку у учеников он воспринимает как сигнал о непорядке в са­мом себе. У него возникает потребность в переосмыслении своего поведения, совершенствовании профессионального мастерства.

 

Принятие себя

 

Жизненная функция самосознания — не просто дать человеку достоверные сведения о себе, а помочь ему выработать позитив­ную Я-концепцию. Она необходима ему для реализации своих воз­можностей, осуществления замыслов, раскрытия индивидуаль­ности.

Многие из нас не реализуют себя потому, что у нас отсутству­ет позитивные самовосприятие и представление о себе. Негативная Я-концепция, которую формируют у ребенка родители и учи­теля, чаще всего является причиной повышенной тревожности, ранимости или агрессивности, создающих затруднения в обуче­нии и общении с другими людьми. Исследования показывают, что успехи детей в учебе прямо зависят от ожидания учителя. «Даже самый незначительный комментарий учителя может восприни­маться школьником как тотальное отрицание ценности его лич­ности, разрушительно воздействует на его образ Я», — утвержда­ет Р. Бернс[115].

Существует тесная связь между Я-концепцией учителя и уча­щихся. У учителя, имеющего положительное самовосприятие, школьники имеют более позитивные Я-концепции, чем у настав­ника с противоположной направленностью.

Итак, необходимость позитивного самовосприятия человеком самого себя очевидна, а условием формирования позитивной Я-концепции являются принятие себя, любовь к себе.

Общепринято отождествлять понятие «любовь к себе» с поняти­ями «эгоизм», «себялюбие». Эгоизм не идентичен любви к себе — утверждает гуманистическая психология. Такое отождествление происходит потому, что мы неверно понимаем сущность любви. «Подлинная любовь — это выражение созидательности, и она предполагает заботу, уважение, ответственность»[116]. Любовь к чело­веку, уважение, понимание его невозможны без чувства уваже­ния к собственной целостности и уникальности. Человек, не обладающий чувством собственного достоинства, не способен ценить его в других людях. Так называемая неэгоистичность означает только неспособность любить. Э. Фромм приводит пример: «неэгоистич­ная» мать посвящает всю жизнь ребенку. Она убеждена, что ее ребенок благодаря ей узнает, что значит быть любимым, научить­ся любить. Результат ее «неэгоистичности» — формирующаяся у ребенка тревожность, скрытая вражда к жизни, боязнь материн­ского неодобрения и того, что он не оправдает ожидания матери. Женщина, которая отказывается от жизни полноценной, эмоцио­нально насыщенной, не научит любви к жизни. И с другой стороны, нет ничего более способствующего привитию ребенку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, любящей себя.

Может ли учитель, который не любит себя, не уверен в себе, воспитать счастливых, уверенных в себе, обладающих чувством собственного достоинства учеников? В каждом человеке есть то, что ему нравится в себе, за что он ценит себя. Почему мы зачас­тую боимся проявлять это?

Микроисследование. Попробуйте со своими близкими или зна­комыми провести такой эксперимент: попросите их сказать о себе что-нибудь хорошее и зафиксируйте время, затраченное ими на размышле­ние. Потом предложите им сказать о себе что-нибудь плохое и также зафиксируйте время. Сравните, в каком случае им понадобится больше времени на размышление.

 

Человек, как правило, более ориентирован на мнение других. Мы с детства живем в системе жестких оценок себя, сначала дру­гими людьми, потом самими собою. И зачастую не замечаем, что наши оценки — это копии чужих оценок, причем чаще всего — отрицательных: «Ничего из тебя не выйдет», «Ты ленив и неакку­ратен, забывчив, необязателен, безответствен» и т.д.

В нашей культуре не принято положительно оценивать себя. Человеку, который нарушает это правило, часто приклеивают ярлыки «выскочки», «самоуверенного» и т.п. Мы ждем похвалы и одобрения от других, убежденные, что сможем совершенствовать­ся, только если будем критически оценивать себя. Гуманистиче­ская психология утверждает: чувство вины и наше внутреннее убеж­дение «Я недостаточно хорош» не помогают, а препятствуют потребности изменить себя. Только принятие себя таким, каков я есть, позитивное отношение к себе рождает потребность и воз­можность решать свои проблемы, уверенность в том, что у меня есть все, чтобы достичь своей цели. «Единственное, с чем челове­ку надо работать, — это его мысль, а мысль можно сознательно изменить, — считает Луиза Хэй. — Мы думаем, что, если мы бу­дем думать о негативных моментах, положительное автоматиче­ски придет в нашу жизнь. На самом деле все наоборот. Вспомните, сколько раз вы концентрировались на том, чего вы не хотите? Получили ли вы то, что хотели? Наверное, нет. Чем больше у вас отрицательных мыслей, тем больше вы создаете отрицательного у себя в жизни. Так освободите себя от отрицательных мыслей и обратите ваше внимание на то, чего вы действительно хотите в своей жизни. Давайте превращать наши отрицательные убеждения в положительные»[117].

 

Самораскрытие

 

Путь к себе, принятию себя лежит через самораскрытие. От­крытие своего Я зависит от того, насколько мы открыты для дру­гих. Взаимосвязь между самопознанием и самораскрытием наибо­лее отчетливо представлена в модели, которую называют «Окном Джогари» в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (схема 4).

 

 

Каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. «Арена» охватывает те аспекты содержания свое­го Я, о которых знаем и мы, и другие («пространство» личности, открытое и для меня, и для других). «Видимость» — это то, что мы знаем, а другие нет, то, что мы скрываем от других в силу тех или иных причин или не имели возможности рассказать. «Слепое пятно» — то, что другие знают о нас, а мы не знаем, например привычка перебивать говорящего на середине слова, которую мы не замечаем (закрытое для меня, но открытое для других). «Неиз­вестное» — это то, что скрыто и от нас, и от других, включая потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное и мне, и другим людям).

Когда мы ведем себя открыто, другие получают возможность» узнать о нас больше, что повышает вероятность как хорошего понимания нас другими, так и более глубокого самопознания — понимания самого себя. Увеличивается «Арена» — уменьшается «Неизвестное», его место занимает «Понимание». Открываясь дру­гим, мы приобретаем то, что другие помогают нам увидеть в себе, то, что до сих пор нам было недоступно. Открываясь, мы способ­ны раскрыть свои скрытые возможности, реализовать их[118].

Безусловно, способность быть открытым зависит как от степе­ни осознания и принятия себя, так и от нашего доверия к другим людям, их отношения к нам. Было бы абсурдно требовать от нас раскрываться перед каждым встречным, но мы в любых ситуаци­ях можем оставаться самим собой, не заползая, как улитка, в свою раковину. Стремление к открытости каждого из нас откры­вает нам путь к взаимопониманию и пониманию себя.

Открыть свое Я, принять себя, сформировать целостный образ Я в состоянии каждый человек. Нужно только захотеть, отправля­ясь в путь к себе!

А для начала попробуйте встречать каждый новый день следу­ющими словами:

Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.

Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и опти­мизма.

Я чувствую себя спокойным и расслабленным.

Я здоров и силен как духовно, так и физически.

Я способен добиться того, чего только захочу.

Я обладаю прекрасной памятью.

Я нравлюсь людям, люди любят меня.

Я прощаю себя, я принимаю себя.

Я осуществляю свою мечту.

Я полностью контролирую свои мысли, чувства и радости.

Радость, радость, радость!!!

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)