|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Реформатор Цвингли 5 страницаТем временем Женева не забыла о Кальвине. Город раздирали противоречия, поскольку представители одной стороны, названные гиллерменами в честь Гиллома Фареля и предводительствуемые влиятельным горожанином Ами Пэррэном (Ami Perrin), отказались признавать новых проповедников, сменивших изгнанных реформаторов. Католики надеялись вернуть город. При таких обстоятельствах в мае 1539 года эразмит епископ Карпентрийский (of Carpentras) Якопо Садолето (Jacopo Sadoleto) написал свое знаменитое обращение к жителям Женевы с призывом вернуться домой, в Рим. Как красочно повествует Теодор Беза, Садолето, «полагая, что в создавшихся обстоятельствах легко сможет уловить стадо, оставленное его великими пасторами, от имени соседей... послал письмо почтеннейшему Сенату, т. е. Совету, и жителям Женевы, излагая все то, что могло бы подтолкнуть их назад, в лоно Римской блудницы». Садолето отстаивал непогрешимость Католической церкви, поскольку «Святой Дух постоянно наставляет ее руководителей и церковные соборы». Главный вопрос для женевцев он видел в том, «согласиться ли со всею церковью, верно соблюдая ее установления, законы и Таинства, или уступить людям, ищущим разлада и новизны». Малый совет переадресовал письмо в Берн, а Совет Берна попросил Кальвина написать ответ, что тот и сделал, потратив в середине августа шесть дней на его составление. Ответ представлял собою собственное обращение Кальвина к евангелическому христианству и отстаивал в особенности понимание Церкви как общности всех верующих во Христе, а также учение об оправдании только верой. Замечательный труд Кальвина произвел на Женеву большое впечатление и содействовал укреплению гиллерменов. Внутренний конфликт достиг накала, когда антикальвинисты, составлявшие городской магистрат, сделали слишком много уступок в официальных переговорах с Берном. Бунт 1540 года привел к аресту и казни Жана Филиппа, обвиненного в убийстве гражданина при уличной потасовке. Гиллермены быстро овладели ситуацией и пригласили Кальвина вернуться в Женеву. С неохотою он подчинился давлению и 13 сентября 1541 года прибыл в Женеву, что стало судьбоносным шагом для христианства. Население города приветствовало возвращение Кальвина. За три года, проведенных в Страсбурге, Кальвин стал намного более зрелым человеком. Он имел средний рост, бледное лицо, темные волосы и бороду. Современники свидетельствовали о его бдительных, ясных и живых глазах. Одевался он просто, мало ел и еще меньше спал. Был умен, наблюдателен и одарен замечательной памятью. Он умел быть беззаботным, даже шутливым, и обладал особой склонностью к каламбурам. В разделе Наставления, посвященном христианской свободе, он писал: «Нам ничто не запрещает смеяться, либо получать удовольствие от пищи, либо приобретать имущество в дополнение к тому, которым мы уже пользуемся или пользовались наши предки, либо наслаждаться музыкой, либо пить вино». Однако его собственное повседневное поведение отличалось строгостью, а речь простотою и прямотою, серьезностью и основательностью. После его смерти Малый совет заключил, что Бог наделил Кальвина «великими качествами». Историк Мерль д'Обинье назвал Кальвина «законодателем обновленной церкви». По возвращении в Женеву Кальвин почти сразу взялся за реорганизацию церкви. Церковные ордонансы от 1541 года определяли зрелую пресвитерианскую систему правления. 20 ноября ордонансы были одобрены обоими Советами и Общим собранием. В управлении церковью учреждались четыре вида должностей. (1) Почтенное Собрание пасторов назначало пасторов, которые являлись проповедниками Евангелия. Их утверждал Совет и представлял на одобрение духовенству и народу. (2) Доктора занимали важнейшее положение учителей и отвечали за христианское образование. (3) Двенадцать выдающихся мирян избирались старейшинами, или и пресвитерами для помощи пасторам в попечении о духовном благополучии приходов. Последние две категории входили в Консисторию, также известную как Пресвитерия, осуществлявшую руководящую функцию.[13] (4) Диаконы решали мирские вопросы. Городской казначей отвечал за жалованье, а члены Городского совета следили за имуществом. Кроме того, каждый приход избирал мирян, обычно из числа старейшин, для служения в полиции нравов. Они увещевали грешников, докладывали о нераскаявшихся и упорствующих. Кроме того, Кальвин продолжал трудиться над реформированием церковного богослужения. Он опубликовал собрание из пятидесяти псалмов в метрическом переложении Клемента Маро, а также новый литургический порядок и Катехизис, в котором заявил: «Мы не отыскали песен, более пригодных для поклонения Богу и более удобных в употреблении, чем псалмы Давида, порожденные и изреченные Святым Духом». Благодаря своему огромному авторитету и личному влиянию, Кальвин негласно контролировал Консисторию, которая прежде всего играла роль суда нравов. Независимо от светского правительства, Консистория обладала властью отлучать от церкви и противостоять вмешательству государства в вопросы учения и церковной дисциплины. Это был центральный штаб городской полиции нравов. Сохранившийся протокол Консистории от 16 февраля 1542 года показывает, каким образом осуществлялся контроль и вершился суд над малейшими нарушениями. Выявлялись и пресекались уцелевшие в народе католические обычаи, обряды и предрассудки. Одна женщина сохранила Legenda aurea, то есть Жития святых, цирюльник выбрил священнику тонзуру, ювелир изготовил чашу для мессы, некий гражданин назвал папу праведным человеком, женщина попыталась излечить своего больного мужа, подвесив ему на шею паука в ореховой скорлупе. Выявлялись и пресекались случаи разврата и нарушения строгих моральных требований. Следователи заходили так далеко, что расспрашивали детей об их родителях. Непристойные танцы, платье без высокого воротника, игра в карты и пьянство влекли за собой суровые наказания. Особенно строго Кальвин относился к проституции, поскольку Женева пользовалась ужасной в этом отношении репутацией. Он настаивал на более жестоком наказании, однако Городской совет в 1558 году постановил, что злостный нарушитель должен пройти по улицам города в красном колпаке, а блудницу надлежит вести, громко трубя при этом. Кальвину удалось закрыть таверны и заменить их приличными и добропорядочными кафе, имевшими в наличии французскую Библию для справок на случай серьезных дискуссий, но со временем ему пришлось уступить потребительскому спросу и вновь разрешить таверны. О создающих угрозу общественному спокойствию серьезных случаях колдовства, ереси, прелюбодеяния, богохульства и мятежа сообщалось гражданским властям. Известен даже случай, когда некий гражданин был взят под стражу за то, что дал своей собаке кличку Кальвин. Также за четырехлетний период результатом разбирательств, при которых признания зачастую вымогались посредством пыток, стали пятьдесят восемь казней и семьдесят шесть ссылок. Имея юридическое образование, Кальвин консультировал городскую администрацию и Советы в сугубо гражданских делах. Однако Женева была далека от теократии, которую ей приписывают исторические легенды. Собрание пасторов более походило на административный орган, чем Консисторию, но всегда находилось в подчинении у городских властей. Естественно возникла оппозиция Кальвину и власти Консистории. Противники одного типа, которых Кальвин окрестил либертинцами, протестовали против нравственного контроля, а другие противники, которых он называл еретиками, оспаривали его доктринальные положения. Первая настоящая проверка на прочность имела место в январе 1546 года, когда производитель игральных карт Пьер Амо, потерпев убытки и находясь на грани банкротства, объявил Кальвина иностранцем, который сует нос в чужие дела, злодеем и распространителем лжеучения. Кальвин не удовлетворился приговором суда, обязавшим Амо просить у Кальвина прощения, стоя на коленях в присутствии городского совета, и настаивал на публичном наказании, поскольку оскорбление было нанесено также публично. В итоге Совет принудил беднягу пройти по улицам города в одной сорочке со свечой в руках и взывая к Богу о милости. Когда в июне 1946 года на кафедре в церкви Св. Пьерра была обнаружена афиша с обвинениями и угрозами в адрес служителей, то схваченный властями главный подозреваемый был подвергнут пыткам и обезглавлен. Прежний сторонник Кальвина Ами Перран, помогавший ему при возвращении в Женеву, обратился против Кальвина, когда Консистория наказала его жену, тестя и шурина, принадлежавших к одному из благороднейших женевских семейств. В 1553 году, когда на официальные посты были избраны многие либертинцы, Перран стал уполномоченным представителем Большого совета и возглавил движение за лишение Консистории права отлучения от церкви и за возвращение его Совету. В это время случилось дело Сервета, и Кальвин сохранил свое положение, а его авторитет стал после этого непререкаемым. Дело Сервета также стало последним крупным испытанием для теологии Кальвина. Понятно, что причиной тому было радикальное решение Кальвином вопроса о предопределении, вызывавшего наиболее резкую критику в его адрес. Католик Альберт Пигий (Albert Pighius) отстаивал учение об упреждающей благодати и последующем соучастии человека в достижении оправдания перед Богом, выступая против учения Кальвина. Однако в последующей дискуссии Кальвин полностью укротил Пигия, убедив его в справедливости своих воззрений более августинского толка. Того же вопроса коснулся бывший монах-кармелит из Парижа Жером Гермес Бользек (Jerome Hermes Bolsec), выступивший против Кальвина в 1551 году. Бользек отрекся от католицизма и бежал в Вейни (Veigny), небольшую деревушку близ Женевы, чтобы там заняться медицинской практикой. Примечательно, что в тот период многие врачи становились теологическими индивидуалистами и еретиками, подобно тому, как многие гуманисты и реформаторы Возрождения изучали право перед своим обращением к теологии и творениям классиков. Бользек попытался убедить Женевские власти, будто теология Кальвина представляет Бога автором греха, что было гнусной ложью. Кальвин изобличил Бользека перед Малым советом как возмутительного клеветника и еретика. После совещаний с властями других городов Швейцарии, колебавшимися по этому вопросу, Совет изгнал Бользека из Женевы. Он уехал во Францию, вернулся в Католическую церковь и отомстил Кальвину, написав оскорбительную и порочащую его биографию, опубликованную в 1577 году, после смерти Бользека. Сила характера Кальвина наиболее ярко проявилась при его последней болезни и смерти. Он продолжал много работать, несмотря на усталость от долгих изматывающих трудов, волнений и хлопот о церкви. «Вы хотите, чтобы Господь в Свое пришествие нашел меня ленивым?» — спрашивал он друзей, убеждавших его отдохнуть. Во время сильнейшей болезни, не будучи способен исполнять свои обязанности, он отказался от постоянной стипендии за работу, которую не мог осилить. Его имущество было очень мало, потому что основную часть значительного дохода он жертвовал на благотворительность. 6 февраля 1564 года Кальвин прочел свою последнюю проповедь. 2 мая он написал свое последнее письмо, адресованное Фарелю, поспешившему из Нёшателя, чтобы провести с ним последние дни. Смерть его застала, когда он трудился над Комментариями на Книгу Иисуса Навина и достиг вступления в Землю Обетованную. Наконец, по словам Теодора Беза: «Не осталось ничего, кроме его духа». 27 мая, на пятьдесят пятом году жизни, он тихо умер на руках у Беза. На следующий день, согласно последнему желанию Кальвина, он был похоронен без надгробия на общем кладбище Плэн-палэ. Кальвин действительно был человеком великого мужества и самоотверженного служения. Беза писал: «Я знал его на протяжении шестнадцати лет и считаю себя вправе утверждать, что в этом человеке все являет образец христианской жизни и смерти, который трудно умалить и с которым трудно соревноваться». При всех своих ошибках, упрямстве, нетерпимости и внезапных вспышках раздражительности, недостатке простоты, великодушия и открытости, Кальвин был духовным гигантом в эпоху ужасного хаоса. Умеренный скептик девятнадцатого века Эрнст Ренан заключил: «Кальвин имел успех, потому что был величайшим христианином своего времени». Сам Кальвин счел бы эти слова ложью или, в лучшем случае, пристрастным суждением. Кальвинизм в Европе КАЛЬВИНИЗМ ВО ФРАНЦИИ Один из преданных приверженцев Кальвина Франсуа Готман (Francois Hotman) написал ему в 1556 году, что Женева породила дух, воздвигнувший новое поколение «галльских мучеников, кровь которых свидетельствует о твоем учении и твоей церкви». Сердце Кальвина было с его братьями французами. Он глубоко верил, что однажды Франция станет подлинно христианской страной в его понимании, и желал, чтобы до наступления того дня реформированным церквям и евангелическим христианам было разрешено мирно поклоняться в согласии со своей совестью. Он выслал из Женевы целую армию миссионеров, наставленных и обученных для служения в протестантских общинах, возникавших по всей Франции. Кальвин вел колоссальную переписку с бюргерами, дворянами и князьями, симпатизировавшими евангельскому делу или уже ставшими убежденными верующими. Он писал таким могущественным людям как король Антуан Наваррский, принц Конде и адмирал Колиньи. Кроме того, он писал молодым служителям и мученикам, например пяти лионским узникам, намеревавшимся начать служение во Франции, но арестованным по пути из Женевы и собственною кровью засвидетельствовавшим свою веру. Ни один человек, просивший поддержки у Кальвина, не оставался без помощи. Он писал, чтобы помочь безработным найти работу, чтобы рекомендовать дворянам наставников для их детей, чтобы содействовать ученикам при поступлении в интернаты, чтобы организовать помощь бедным, чтобы вдохновить евангелистов на духовный подвиг. Его переписка могла бы уместиться в тридцать пять томов. Кальвин признавался другу: «У меня нет времени полюбоваться своим домом под благословенным солнцем. Если все будет продолжаться в том же духе, то я забуду, как он выглядит. По завершении текущих дел, мне необходимо написать еще столько писем, ответить на столько вопросов, что проходит целая ночь, и естество остается вовсе без пожертвования в виде сна». На раннем этапе существования французского протестантизма различия между эразмической, мистическими реформаторскими тенденциями и евангелическим лютеранством, проникавшим из Германии, были размыты и неясны. Однако к концу пятидесятых годов французский протестантизм обрел женевскую окраску, поскольку французские переселенцы возвращались на родину для распространения своей веры, и кальвинистическая литература распространялась шире и шире. Небольшие группы приверженцев собирались в частных домах и сараях, в полях и рощах, в пещерах и любых доступных укрытиях. Когда базовая группа вырастала в большую общину, к Кальвину зачастую направлялась просьба прислать служителя, а некоторые группы столь преуспели, что просили прислать служителю помощника. Кальвин отправлял столько людей, сколько мог. Они путешествовали по ночам, прятались на чердаках в потайных комнатах за трубами, пользовались тайными маршрутами. С собой они имели экземпляры французской Библии Оливетана, женевскую Псалтирь и трактаты Кальвина. Благодаря основанию Женевской академии, 1559 год стал очень важным для распространения кальвинизма. Вновь проявилось влияние Страсбурга, поскольку образцом для Академии послужила гуманистически-реформаторская школа, возглавлявшаяся Иоганном Штурмом. Круг гуманистических предметов, изучавшихся в этом учебном заведении, составляли латинский, греческий и еврейский языки, а также философия и теология. Консистория, с одобрения Городского совета, назначила преподавательский состав и пригласила лучших преподавателей, изгнанных Берном из Лозаннской академии, таких как Пьер Вире и знаток греческого Теодор Беза, который возглавил Академию. Университет, известный сегодня как Женевский, немедленно привлек молодых людей со всех концов Европы, возвращавшихся домой носителями кальвинистской проповеди. В 1561 году французское правительство выразило Женеве официальный протест по поводу содействия протестантским проповедникам на французской территории. В том же году протестантский адмирал Колиньи подсчитал, что во Франции насчитывалось около 2150 кальвинистских общин. Название гугеноты, которым окрестили французских кальвинистов, возможно происходит от швейцарского названия Eidgenossen, «приверженцы». Женевцы, поддержавшие восстание против Савойев, назывались Aignos и были дружелюбны по отношению к Eidgenossen. Позднее это название стало применяться по отношению к женевским протестантам. Первое известное упоминание о нем имело место в 1562 году. Проникновение кальвинизма во Францию было столь успешно, что в том же 1559 году для организации национальной церкви в Париже собрался Синод. По аналогии с женевской системой, поместные церкви подчинялись консисториям, районные возглавлялись советами или съездами, провинциальные — синодами, а провинциальные синоды управлялись национальным Синодом. Наибольших успехов кальвинизм достиг в Наварре, Дофине (Dauphine), восточном Провансе, Нормандии и Орлеане. Однако движение не могло воспользоваться своими успехами и осуществить планы создания национальной организации, поскольку противодействие французской монархии отличалось стабильным усилением, жесткостью и эффективностью. В 1545 году было продемонстрировано, что монархия способна нападать с упорством и непримиримостью средневекового крестового похода. Тогда в южной Франции была начата карательная акция против вальденсов, унесшая жизни сотен людей, проповедовавших идеалы бедности и смирения, которым учил Питер Вальд несколькими столетиями раньше. С новыми еретиками обходились не лучше. Король Франциск I преследовал протестантов временами жестоко, однако беспорядочно, поскольку в основном он был занят войнами с Габсбургами. Его преемник Генрих II (1547—1559) отличался склонностью к садизму, а в свои последние годы особенно любил наблюдать сожжение еретиков, правда когда на костер угодил его собственный портной, то бедняга глядел на него таким осуждающим взглядом, что король не мог затем уснуть несколько ночей. В 1548 году он учредил для следствия над еретиками особый трибунал Le chambre ardent[14]. В 1551 году Шатобрианский эдикт систематизировал законы, направленные на подавление протестантов. В 1559 году, когда Генрих II испустил последний вздох, весь протестантский мир вздохнул с облегчением. Он умер через несколько дней после того, как сломанное копье пронзило на турнире его правый глаз. Однако смерть Генриха II совпала с заключением Като-Камбрезского мира между Францией и Империей, вскоре за которым во Французском Королевстве начались религиозные войны, а в остальной Европе — Католическая Реформация. КАЛЬВИНИЗМ В ГАБСБУРГСКИХ ЗЕМЛЯХ В 1543 году Кальвин увещевал самого императора Карла V такими словами: «Реформация церкви является деянием Божиим и потому не зависит от человеческих надежд и намерений, равно же как воскресение мертвых или любое другое чудо подобного рода. Посему не следует ожидать волеизъявления со стороны народа или особых обстоятельств, но надлежит вырваться из безнадежности, если существует какая-либо возможность содействовать Реформации. Бог желает проповеди Своего Евангелия. Будем послушны этому повелению и пойдем, куда Он нас зовет! А к каким последствиям это приведет, спрашивать не нам».[15] Единственное сходство Карла V и Франциска I состояло в их непреклонной враждебности к протестантизму. Карл преследовал протестантизм, потому что он противоречил вековой связи его династии с Римом. Франциск подавлял протестантизм, поскольку он угрожал единству его королевства, окрепшего более, чем любая другая национальная монархия. В габсбургских Нидерландах Карл мог оказывать сильнейшее давление на молодое кальвинистское движение, однако в самой Империи оно развивалось под протекцией доброжелательно настроенных князей, вопреки сопротивлению официальных Лютеранской и Католической церквей. Семнадцать голландских провинций находились под прямым правлением Габсбургов. В них Карлу V удалось сдерживать лютеранское и анабаптистское движения при помощи инквизиции и казней. Однако более воинственный кальвинизм проник действительно далеко после своего первоначального вторжения в Валлонские, т. е. крайне южные франкоязычные провинции. Женевский студент и миссионер Ги де Брэ (Guy de Brиs) составил кальвинистское Вероисповедание, принятое в 1566 году Антверпенским синодом. Движение набирало силу по мере того, как французские беженцы переправлялись через границу, а позднее с прибытием английских протестантов, — особенно в северных провинциях Нидерландов, где кальвинизм утвердился прочнее, чем на юге. Более систематические гонения на кальвинистов начались после вступления на престол сына Карла V, ограниченного и фанатичного католика Филиппа II (1556—1598), первые четыре года своего правления проведшего в голландской резиденции. В Нидерландах вопрос религиозной свободы соединился со стремлением к политической свободе. Воинственный кальвинизм отплатил Габсбургам их же монетой, подлив масла в огонь голландского сопротивления испанскому владычеству. В Империи ситуация была совершенно иной, поскольку там князья выступали в роли буфера между Габсбургами и народом. Мнение о том, что после Аугсбургского мира (1555) лютеранство закоснело или уснуло, является вымыслом, поскольку уже после того оно достигло поразительных успехов, включая Буцеровский и кальвинистский Страсбург, в 1580 году принявший лютеранскую Формулу согласия. Однако то здесь то там в Империи кальвинизм завоевывал новые позиции в лютеранских и католических землях. Название Реформатская церковь было впервые употреблено для различения кальвинистских общин и более традиционной официальной Лютеранской церкви. Проникновение кальвинизма было заметно в Вюртемберге, расположенном на верхнем Рейне, недалеко от Швейцарии, несколько позже в Бранденбурге, где кальвинистом стал правитель, хотя большинство населения осталось лютеранским, но особенно в Палатинате. В Палатинате курфюрст[16] Фридрих III (1559—1576) пришел к убеждению, что учение Кальвина о Причастии является истинным толкованием. Он назначил получивших образование в Женеве кальвинистских теологов на профессорские должности в Гейдельбергском Университете. В 1563 году они составили кальвинистский по сути, но умеренный в формулировках Гейдельбергский катехизис, который широко применялся реформатскими общинами в германских странах, а также в Нидерландах для наставления и в качестве доктринального стандарта. В Палатинате кальвинизм столкнулся с проблемой церковной иерархии, поскольку согласно традиции князь был официальным главою местной церкви. Врач курфюрста, некий Томас Любер (прибл. 1524—1583), более известный под латинским именем Эраст, утверждал, что правом отлучения от церкви должны обладать мирские власти. Его труды были опубликованы в Англии после его смерти в 1589 году, и термин Erastianism с тех пор применяется в этой стране по отношению к политическим концепциям государственного управления церковью. КАЛЬВИНИЗМ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В восточной Европе, на территориях Польши и Венгрии, кальвинизм имел серьезные успехи во второй половине шестнадцатого века. Несмотря на медленное, но стабильное распространение лютеранства в Литве и Малой Польше, с восшествием на престол в 1548 году Сигизмунда II Августа вперед вырвался кальвинизм, заняв доминирующее положение. Король Сигизмунд вел переписку с Кальвином и глубоко восхищался Наставлениями. В 1554 году Кальвин выслал ему проект реформы церкви Польши под руководством евангелического архиепископа и кальвинистских епископов. Кальвинизм обладал определенными, отсутствовавшими у лютеранства чертами, которые делали его привлекательным для среднего и низшего польского дворянства. В отличие от лютеранства, кальвинизм не столь явно ассоциировался с Германией, кроме того, его пресвитерианская структура предоставляла мирянам возможность участия в работе консисторий и управлении церковью на провинциальном и национальном уровнях, сродни тому участию в политическом управлении, коего желали эти сословия. Будучи более воинственной формой протестантизма, кальвинизм выступал против папской власти и абсолютной монархии, а потому отвечал запросам шляхты. В Литве могущественный литовский магнат и канцлер Сигизмунда Николай Радзивилл обратился в кальвинизм, приведя с собой все свои феодальные поместья и вассалов. В Малой Польше ведущей фигурой был священник благородного происхождения по имени Яан Лаский. Лаский обратился в лютеранство, помогал организовать церковь в Герцогстве Пруссия и служил общинам беженцев во Франкфурте и Эмдене, одновременно развиваясь в сторону кальвинизма. Три года он был пастором эмигрантской общины в Англии во время правления Эдуарда VI. Затем в 1557 году он вернулся в Польшу и там безуспешно трудился над созданием объединенной протестантской церкви с кальвинистской теологией и уставом. Под его руководством кальвинизм в целом существенно развился. Однако со временем протестантизм в Польше пришел в упадок, а в семнадцатом веке католицизм добился почти полной и бескровной победы, поскольку власть католического духовенства глубоко укоренилась в государстве, и короли оставались верны прежней церкви. При этом королевская власть сделала послабления в вопросах свободы поклонения, и по этой причине протестантам не удалось соединить свое дело с дворянским движением против короля. После неудачных попыток во время трех междувластий поместить на престол своего кандидата, протестанты утратили инициативу, и земельные магнаты один за другим вернулись в Католическую церковь, дабы их семейства не лишились высокого положения в государстве. В Венгрии развитие кальвинизма было похоже на польский вариант. До середины столетия лютеране обладали полной монополией в евангелизации страны, однако затем мадьярских земельных магнатов привлек кальвинизм. Маттиас Биро (Matthias Biro) превратил город Дебрецен в венгерскую Женеву. В Трансильвании, где сильное влияние имел Заполя, «трансильванские саксонцы», т.е. лютеране, столкнулись с мощным развитием кальвинизма, а управление в поместной автономии было устроено таким образом, что деревни и города могли сами избирать себе более близких им по духу проповедников — такой порядок получил эвфемистическое наименование «трансильванская терпимость». Несмотря на то, что в Венгрии кальвинизм имел лучшее положение, чем в Польше, реставрированный католицизм все же сохранил за собой количественное и политическое преобладание. ПРОТЕСТАНТИЗМ В ИСПАНИИ И ИТАЛИИ Франкоязычная Женева обладала стратегическим расположением, дающим возможность проникновения в Европу, говорящую на романских языках. Совершая героические усилия, Кальвин приступил к евангелическому штурму этих бастионов католицизма, но Испания, управляемая глубоко католическими королями, оставалась почти неприступна, а Италия, хотя и раздираемая противоречиями, расколами и полемикой, все же была сохранена для папы, главным образом при помощи сильной испанской руки, удерживавшей полуостров большую часть века. Церковь в Испании отличалась невиданной организованностью и дисциплиной, в основном — благодаря деятельности кардинала Франциско Хименеса де Киснероса (Francisco Ximenes de Cisneros), исповедника королевы Изабеллы, главы Католической церкви Испании, основателя Алкалаского университета (University of Alcala), и, что важнее всего, учредителя Испанской инквизиции (1480). После своей смерти, наступившей в тот же год, когда Лютер обнародовал Девяносто пять тезисов, он оставил за собой сильную церковь, готовую твердой рукой поддерживать Карла V и Филиппа II, превративших Испанию в политический центр своей династической Империи. Более того, успешное завершение крестовых походов против мавров внушило испанцам фанатический энтузиазм по отношению к католицизму, который, сочетаясь в их мышлении с национальной враждебностью ко всякому чужеземному влиянию, оставался неотъемлемым элементом испанского характера, подобно исламу для мавров. Но все же отдельным гуманистическим и протестантским книгам удалось проникнуть в страну благодаря купцам, перевозившим их контрабандой в тюках шерсти, в багаже книжных торговцев, в бочонках и грузах. Идеи Эразма просачивались, вопреки запрету на его книги. Испанские инквизиторы либо не могли, либо не желали различать эразмитов и лютеран, жестоко преследуя как еретиков и тех, и других. Отправляясь в ссылки, такие «лютеране» чаще всего становились кальвинистами. При этом предпринимались попытки пресекать влияние Эразма на испанскую мысль, вплоть до самого Сервантеса. Хищный взгляд экзекуторов взял на подозрение даже мистическое движение Alumbrados, подчеркивавшее внутренний аспект веры, обитание Христа в людских сердцах и имевшее своим центром бенедиктинский монастырь, возвышавшийся на крутой скале острова Монсерра (Monserrat). В 1555 году папа Павел IV открыто осудил испанских спиритуалистов (Esperitualistas). Небольшие группы лютеран втайне собирались в Севилье и Вальядолиде (Vallodolid), однако были выслежены, и пыткам подверглись все, кому не удалось бежать. На чужбину перебрались некоторые лучшие умы Испании. Выдающийся гуманист, философ-эразмит и педагог Хуан Луис Вивес (1492—1540) прожил свою жизнь во Франции, Англии и Нидерландах. Оставили Испанию эразмит Хуан де Вальдес (Juan de Valdes) (1500—1541) и его брат-близнец Альфонсо. В 1530 году, после написания Диалога Меркурия и Харона (Dialogue of Mercury and Charon), Хуан переехал в Неаполь, опасаясь инквизиции. Альфонсо занялся политикой и служил в свите Карла V на территории Империи, скончавшись в 1532 году в Вене. Испании еще предстоит оправиться от преследования своих интеллектуалов, приведшего к утрате независимых мыслителей. Намного сложнее была ситуация в Италии, в самом сердце которой располагался Рим и папские земли. Италия, страдавшая от бесконечных иноземных нашествий, служившая испанским и французским армиям в качестве поля боя, политически раздробленная на малые враждующие между собой государства, свидетельствовала в первые десятилетия шестнадцатого века об упадке культуры Возрождения и о завершении эпохи гуманизма. Исключение составляла только Венеция, переживавшая последний подъем гражданского гуманизма и позднее цветение живописи. В ранние годы евангелическая вера беспорядочно проникала в различные итальянские города-государства, при этом сложно было отличить друг от друга людей, предпочитавших лютеранские и католические эразмические реформы, а лютеранство отличить от местного антиклерикализма. Более того, следует внимательно изучить, насколько проникли в массы анабаптизм и другие сектантские верования, поскольку встречаются свидетельства о существовании анабаптистских общин в Виченце и Венеции, а также о деятельности анабаптистов в других местах. Протестантская Европа быстро покрылась сетью общин итальянских беженцев. В 1542 году протестантизм в Италии вошел в новый период существования, ибо в этом году папа Павел III основал под давлением кардинала Караффа (Caraffa) канцелярию Священной Римской инквизиции. Инквизиция вытравила из страны многие свободолюбивые умы, преимущественно тяготевшие к Женеве и Западной Европе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |