|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В поисках своего путиКак мы уже знаем, где-то в 1539-40 годы, т.е. через два-три года после рукоположения Менно Симонса, Оббе Филипс отошел от движения, устав от борьбы как с римско-католическим традиционализмом, так и фанатическим экстремизмом мюнстерских анабаптистов. Если первые ставили предание и традиции превыше Св. Писания, то вторые впадали в другую крайность, пытаясь истолковать каждый библейский текст в свете своих собственных мечтаний и чаяний. Между этими двумя полюсами были еще лютеране и кальвинисты, которые, с одной стороны, стремились к реформам, а с другой - сохраняли многие традиции, доставшиеся в наследство от католической церкви, и потому резко расходились с анабаптистами по целому ряду вопросов. На долю Менно Симонса выпала очень нелегкая задача провести только лишь начавшую оперяться общину анабаптистов через разные духовные искусы и испытания ему предстояло отделить правду от полуправды, противопоставить заблуждениям ясное учение, вдохновить и ободрить преследуемых и гонимых, поправить и наставить заблудших и построить молодую сильную церковь, не падая духом от того, что его самого все время гнали и преследовали как еретика. В период этой нелегкой борьбы 1540-1550-х годов у Менно было немало сподвижников, среди которых следует особенно выделить Дирка Филипса. Однако именно благодаря руководству Менно, движение голландских анабаптистов сумело выйти из кризиса первых лет и, преодолев искус фанатичного радикализма и экстремизма, избегнуть весьма вероятного краха. Неслучайно, за Менно укрепился авторитет первого лидера и всех, кто примыкал к движению, начали называть сначала меннистами или меннонистами, пока наконец за членами общины не закрепилось нынешнее название - меннониты. Надо сказать, что наибольшая трудность борьбы, которую Менно вел в те годы, состояла не в противодействии преследованиям со стороны католической церкви, или экстремистским идеям религиозных фанатиков. Самую сложную и интенсивную борьбу ему приходилось вести с лютеранами, кальвинистами и даже некоторыми из братьев из своего ближайшего окружения. Вот тут-то и оказалось труднее всего выработать оптимальную тактику действий. Скажем, меннониты сходились во мнении с лютеранами и кальвинистами по основным вопросам догматики, сложившейся в результате Реформации. В частности, они разделяли догмат реформатов об оправдании верою и верховном авторитете Св. Писания в области вероучения, однако делали из этих догматов несколько иные выводы. Так, для меннонитов оправдание верою означало, что крестить можно только достаточно взрослых людей, способных верить сознательно и принимать самостоятельные решения; в свою очередь членами их церкви, по их мнению, могли стать лишь те, в чьей жизни заметны реальные плоды веры. Лютеране же и кальвинисты (реформаты), напротив, по-прежнему придерживались того мнения, что для безопасности общества необходимо иметь общую религию. При этом в качестве примера они указывали на мюнстерские события, показавшие, что может случиться, если предоставить людям право самим выбирать себе религиозную общину, либо вообще отказаться от членства в какой бы то ни было церкви. В 1540-х годах Менно в своих посланиях главам этих государственных церквей много полемизировал по этим вопросам и большая часть сохранившихся документов, написанных его рукой, относится именно к этому периоду. В 1544 году в Эмдене состоялась первая важная встреча-дискуссия по вопросам вероучения с Яном Аласко, после чего Менно выпустил два пространных заявления. Вторая дискуссия была с Мартином Майкроном, пастором реформатской церкви в Лондоне. После того, как королева Мария, отменив реформы, проведенные Генрихом VII и Эдуардом VI, восстановила католицизм в качестве государственной религии в Англии, кальвинистам пришлось покинуть страну. Зимой 1553 года они высадились на побережье северной Германии неподалеку от Висмара. Меннониты, сами находившиеся в то время на положении беженцев, протянули беглецам руку помощи, когда их лодка застряла в прибрежных льдах, и помогли обосноваться на новом месте, где никто не хотел иметь с ними дела. В феврале 1554 года по настоянию реформатских лидеров между ними и меннонитами была устроена серия дебатов. На встречу приехал и Майкрон, тем временем обосновавшийся в Эмдене. Вопреки изначальному замыслу встречи, он опубликовал свое изложение состоявшейся дискуссии, принудив Менно также публично высказать свою точку зрения по всем затронутым вопросам и ответить на заданные ему Майкроном критические вопросы. За сим последовала еще одна публикация Майкрона, и на этом как частная, так и публичная дискуссия завершилась. Вся эта история могла бы показаться вполне безобидной, если бы публичная дискуссия между двумя гонимыми сектами не привлекла внимания властей и в итоге вновь не заставила Менно скрываться. Затем Менно пришлось полемизировать с Геллиусом Фабером, который склонялся к лютеранству, однако в Эмдене сотрудничал с реформатов Яном Аласко. В 1544 году Фабер участвовал в полемике с Менно, а в 1522 году написал против анабаптистов столь несправедливую брошюру, что Менно просто не мог воздержаться от публичного ответа. Эта работа, так и названная "Ответ Гелиусу Фаберу", содержит в себе рассказ об обращении Менно и историю его призвания на служение. Кроме того, там очень четко и ясно излагаются догматические отличия меннонитов от лютеран и реформатов по таким вопросам как крещение, евхаристия, церковная дисциплина, природа Церкви и воплощение Христа. Эта полемика выявила со всей определенностью, что меннониты не сходятся с этими государственными церквями по таким двум основополагающим вопросам как основы христианской жизни и природа Церкви. В первом случае меннониты придавали решающее значение новому рождению и практическому следованию заповедям Спасителя и личной жизни или ученичеству. По их мнению, креститься и стать членами церкви могут только те, кто покаялся и на личном опыте испытал воздействие благодати Божьей. Свидетельством же нового рождения должно считаться прежде всего серьезное стремление жить, как ученики Христовы, полностью предавая себя воле Господа. Наиболее важными признаками вступления человека на путь апостольский считались любовь и непротивление. Что же касается природы Церкви, то меннониты утверждали, что она должна быть свободным собранием верующих, т.е. члены церкви связаны друг с другом только общей верностью Христу и взаимной любовью. Следование же Христу должно естественно привести к отделению от мира, а жизнь изгнанников является благотворным испытанием, орудием Божьей любви, стремящейся исправить заблудших и удержать верных от ошибок. Использование оружия, а также других инструментов государственной власти для навязывания людям воли церкви отвергалось как противоречащее учению Христа и апостолов. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |