АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция этической духовности

Читайте также:
  1. I Я-КОНЦЕПЦИЯ
  2. VII. Концепция отношений личности
  3. А зачем вообще нужны наказания? Очень просто — без них дети предадутся порокам и не доберутся ни до какой высокой духовности.
  4. Американская концепция
  5. Военная доктрина РФ и концепция Национальной безопасности.
  6. Вопрос 12. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевский
  7. Вопрос 15. Концепция Бубера о природе человека
  8. Вопрос №15: «Я – концепция» как социально-психологический феномен».
  9. Гегелевская концепция историко-философского процесса
  10. Европейская концепция
  11. Из выступления президента В.В.Путина на совместном заседании правительства, парламента и руководителей регионов - концепция национальных проектов (5 сентября 2005 г.)
  12. Источник духовности

 

Одно из наиболее целостных и гармоничных гуманистических воззрений на цель и смысл человеческого существования содер­жится в русской философской мысли конца XIX — начала XX в. В основе этого воззрения лежит идея развития духовности как ду­шевности.

Человек есть существо, в котором соединяются начала духов­ное, душевное и телесное. Западная цивилизация направлена преж­де всего на развитие телесного начала в человеке, а также на раз­витие воли, которая, по мнению Г. Федотова, менее всего выражает душевность[104].

Смысл жизни представляется «современным атлетам» как реа­лизация своих физических и интеллектуальных сил в целенаправ­ленной и целеустремленной деятельности по преобразованию окружающего мира. Именно таков идеал века покорения природы и технического прогресса. Сила и энергия такого человека приоб­ретают стихийный, разрушительный характер. Религиозные запад­ная и восточная традиции высшим свойством человека считают его бессмертный дух, рассматривая его как ту субстанцию, кото­рая может существовать и развиваться вне телесной оболочки че­ловека и является выражением его божественной сущности, тем, что связывает его с миром Бесконечного, Вселенной, Космосом. Развитие в себе этого духовного начала, т.е. выход за пределы собственного физического Я и подготовка к иной, высшей цели своего бытия, лежащей вне реального сегодняшнего существова­ния, — смысл жизни человека. Согласно теософским концепци­ям, душевность есть нечто низшее по сравнению с духом, то, что связывает дух с телом (чувства, эмоции, переживания).

Русские философы отвергают такое понимание духовности че­ловека. Высшая духовность, по их мнению, невозможна без ду­шевности — эмоциональной чуткости, отзывчивости, способно­сти к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. С точки зрения В. С. Соловьева, духовность — это стыд, милосердие, благоговение перед добром.

Анализируя различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явле­ниях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеаль­ного (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограни­ченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это "только"! Те­лесный человек живет звериной жизнью, духовный — ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных "духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма»[105].

Как современно это звучит! Только разумность, слитая с сер­дечностью, при преобладании сердечности, может лежать в осно­ве духовности. Вспомним слова Ф.Достоевского: «Космическая гармония неприемлема, если она игнорирует индивидуальную судьбу. Все счастье мира не стоит слезинки ребенка».

Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопережива­нию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому, ответственность за все, что совершается вок­руг него. Духовному человеку несвойственно всякое исключитель­ное отстаивание своей личности, своей односторонней личной правды. Идея соборности сознания лежит в основе понимания сути развития и прогресса русского общества: переустройство жизни не путем борьбы, революции, а через взаимное дополнение ду­ховных личностей, нравственное единение всех людей (Л.Тол­стой, Н.Грот). Именно в духовно-нравственном совершенствова­нии себя и человеческих отношений видят смысл и назначение человеческой жизни русские философы.

На этих гуманных идеях взращена педагогическая мысль, у ис­токов которой стояли Л.Толстой, В.Розанов и другие. Образова­ние, по мнению В. Розанова, призвано прежде всего изменять душу человека, утончать ее требования, возвышать ее стремления, де­лать ее более отзывчивой и чуткой[106]. Воспитание должно быть на­правлено на духовное развитие человека, который был бы сосре­доточен не на себе, а на других; человека совестливого, открытого и верного, умеющего соотносить свои интересы с интересами дру­гих людей. В конечном итоге социальное назначение школы — это создание общности людей, ориентированных на духовные ценно­сти, сознательно устремленных на их утверждение.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)